Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ЖКХИБ ЦАО": Дюльгарова И.Н.,
ООО "АНТАЛ": Арищенкова И.В.,
рассмотрев жалобу ООО "АНТАЛ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. "Автомобильные дороги ЦАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории, между улицами Советской Армии и Олимпийский пр-кт (Закупка N0373200081217000657) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/50064/17 от 02.10.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные и неправомерные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно:
- п. "Краска (охра)": "стойкость пленки при температуре (20 _2) °С к статическому воздействию воды - не менее 0,5 ч";
- п. "Краска фасадная": "Белизна - не менее 92 %", "Время высыхания пленки до степени 3 при (20+0,2)С - не более 3 ч", "Время высыхания пленки до степени 3 при (100-110) С - не более 1 ч";
- п. "Арматурные заготовки": "число поперечных выступов - должно быть от 1 до 4";
- п. "Сталь двутавровая обычная": "площадь поперечного сечения - должна быть от 14,7* до 23,4* см2";
- п. "Сталь листовая оцинкованная": "шероховатость - до 3 мкм", "толщина цинкового покрытия - от 17 до 60* мкм";
- п. "Растворы цементно-известковые": "средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте - менее 1500 или >1500 кг/м3";
- п. "Растворы цементные": "средняя плотность, D, затвердевших растворов в проектном возрасте : тяжелые растворы - более 1500 кг/м3, легкие растворы - менее 1500 кг/м3";
- п. "Болты строительные": "Расчетная площадь сечения - не менее 157 мм2";
- п. "Смеси сухие штукатурные цементно-песчаные для внутренних и наружных работ": "морозостойкость - не менее 50 циклов", "крупность наполнителя - должно быть не более 0,5 мм";
- п. "Краски масляные жидкотертые": "степень перетира - не более 90 мкм";
- п. "Смеси асфальтобетонные": "Наибольший размер минеральных зерен - до 10 мм", "Содержание битума в смесях - от 6,0* до 9,0* % по массе";
- п. "Песок": "ТИП 1: модуль крупности - должно быть от 1,5 до 3,0 Мк", "ТИП 2: модуль крупности - должен быть от 1,5 до 3,0 Мк";
- п. "Шпатлевка": "Степень перетира - должна быть <90 мкм";
- п. "Краски водно-дисперсионные": "Морозостойкость краски - не менее 5 цикл", "Степень перетира - не более 70 мкм";
- п. "Гайки": "Расчетная площадь сечения - не более 561 мм2";
- п. "Сталь круглая": "площадь поперечного сечения - более 0,196 см";
- п. "Сталь квадратная": "площадь поперечного сечения - более 25 мм";
- п. "Шумозащитный экран": "Виброакустика с показателем эффективной изоляции воздушного шума - не менее 34 дБ(А)", "Светопрозрачные листы не подвержены выцветанию и потери светопропускания - не менее 20 лет".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования ограничивают количество участников закупки, поскольку являются избыточными требованиями, определяемыми после проведения испытаний товара. Так, например, по п. "Растворы цементные": "средняя плотность, D, затвердевших растворов в проектном возрасте : тяжелые растворы - более 1500 кг/м3, легкие растворы - менее 1500 кг/м3", при этом, согласно п.5.5 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" данные значения требуемых показателей устанавливаются с помощью методов испытаний; а также по п."Краски масляные жидкотертые": "степень перетира - не более 90 мкм", при этом, согласно п.4.2 ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия" данное значение требуемого показателя устанавливается с помощью методов испытаний.
Также, по п. "Сталь двутавровая обычная" установлено, что, согласно ГОСТ 19425-74 "Балки двутавровые и швеллеры стальные специальные. Сортамент", значение такого параметра как "площадь поперечного сечения" напрямую зависит от номера профиля. Таким образом, при указании участником закупки номера профиля, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на выполнение работ на условиях аукционной документации и соответствующего требованиям ГОСТ 19425-74, Заказчику заведомо известен показатель характеристики "площадь поперечного сечения". Кроме того, по п. "Краски масляные жидкотертые": "степень перетира - не более 90 мкм" установлено, что, согласно ГОСТ 8292-85, значение такого параметра как "степень перетира" напрямую зависит от марки краски. Таким образом, при указании участником закупки марки краски, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на выполнение работ на условиях аукционной документации и соответствующего требованиям ГОСТ 8292-85, Заказчику заведомо известен показатель характеристики "степень перетира".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные характеристики установлены Заказчиком для более точного описания необходимого для проведения работ товара. Более того, в инструкции Заказчиком установлено следующее положение: "В случае отсутствия данных у производителя и нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует"".
При этом, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил документы, подтверждающие, что производителями и поставщиками регламентируются конкретные значения вышеуказанных параметров в открытом доступе, а также что участники закупки имеют возможность указать такие сведения о товарах без проведения испытаний над определенной партией товара.
Вместе с тем, на основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АНТАЛ" на действия ГБУ г. "Автомобильные дороги ЦАО" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии С.И. Казарин
К.А. Сомов
Исп. К.А. Сомов, 8-495-784-75-05, доб.(178)
1. ГБУ г. "Автомобильные дороги ЦАО"
109029, г. Москва, проезд Автомобильный, д.17, стр. 1
2. ГКУ "Дирекция ЖКХИБ ЦАО"
105066, г. Москва, ул. Басманная Нов., дом 37/стр.1
3. ООО "АНТАЛ"
420015, г. Казань, ул Карла Маркса,
д 51, пом. 11
4. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N2-57-12113/77-17 об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок
06.10.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
на основании решения Комиссии от 06.10.2017 по делу N2-57-12113/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "АНТАЛ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. "Автомобильные дороги ЦАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории, между улицами Советской Армии и Олимпийский пр-кт (Закупка N0373200081217000657) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 06.10.2017 по делу N2-57-12113/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 06.10.2017 по делу N2-57-12113/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 21.11.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 06.10.2017 по делу N2-57-12113/77-17 может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии С.И. Казарин
К.А. Сомов
Исп. К.А. Сомов, 8-495-784-75-05, доб.(178)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 октября 2017 г. N 2-57-12113/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2017