Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
проведя внеплановую проверку по обращению ООО "Спецмонтаж", в присутствии:
- представителя территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области Макаровой И.Е., действующего на основании доверенности от 10.10.2017,
- представителя территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области Семененко А.А., действующего на основании доверенности от 10.10.2017,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени проведения внеплановой проверки и заявившего ходатайство о проведении проверки без его участия,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 02.10.2017 поступило обращение ООО "Спецмонтаж" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в административном здании Челябинскстата (извещение N 0369100030717000134) (далее - аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте 18.09.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу - 168 701, 84 рублей.
На дату проведения внеплановой проверки контракт не заключен.
В обращении заявителя указано, что в аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии лицензии ФСБ России, так как для разработки проектно-сметной документации системы автоматической пожарной сигнализации допуск к государственной тайне не требуется.
Кроме того, в обращении указано, что заказчиком неправомерно установлено свидетельство СРО, вместе с тем указанный документ не требуется участнику закупки, так как для выполнения указанных работ не оформляется разрешение на строительство.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Заказчиком правомерно установлено требование о наличии лицензии ФСБ России, так как в ходе выполнения работ исполнитель неизбежно будет находиться в помещении, в котором осуществляется хранение и обработка сведений, составляющих государственную тайну. Свидетельство СРО установлено в связи с тем, что проектирование объекта капитального строительства в силу градостроительного законодательства требует членства в СРО.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1.1 Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Как следует из статьи 2 Закона о государственной тайне доступ к сведениям, составляющим государственную тайну предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется только при необходимости доступа лиц к указанным сведениям, выраженного в непосредственном использовании (ознакомлении) с ними в ходе выполнения работ, являющихся предметом закупки.
Как следует из анализа документации об аукционе предметом закупки является разработка проектно-сметной документации системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в административном здании Челябинскстата.
При этом, требования к порядку выполнения и результатам работ определены в техническом задании документации о закупке.
Из технического задания, в том числе проекта контракта не следует, что подрядчику в ходе выполнения работ будут переданы сведения, составляющие государственную тайну.
В разделе 7 технического задания указано, что в связи с наличием в здании режимного объекта исполнитель должен иметь лицензию ФСБ. Кроме того, заказчиком в письменных пояснениях также указано на то, что в здании заказчика расположено подразделение по защите государственной тайны, в связи с чем подрядчик при выполнении работ может получить доступ к указанной информации.
Вместе с тем, из положений законодательства о защите государственной тайны следует, что основанием для наличия указанной лицензии является непосредственное ознакомление лица с государственной тайной, а не факт его нахождения в режимном помещении.
Кроме того, в ответе (от 09.10.2017 исх. N 129/6-6497) на запрос (от 03.10.2017 исх. N 12574/09) антимонопольного органа в Управление Федеральной службы безопасности по Челябинской области о необходимости лицензирования деятельности, предусмотренной в документации об аукционе, указано, что поскольку доступ к государственной тайне подрядчика отсутствует, то предоставление лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не требуется.
При этом, в ответе лицензирующего органа предусмотрено, что требовать от командированного гражданина, прибывшего в организацию для выполнения задания, не связанного с работами со сведениями, составляющими государственную тайну, справку о допуске по соответствующей форме запрещается. Исключение составляют случаи, когда командированный гражданин при выполнении задания неизбежно будет иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (пункт 69 инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63).
С учетом изложенного, установление заказчиком в документации об аукционе требования к участнику закупки и к составу второй части заявки лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (пункты 15,19 информационной карты) не соответствует предмету закупки, что противоречит пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66, пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
1.2 Как следует из части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ предусмотрены исключительные случаи, при которых отдельным видам юридических лиц не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
При этом, частью 5 статьи 55.17 ГрК РФ предусмотрено, что форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя выполнение работ по архитектурно-строительному проектированию объектов капитального строительства, то единым требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с учетом случаев, предусмотренных частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ. При этом, требованием к составу второй части заявки участника закупки является предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации с учетом положений частей 4,5 статьи 55.17 ГрК РФ.
Как следует из извещения и документации о закупке объектом закупки является составление проектно-сметной документации системы автоматической пожарной сигнализации.
В пунктах 15, 19 информационной карты документации об аукционе в требованиях к участнику закупки и к составу второй части заявки указано на обязанность участника закупки предоставить копию действующего свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе неправомерно установлено требование к участнику закупки о предоставлении свидетельства саморегулируемой организации, так как с 01.07.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым свидетельство саморегулируемой организации утрачивает свое значение.
Вместе с тем, обязательным требованием к участнику закупки и к составу второй части заявки является членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с учетом случаев, предусмотренных частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ. При этом, требованием к составу второй части заявки участника закупки является предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации с учетом положений частей 4,5 статьи 55.17 ГрК РФ.
Указанная позиция антимонопольного органа подтверждается ответом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация Союз проектных организаций Южного Урала" (исх. 01-00256/17 от 10.10.2017), в соответствии с которым подрядчик для выполнения работ, указанных в техническом задании, должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
2. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1042) предусмотрены штрафные санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
В пункте 6 Постановления N 1042 предусмотрены штрафные санкции за неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств).
При этом, в пунктах 2.2.4, 2.2.5 проекта контракта установлены обязательства подрядчика, не имеющие стоимостного выражения.
В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5,6 Постановления N 1042 в проекте контракта не установлены штрафные санкции на подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение нестоимостных обязательств, а также в случае заключения контракта с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 6 части 5 статьи 63, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5,6 Постановления N 1042.
2. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.*
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
И.О. Кокшарова
Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 октября 2017 г. N 250-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2017