Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Олимп" (далее - Заявитель) на действия Инспекции ФНС N4 по г. Краснодару при проведении электронного аукциона: "Поставка и монтаж системы резервного электроснабжения (дизельной электростанции)" (извещение N0118100002317000022) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что в аукционной документации установлены требования к описанию объекта закупки противоречащие ст.33 Закона о контрактной системе. В проекте контракта документации электронного аукциона за ненадлежащее исполнение Заказчиком и подрядчиком обязательств отсутствуют все возможные значения размеров штрафов для каждого порогового значения цены контракта, что нарушает чч.4, 5, 8 ст.34 Закона о контрактной системе. В проекте контракта не указан идентификационный код закупки.
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласился, документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что требования в техническом задании установлены в соответствии с Законом о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - Инспекцией ФНС N4 по г. Краснодару проводился электронный аукцион: "Поставка и монтаж системы резервного электроснабжения (дизельной электростанции)" (извещение N0118100002317000022).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 404 658,00 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация электронного аукциона содержит "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ", где Заказчиком установлены требуемые параметры и значения: технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала).
12 |
Уголок горячекатаный стальной, по ГОСТ 8509-93 |
|
|
Тип |
равнополочный |
||
Номер уголка |
5 |
||
Толщина стенки |
не менее 4 не более 6 |
||
Теоретическая масса погонного метра, кг |
не менее 3,32 не более 4,47 |
||
Материал |
Сталь ст3, 3пс5/5сп |
Согласно п.4 "ГОСТ 8509-93 Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент" предельные отклонения по размерам уголков не должны превышать указанных в таблице 2.
Номер уголка |
Предельные отклонения, мм |
||||||
по ширине полки |
по толщине полки |
||||||
до 6 включ. |
от 6,5 до 9 включ. |
свыше 9 |
|||||
А |
В |
А |
В |
А |
В |
||
От 2 до 4,5 |
_1,0 |
+0,2 |
+0,3 |
- |
- |
- |
- |
-0,3 |
-0,4 |
||||||
" 5 " 9 |
_1,5 |
+0,2 |
+0,3 |
+0,2 |
+0,3 |
+0,3 |
+0,4 |
-0,4 |
-0,5 |
-0,5 |
-0,6 |
-0,5 |
-0,6 |
||
" 10 " 15 |
_2,0 |
- |
- |
+0,3 |
+0,4 |
+0,3 |
+0,4 |
-0,5 |
-0,6 |
-0,6 |
-0,7 |
||||
" 16 " 20 |
_3,0 |
- |
- |
- |
- |
+0,4 |
+0,5 |
-0,7 |
-0,8 |
||||||
" 22 " 25 |
_4,0 |
- |
- |
- |
- |
+0,4 |
+0,5 |
-0,8 |
-0,9 |
Следовательно, есть и предельные отклонения по массе:
Номер уголка |
Предельные отклонения по массе, % |
|
1 класс |
II класс |
|
От 2 до 7,5 включ. |
+3 |
+3 -5 |
-5 | ||
Свыше 7,5 |
_2,5 |
Таким образом, участник должен иметь товар в наличии на этапе подачи заявки с целью предоставления конкретных характеристик. Аналогичные требования установлены Заказчиком по поз.10 и поз.11 "Горячекатаная арматурная сталь, по ГОСТ 5781-82" установлено: "Теоретическая масса погонного метра, кг не более 0,900", "Теоретическая масса погонного метра, кг не более 0,700 (соответственно)".
Согласно п.1.3 ГОСТ 5781-82. Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5) номера профилей, площади поперечного сечения, масса 1 м длины арматурной стали гладкого и периодического профиля, а также предельные отклонения по массе для периодических профилей должны соответствовать указанным в табл.1
Номер профиля (номинальный диаметр стержня dн) |
Площадь поперечного сечения стержня, см2 |
Масса 1 м профиля |
|
Теоретическая; кг |
Предельные отклонении, % |
||
6 |
0,283 |
0,222 |
+9,0 |
8 |
0,503 |
0,395 |
-7,0 |
10 |
0785 |
0,617 |
+5,0 |
12 |
1,131 |
0,888 |
-6,0 |
14 |
1,540 |
1,210 |
|
16 |
2,010 |
1,580 |
|
18 |
2,540 |
2,000 |
|
20 |
3,140 |
2,470 |
+3,0 |
22 |
3,800 |
2,980 |
-5,0 |
25 |
4,910 |
3,850 |
|
28 |
6,160 |
4,830 |
|
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик установил избыточные требования: поз.2 "Выключатель автоматический "АВВ" или эквивалент" установлено "максимальное сечение подключаемого кабеля, мм2 не менее 35"; поз.3 "максимальное сечение подключаемого кабеля, мм2 не менее 35"; поз.4 "Сечение жил, мм2 не менее 100 не более 150"; поз.5 "Сечение жил, мм2 не менее 1.5 не более 2.5"; поз.6 "Сечение жил, мм2 не более 25"; поз.7 "Сечение жил, мм2 не 150"; поз.8 "Сечение жил, мм2 не более 120"; поз.10 "площадь поперечного сечения стержня, см2 0,785 или 1,131"; поз.11 "площадь поперечного сечения стержня, см2 0,503 или 0,785".
Согласно п.8.15.2 ГОСТ Р 50345-2010 (МЭК 60898-1:2003) "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" выключатели должны быть оснащены выводами, допускающими присоединение медных проводников номинальной площадью поперечного сечения согласно таблице 5.
|
|
|
|
Номинальный ток а), А |
Диапазон номинальных поперечных сечений присоединяемых проводников, мм2 |
||
До 13 включ. |
От 1,0 |
до 2,5 |
|
Св. 13 |
до 16 включ. |
" 1,0 |
" 4,0 |
" 16 |
" 25 " |
" 1,5 |
" 6,0 |
" 25 |
" 32 " |
" 2,5 |
" 10,0 |
" 32 |
" 50 " |
" 4,0 |
" 16,0 |
" 50 |
" 80 " |
" 10,0 |
" 25,0 |
" 80 |
" 100 " |
" 16,0 |
" 35,0 |
" 100 |
" 125 " |
" 25,0 |
" 50,0 |
а) Требуется, чтобы при номинальных токах до 50 А включительно выводы были рассчитаны на зажим как однопроволочных, так и жестких многопроволочных проводников; допускается применение гибких проводников. | |||
В то же время допускается, чтобы выводы для проводников с поперечым сечением от 1,0 до 6,0 мм2 были рассчитаны на зажим только однопроволочных проводников. |
В нарушение п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлены единицы измерения показателей товаров: поз.2.2 "объем цилиндров не менее 11,56"; поз.2.2.1 "диаметр цилиндра/ход поршня не более 126 х не менее 150".
Таким образом, требование Заказчика по поз.10, 11, в части указания "площадь поперечного сечения стержня, см2", по поз.2.2, 2.2.1 противоречит положениям п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которые утратили силу с 09.09.2017 г. в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Извещение о проведении электронного аукциона "Поставка и монтаж системы резервного электроснабжения (дизельной электростанции)" (извещение N 0118100002317000022) размещено Заказчиком 27.09.2017 10:02.
В силу п.1 ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, условия об ответственности, установленные Заказчиком в "Проекте контракта" не соответствуют чч.4, 5, 8 ст.34 Закона о контрактной системе и постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 г. N1042.
Частью 11 ст.21 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе обусловлено, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В Извещении электронного аукциона Заказчиком установлено: "Идентификационный код закупки 173231102404723110100100460012711244".
В свою очередь, в проекте контракта Заказчиком идентификационный код закупки не указан, что является нарушением ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе.
Нарушение, допущенное Заказчиком, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7; ч.1 ст.23; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.2) ч.1 ст.64; чч.4, 5, 8 ст.34 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 30.08.2017 г. N1042.
2. Заказчику - Инспекции ФНС N4 по г. Краснодару (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 941
по делу N ЭА-3301/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
12 октября 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании решения от 12.10.2017 года по делу N ЭА-3301/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Олимп" на действия Инспекции ФНС N4 по г. Краснодару при проведении электронного аукциона: "Поставка и монтаж системы резервного электроснабжения (дизельной электростанции)" (извещение N0118100002317000022) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - Инспекции ФНС N4 по г. Краснодару (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7; ч.1 ст.23; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.2) ч.1 ст.64; чч.4, 5, 8 ст.34 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-3301/2017 от 12.10.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона с учетом требования Закона о контрактной системе.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона N0118100002317000022. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4.Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-и рабочих дней со дня его получения.
5. В срок до 10.11.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 октября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2017