Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "АВСмед" (далее - ООО "АВСмед", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
от заказчика Государственного учреждения - Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее также - ГУ-РО ФСС РФ по РС (Я), заказчик): Мироновская М.Е. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "АВСмед" на действия заказчика Государственного учреждения - Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2017 году: Слуховой аппарат цифровой заушный мощный (изв. N 0216100000317000432), проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "АВСмед" на действия заказчика Государственного учреждения - Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2017 году: Слуховой аппарат цифровой заушный мощный (изв. N 0216100000317000432).
Из текста жалобы ООО "АВСмед" следует, что в Описании объекта закупки аукционной документации заказчиком установлено следующее: "количество каналов цифровой обработки звука - бесканальный".
Указывают, что указанное требование ограничивает возможность участников закупки предложить слуховые аппараты с соответствующими требованиям аукционной документации характеристиками, но имеющим разделением на каналы. Указывают, что слуховые аппараты имеющие разделение на каналы позволяют произвести более точную настройку и улучшить эксплуатационные свойства товара.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой ООО "АВСмед" не согласны по следующим основаниям.
Показатель "количество каналов цифровой обработки - бесканальный" был определён Заказчиком как не изменяемый, что полностью соответствует требованиям существующего законодательства в сфере закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Также, необходимо отметить, что на сегодняшний момент как минимум три модели слуховых аппаратов разных производителей имеют бесканальный тип обработки сигнала, а именно: "Кредо-Р " Россия, "МОНД-Р" Россия и "INIZIA 3 IN3 CPx", Швейцария, что подтверждается письмами, полученными в ответ на запрос цен.
Вышеуказанные модели слуховых аппаратов, полностью подходят под требования Части III технического задания, что очевидно указывает на то, что Заказчик не ограничивает потенциальных Поставщиков ни в выборе модели слухового аппарата, ни в выборе производителя.
Бесканальный звуковой процессор работает без искусственного разделения входящих звуковых сигналов на каналы или полосы, обрабатывая звуковой сигнал как единое целое. Как результат чистое и естественное качество звука.
Определяя потребность, таким образом, Заказчик исходил из рационального использования бюджетных средств и эффективности реабилитационного процесса.
Также хотелось бы отметить, что описание объекта закупки делалось на основании рекомендации врача - сурдолога, согласовано с председателем Якутского республиканского отделения глухих и в соответствии с выданной инвалиду индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее ИПРА), в которой указан перечень технических средств реабилитации необходимых инвалиду, в частности в ИПРА на обеспечение слуховыми аппаратами указано: нуждается в слуховом аппарате цифровом мощном, конкретное описание слуховых аппаратов отсутствуют.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение N 0216100000317000432 об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.09.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 118 682,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка;
5) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации;
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "АВСмед" необоснованной по следующим основаниям.
Из сути жалобы следует, что ООО "АВСмед" обжалуются действия заказчика по установлению в Описании объекта закупки аукционной документации заказчиком требования о том, что требуемый к поставке слуховой аппарат должен быть бесканальным.
Указывают, что указанное требование ограничивает возможность участников закупки предложить слуховые аппараты с соответствующими требованиям аукционной документации характеристиками, но имеющим разделением на каналы. Подчеркивают, что слуховые аппараты имеющие разделение на каналы позволяют произвести более точную настройку и улучшить эксплуатационные свойства товара.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
Кроме того, согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 1 статья 12 Закона о контрактной системе, определяющей принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Материалами дела установлено, что заказчиком в части III "Техническое задание" аукционной документации помимо прочих указано следующее требование: "Кол-во каналов цифровой обработки звука - бесканальный".
Из пояснений представителей заказчика следует, что требования к слуховым аппаратам мощным, требуемым к поставке разрабатывались на основании рекомендации врача - сурдолога, согласовано с председателем Якутского республиканского отделения глухих и в соответствии с выданной инвалиду индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее ИПРА), в которой указан перечень технических средств реабилитации необходимых инвалиду.
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к заключению о том, что устанавливая требования к поставляемому товару, заказчики исходили из потребностей конечных получателей слуховых аппаратов.
Кроме того, поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, требования, установленные заказчиком в Описании объекта закупки аукционной документации являются соответствующими положениям законодательства о контрактной системе.
Кроме того, заявителем жалобы в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие доводы об ограничении, установленными требованиями заказчика, количества участников закупки, не представлены доказательства относительно того, что подателем жалобы проведен анализ рынка по производству слуховых аппаратов мощных, результаты которого позволяют утверждать, что установленные в аукционной документации требования ограничивают участников закупки в участии в данном аукционе, не представлены доказательства относительно того, что слуховые аппараты с разделением на каналы имеют лучшие характеристики, нежели слуховые аппараты бесканальные.
При этом у Комиссии Якутского УФАС России по контролю закупок отсутствуют полномочия по проверке действий заказчика на предмет нарушения антимонопольного законодательства, также отсутствуют полномочия по проведению исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках.
Таким образом, на основании вышеизложенного жалоба ООО "АВСмед" подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "АВСмед" на действия заказчика Государственного учреждения - Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2017 году: Слуховой аппарат цифровой заушный мощный (изв. N 0216100000317000432) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии М.Н. Мохначевская
Члены комиссии: В.А. Данилова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 октября 2017 г. N 06-1109/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2017