Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20 октября 2017 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления;
Заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов,
Член Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,
в присутствии представителей уполномоченного учреждения: Комитет экономического прогнозирования, инвестиций и инновационной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области- Гаврилова С.С. (доверенность от 10.05.2017),
в отсутствие представителей заказчика- администрации Липецкого муниципального района Липецкой области, заявителя- ООО "Недра Сибири",
рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" на положения документации об электронном аукционе на выполнение дополнительных работ по объекту: "Строительство многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном в д.Копцевы Хутора Липецкого муниципального района Липецкой области" (реестровый номер 0846300001917000093) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 13.10.2017 поступила жалоба ООО "Недра Сибири" на положения документации об электронном аукционе.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы".
Заявитель, заказчик, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направили.
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
В своей жалобе заявитель указывает, что его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика:
1). В проекте контракта и в аукционной документации, в нарушение ч.23 ст.34 Закона о контрактной системе, возложена обязанность на поставщика (подрядчика, исполнителя) по предоставлению информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта;
2). В аукционной документации и в проекте контракта, в нарушение ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе, отсутствует объем привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве субподрядчиков (соисполнителей) по контракту, определенный в конкретном размере;
3). В проекте контракта содержится формулировка требования, не соответствующая положениям ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе.
Представитель уполномоченного учреждения не согласился с доводами жалобы заявителя и пояснил, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителя уполномоченного учреждения, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Документация об электронном аукционе на выполнение дополнительных работ по объекту: "Строительство многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном в д.Копцевы Хутора Липецкого муниципального района Липецкой области" (реестровый номер 0846300001917000093) и извещение размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Объектом закупки является выполнение дополнительных работ по объекту: "Строительство многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном в д.Копцевы Хутора Липецкого муниципального района Липецкой области".
1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в проекте контракта и в аукционной документации, в нарушение ч.23 ст.34 Закона о контрактной системе, возложена обязанность на поставщика (подрядчика, исполнителя) по предоставлению информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, Комиссия Липецкого УФАС России считает его обоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе, заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта (ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе). При этом, по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию", установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, рассматриваемая закупка осуществляется заказчиком для обеспечения муниципальных нужд. Кроме того, согласно извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации, начальная (максимальная) цена контракта составляет 28 976 780,00 рублей.
Таким образом, нормы ч.23 ст.34 Закона о контрактной системе и Постановления N775 не распространяются на рассматриваемый электронный аукцион.
Вместе с тем, п.6.4.25 проекта контракта предусмотрено следующее: "Подрядчик обязан предоставить Заказчику информацию обо всех субподрядчиках (соисполнителях), заключивших с ним договор (договоры) субподряда, цена которого (общая цена которых) составляет более десяти процентов цены контракта. Данная информация предоставляется Заказчику Подрядчиком в течении десяти дней с момента заключения им договора субподряда".
Кроме того, в соответствии с п.18.1 аукционной документации установлено следующее: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 15 процентов от цены контракта".
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что установление заказчиком в п.6.4.25 проекта контракта вышеуказанных требований не соответствует требованиям части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе и нарушает требования ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы заявителя является обоснованным.
2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в аукционной документации и в проекте контракта, в нарушение ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе, отсутствует объем привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве субподрядчиков (соисполнителей) по контракту, определенный в конкретном размере, Комиссия Липецкого УФАС России считает его необоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе, заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Проанализировав аукционную документацию установлено, что в п.6.24.26 проекта контракта, являющемся приложением к данной документации, указано следующее: "Подрядчик обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 15 процентов от цены контракта".
В соответствии с ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч.4 ст.68 Закона о контрактной системе, электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч.2 ст.70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Из совокупного толкования вышеуказанных норм следует, что на момент составления аукционной документации, в которую, в том числе, входит проект контракта, заказчик не может знать цену контракта. Следовательно, заказчик не имеет возможности установить конкретный размер объема привлечения СМП к исполнению контракта.
Более того, в соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе, типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление Правительства N1466) утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствии с данными условиями, обязанностью поставщика (подрядчика, исполнителя) является привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, указанном как: "не менее _ процентов от цены контракта".
Таким образом, заказчик, установив в п.6.24.26 проекта контракта условие о том, что "Подрядчик обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 15 процентов от цены контракта" совершил действия по соблюдению требований Постановления Правительства N1466.
Таким образом, довод заявителя о том, что объем привлечения СМП к исполнению контракта должен быть определен в конкретном размере не нашел своего подтверждения и признан Комиссией Липецкого УФАС России необоснованным.
3. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в проекте контракта содержится формулировка требования, не соответствующая положениям ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России считает его необоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе, заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Как установлено при рассмотрении жалобы, к участникам электронного аукциона было предъявлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 6.24.27 проекта контракта установлено следующее: "В срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику:
а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
При этом, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что указанный пункт проекта контракта установлен заказчиком в соответствии с п.2 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных Постановлением Правительства N1466.
При таких обстоятельствах, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что требования ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе, в совокупности с типовыми условиями контрактов, заказчиком соблюдены. Кроме того, заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлены нарушения требований п.2 ч.1, ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
1. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Как следует из приведенных положений Закона о контрактной системе требования к составу заявки - отдельная часть документации, а инструкция по ее заполнению является самостоятельной частью документации и призвана оказать помощь участникам при заполнении заявки, в частности, первой ее части, содержащей характеристики товаров, используемых при выполнении работ.
При этом, максимальные и минимальные значения показателей материалов, используемых при выполнении работ, содержатся в технической части документации.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что техническое задание (приложение N1 к аукционной документации) содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Как выявлено Комиссией Липецкого УФАС России, в техническом задании аукционной документации при указании технических характеристик используемых при выполнении работ товаров применяются символы, в том числе: * (звездочка), а также сопровождаются словами: "от" и "до", "от" или "до" и т.д.
Так, например, по позиции 15 "Пиломатериалы" технического задания аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к используемому при выполнении работ товару: "сорт: от 1* до 3*".
При этом, инструкцией по заполнению заявки предусмотрено, в частности, следующее: "_.В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения. В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка)_".
Таким образом, исходя из инструкции по заполнению заявки, заказчику не требуются крайние значения параметра, установленные в описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что установленная заказчиком инструкция по заполнению заявки допускает двоякое толкование установленных заказчиком требований к характеристикам товаров, вводит участников закупки в заблуждение и, следовательно, является ненадлежащей, что является нарушением п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Как следует из п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику о соответствии его требованиям, предусмотренным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона.
Как было вышеизложено, объектом закупки является выполнение дополнительных работ по объекту: "Строительство многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном в д.Копцевы Хутора Липецкого муниципального района Липецкой области".
При этом, проанализировав аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что п.15 установлены требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Однако, в аукционной документации не указано соответствие каким требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, заказчиком предъявлены требования к участникам закупки, что соответственно, не является исполнением требований ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе по установлению требований к участникам закупки.
Вместе с тем, проанализировав извещение о проведении электронного аукциона, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что оно содержит, в том числе, следующие требования, предъявляемые к участникам такого аукциона: "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ) Участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. 2. Саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. 3.Совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств".
Таким образом, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в извещении о проведении электронного аукциона указанное требование установлено, а в п.17.2 аукционной документации установлено требование о предоставлении во второй части заявки документов (выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N58), подтверждающих соответствие участника требованию, указанному в извещении о проведении электронного аукциона.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" на положения документации об электронном аукционе на выполнение дополнительных работ по объекту: "Строительство многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном в д.Копцевы Хутора Липецкого муниципального района Липецкой области" (реестровый номер 0846300001917000093) обоснованной в части нарушения требований ч.23 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. В действиях заказчика установлены нарушения п.2 ч.1, ч.3, ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, ввиду того, что данное предписание было выдано по делу N353м/17.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ И.В. Поткина
Заместитель председателя Комиссии: ____________ Т.Н. Ролдугина
Член Комиссии: ____________ Т.С. Рябкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 19 октября 2017 г. N 355-м/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2017