Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
в отсутствие представителей ООО "Капстрой 47" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения заседания,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 24841/17 от 18.10.2017) на действия СПб ГКУ "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по уборке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования согласно адресному перечню (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 02.10.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200004617000063. Начальная (максимальная) цена контракта - 36 905 739,50 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Уполномоченный орган считает жалобу необоснованной.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе конкурсная заявка должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно п. 8.8 раздела 8 Части II документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к составу и содержанию заявки на участие в конкурсе: "Предложение в отношении объекта закупки по форме "Предложение участника в отношении объекта закупки по товарам, используемым при выполнении работ, их качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, соответствующим требованиям конкурсной документации" (приложение N 3 к специальной части).".
Раздел 15 Части II документации о закупке Заказчиком содержит порядок предоставления сведений о конкретных показателях товаров (материалов) в составе заявки (по форме приложения N3 "Предложение участника в отношении объекта закупки по товарам, используемым при выполнении работ, их качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, соответствующим требованиям конкурсной документации" к специальной часть).
Согласно разделу 15 Части II документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее: "При предоставлении сведений под конкретными показателями понимается характеристики товаров (материалов), в соответствии с Приложением N4 к Техническому заданию, содержащем требования к товарам (материалам), использующимся при выполнении работ.".
Заявитель в жалобе указал на установление избыточных требований к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний.
Например, согласно п. 6 "Гранитная крошка" Приложения N 4 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Крошка должен представлять собой фракционный песок в виде неорганического сыпучего материала с крупностью зерен свыше 1,25 или свыше 2,5 до 5 мм, полученного при производстве гранитного щебня. Песок в виде смеси фракций или в виде одной фракции. Содержание в песке зерен крупностью свыше 5 мм не более 5 % по массе. Содержание в песке зерен менее наименьшего размера не более 5 % по массе. Содержание в песке зерен лещадной и игловатой формы не более 25 %. Содержание во фракции песка свыше 2,5 до 5 мм пылевидных и глинистых частиц не более 1,5 % по массе. Содержание во фракции песка свыше 1,25 до 2,5 мм пылевидных и глинистых частиц не более 2 % по массе. Песок не должен содержать посторонних засоряющих примесей.".
Согласно п. 9.4 Части III документации о закупке Заказчиком установлено требование о соответствии товара "Гранитная крошка" ГОСТ 31424-2010 "Межгосударственный стандарт. Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия".
В соответствии с п. 5.4 ГОСТ 31424-2010 "Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия" предприятие-изготовитель должно сопровождать каждую партию поставляемого материала из отсевов дробления документом о качестве, в котором указывают:
- наименование предприятия-изготовителя и его адрес;
- номер и дату выдачи документа;
- наименование и адрес потребителя;
- номер партии, наименование и количество поставляемого материала из отсевов дробления;
- номера вагонов или номер судна и номера накладных;
- зерновой состав материалов, в т.ч. модуль крупности для песка из отсевов дробления и обогащенного песка из отсевов дробления;
- содержание пылевидных и глинистых частиц, в т.ч. глины в комках;
- содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания, и коэффициент фильтрации песка, обогащенного песка и отдельных узких фракций фракционированного песка или их смесей, применяемых для дорожного строительства (по требованию потребителя);
- содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в песке, обогащенном песке и щебне;
- содержание вредных компонентов и примесей;
- марку по дробимости песка и обогащенного песка;
- марки по дробимости и истираемости щебня;
- удельную эффективную активность естественных радионуклидов в соответствии с 4.2.9;
- обозначение настоящего стандарта.
В том числе, например, согласно п. 6.5 ГОСТ 31424-2010 химический состав пылевидной составляющей определяют по ГОСТ 8269.1, влажность - по ГОСТ 8735.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации о закупке требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено требование к конкретным показателям товаров, которые определяются в соответствии с государственными стандартами предприятием-изготовителем для каждой партии товара по результатам проведения испытаний товара.
Следовательно, конкурсная заявка должна содержать информацию о товаре, которая указана в сопроводительной документации на товар.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе в части установления требования о предоставлении в составе конкурсной заявке информации, непредусмотренной Законом о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в конкурсной документации ненадлежащей инструкции по заполнению конкурсной заявки.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно разделу 15 Части II документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее: "При представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей. Изменение названия показателя товара трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе.".
Согласно Приложению N 4 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к конкретным показателям товаров в следующем виде: "Позиция N1. Класс песка должен быть I. Позиция N2. Класс материала должен быть комбинированный. Класс опасности противогололедного материала по степени воздействия на организм человека не ниже 3. Позиция N3. Шов мешка клеевой; сварной. Позиция N6. Марка по дробимости песка не ниже 1000. Позиция N7. Шов мешка сварной; клеевой. Позиция N8. Класс материала должен быть комбинированный. Класс опасности противогололедного материала по степени воздействия на организм человека не ниже 3. Позиция N10. Вид смеси природная или обогащенная. Марка по прочности гравия в составе смеси не менее 400. Песок в составе смеси представляет собой природный песок II класса или природный песок I класса.".
Таким образом, Приложение N 4 к Техническому заданию не содержит разделение показателя на наименование показателя и значение показателя, что не позволяет однозначно определить порядок заполнения конкурсной заявки.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на дату заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Капстрой 47" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 4 ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 октября 2017 г. N 44-4127/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2017