Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ: А.А. Яновского, Т.Е. Потатурко,
в отсутствие представителей ООО "Центр поставок Профит", о времени и месте заседания уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. N53627/17 от 20.10.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Центр поставок Профит" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ в коридорах, тамбурах и помещениях корпусов NN7,22 ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ (в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по Футболу) (Закупка N0373200045217000557) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N53627/17 от 20.10.2017, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует установление в технической части документации неправомерных требований к товарам, требуемым к использованию при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком в Приложении N2 к Техническому заданию аукционной документации установлены избыточные требования к товарам, так, например:
- В п. "Краски водно-дисперсионные" установлены требования: "Степень перетира", "Время высыхания до степени 3 при температуре 20 °С", "Коэффициент отражения при геометрии угла 0 - 45° пленки для красок", "Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (202)°С", "Смываемость пленки краски";
- В п. "Пленка полиэтиленовая" установлены требования: "Прочность при растяжении в продольном направлении", "Прочность при растяжении в поперечном направлении", "Относительное удлинение при разрыве в продольном направлении", "Относительное удлинение при разрыве в поперечном направлении";
- В п. "Грунтовка" установлены требования: "Время высыхания до степени 3 при температуре (20 2) °С", "Условная вязкость при температуре (20,0 0,5) °С по вискозиметру ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм", "Степень перетира", "Смываемость пленки", "Стойкость к статическому воздействию воды при температуре (20 2) °С";
- В п. "Линолеум" установлены требования: "Абсолютная остаточная деформация", "Изменение линейных размеров", "Прочность связи между лицевым защитным слоем из пленки и следующим слоем", "Индекс снижения уровня ударного шума (индекс улучшения изоляции ударного шума)", "Показатель теплоусвоения";
- В п. "Болты и гайки" установлены требования: "Относительное удлинение болтов", "Относительное сужение болтов";
- В п. "Пена монтажная" установлены требования: "Прочность при растяжении", "Прочность при сжатии";
- В п. "Олифа" установлены требования: "Цвет по йодометрической шкале", "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре 20 +/-0,5 град.С";
- В п. "Смесь сухая" установлены требования: "Водоудерживающая способность смесей, готовых к применению", "Прочность на сжатие", "Прочность сцепления (адгезия) затвердевшего раствора (бетона) с бетонным основанием в возрасте 28 сут";
- В п. "Лента изоляционная" установлено требование: "Разрывная нагрузка";
- В п. "Грунтовка" установлены требования: "Время высыхания до степени 3 при температуре (20 2) °С", "Условная вязкость при температуре (20,0 0,5) °С по вискозиметру ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм", "Степень перетира", "Смываемость пленки", "Стойкость к статическому воздействию воды при температуре (20 2) °С";
- В п. "Керамогранитные плиты" установлены требования: "Водопоглощение", "Предел прочности при изгибе", "Износостойкость (по кварцевому песку)", "Термическая стойкость глазури".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе.
Так, например, Заказчиком по п. "Краски водно-дисперсионные" установлены требования: "Степень перетира", "Время высыхания до степени 3 при температуре 20 °С", "Коэффициент отражения при геометрии угла 0 - 45° пленки для красок", "Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (202)°С", "Смываемость пленки краски", при этом, согласно ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия" нормы для показателей 5, 6, 8 табл.1 изготовитель определяет периодически один раз в месяц не менее чем на трех партиях ("Укрывистость высушенной пленки", "Стойкость пленки к статическому воздействию воды"), нормы для показателей 7, 9, 10 табл.1 изготовитель определяет периодически по требованию потребителя ("Морозостойкость краски", "Степень перетира"). При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель проверяет каждую партию до получения удовлетворительных результатов испытаний подряд не менее чем в шести партиях.
Таким образом, значения по вышеуказанным характеристикам товара становятся известны только по результатам испытаний конкретной партии товара после его производства и не могут быть известны участникам закупки на момент формирования заявки на участие в электронном аукционе не имея товар в наличии.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседание Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, доказывающих, что конкретные значения характеристик вышеуказанных товаров возможно определить не имея товар в наличии и без проведения испытаний конкретной партии товара после его производства.
Поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию при формировании заявки на участие в аукционной документации в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении, установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки на момент подачи заявки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что аналогичные доводы рассматривались Комиссией Управления 19.10.2017 по жалобе ООО "Строительная компания Атюс" (вх. N 49563-ЭП/17 от 12.10.2017). По итогам рассмотрения указанной жалобы Комиссией Управления принято решение по делу N2-57-12713/77-17 от 19.10.2017 о признании жалобы в части довода на избыточные требования к товарам обоснованной, а также выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок, согласно которому аукционная комиссия Заказчика, Заказчик при рассмотрении заявок и при заключении контракта по результатам проведения аукциона не должны учитывать неправомерные требования к товарам в соответствии с мотивировочной частью принятого решения.
При этом, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.10.2017 N0373200045217000557-1 ни одной заявки не отклонено по обжалуемым Заявителем показателям товаров. Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Центр поставок Профит" на действия ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены комиссии: Д.С. Бруев
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И. (495) 784-75-05 (доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 октября 2017 г. N 2-57-13123/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2017