Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Вектор" (далее - Заявитель) на действия заказчика - управления строительства администрации МО г.Геленджик при проведении уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик электронного аукциона: "Строительство объекта: "Обеспечение земельного участка микрорайона жилой застройки в с. Прасковеевка г. Геленджика, район ул. Заречной, инженерной инфраструктурой (сетями электроснабжения)" (извещение N 0118300003717000591) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: "Строительство объекта: "Обеспечение земельного участка микрорайона жилой застройки в с. Прасковеевка г. Геленджика, район ул. Заречной, инженерной инфраструктурой (сетями электроснабжения)" (извещение N 0118300003717000591).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 513 230,00 рублей.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В приложении к разделу 2 "Требования к материалам" установлены следующие требования:
Также, заявитель указывает, что заказчиком допущены разночтения при описании провода СИП-3 1х70. В описании указано: Самонесущий изолированный провод: многожильный провод для воздушных линий электропередачи, содержащий изолированные жилы и несущий элемент, предназначенный для крепления или подвески провода и выполняющий функцию нулевого рабочего (N) или нулевого защитного (РЕ) или совмещенного нулевого рабочего и нулевого защитного проводников (PEN). При этом, маркировка соответствует одножильному проводу.
В п.6-п.10 приложения к разделу 2 "Требования к материалам" установлены следующие требования:
6 |
Провод СИП-2 3*50+1*70 |
Требование: провод должен соответствовать государственным стандартам регламентирующих данный вид продукции. Самонесущий изолированный провод:многожильный провод для воздушных линий электропередачи, содержащий изолированные жилы и несущий элемент, предназначенный для крепления или подвески провода и выполняющий функцию нулевого рабочего (N) или нулевого защитного (РЕ) или совмещенного нулевого рабочего и нулевого защитного проводников (PEN). |
7 |
Провод СИП-2 3*50+1*70+2*16 |
Требование: провод должен соответствовать государственным стандартам регламентирующих данный вид продукции. Самонесущий изолированный провод:многожильный провод для воздушных линий электропередачи, содержащий изолированные жилы и несущий элемент, предназначенный для крепления или подвески провода и выполняющий функцию нулевого рабочего (N) или нулевого защитного (РЕ) или совмещенного нулевого рабочего и нулевого защитного проводников (PEN). |
8 |
Провод СИП-2 3*70+1*70 |
Требование: провод должен соответствовать государственным стандартам регламентирующих данный вид продукции. Самонесущий изолированный провод:многожильный провод для воздушных линий электропередачи, содержащий изолированные жилы и несущий элемент, предназначенный для крепления или подвески провода и выполняющий функцию нулевого рабочего (N) или нулевого защитного (РЕ) или совмещенного нулевого рабочего и нулевого защитного проводников (PEN). |
9 |
Провод СИП-2 3*70+1*70+2*16 |
Требование: провод должен соответствовать государственным стандартам регламентирующих данный вид продукции. Самонесущий изолированный провод:многожильный провод для воздушных линий электропередачи, содержащий изолированные жилы и несущий элемент, предназначенный для крепления или подвески провода и выполняющий функцию нулевого рабочего (N) или нулевого защитного (РЕ) или совмещенного нулевого рабочего и нулевого защитного проводников (PEN). |
10 |
Провод СИП-2 2*25 |
Требование: провод должен соответствовать государственным стандартам регламентирующих данный вид продукции. Самонесущий изолированный провод:многожильный провод для воздушных линий электропередачи, содержащий изолированные жилы и несущий элемент, предназначенный для крепления или подвески провода и выполняющий функцию нулевого рабочего (N) или нулевого защитного (РЕ) или совмещенного нулевого рабочего и нулевого защитного проводников (PEN). |
В соответствии с пояснениями заказчика: "В позициях 6, 7, 8, 9, 10 требования к Проводу СИП-2 установлены в соответствии с действующим ГОСТ 31946-2012 Провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи. Общие технические условия (с Изменением N 1)
Согласно раздела 1, вышеуказанного ГОСТа, настоящий стандарт распространяется на самонесущие изолированные провода для воздушных линий электропередачи на номинальное напряжение до 0,6/1 кВ включительно и защищенные провода для воздушных линий электропередачи на номинальное напряжение 20 кВ (для сетей на напряжение 6, 10, 15 и 20 кВ) и 35 кВ (для сетей на напряжение 35 кВ) номинальной частотой 50 Гц (далее - провода).
Стандарт устанавливает основные требования к конструкциям и техническим характеристикам проводов, их эксплуатационные свойства и методы испытаний.
Согласно раздела 3 Термины и определения установлено, что в настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 15845 и международному стандарту МЭК 60050(461):1984* Международный электротехнический словарь. Глава 461: Электрические кабели, а также следующие термины с соответствующими определениями:
Согласно п. 3.1 раздела 2 самонесущий изолированный провод: Многожильный провод для воздушных линий электропередачи, содержащий изолированные жилы и несущий элемент, предназначенный для крепления или подвески провода и выполняющий функцию нулевого рабочего (N) или нулевого защитного (РЕ) или совмещенного нулевого рабочего и нулевого защитного проводников (PEN).
Данное определение, установленное в в соответствии с ГОСТом, было использовано заказчиком при описании материалов в п. 6, 7, 8, 9, 10.,используемых при выполнении работ.
Согласно п. 3.3 раздела 2 нулевая несущая жила: Изолированная или неизолированная токопроводящая жила из алюминиевого сплава, выполняющая функцию несущего элемента и нулевого рабочего (N) или нулевого защитного (РЕ) проводника.
Согласно правил устройства электроустановок (ПУЭ) - В многофазных цепях для стационарно проложенных кабелей, жилы которых имеют площадь поперечного сечения не менее 10 мм2 по меди или 16 мм2 по алюминию, функции нулевого защитного (РЕ) и нулевого рабочего (N) проводников могут быть совмещены в одном проводнике (PEN-проводник).
В связи с вышеизложенным, описание установлено в соответствии с требованиями нормативных документов, а именно ГОСТ 31946-2012 и ПУЭ.
В наименовании материала указано обозначение требуемого провода, позволяющего абсолютно точно определить какой именно материал требуется заказчику.
В технических характеристиках товара стоит формулировка": "самонесущий изолированный провод: Многожильный провод для воздушных линий электропередачи, содержащий изолированные жилы и несущий элемент, предназначенный для крепления или подвески провода и выполняющий функцию нулевого рабочего (N) или нулевого защитного (РЕ) или совмещенного нулевого рабочего и нулевого защитного проводников (PEN).", взятая из ГОСТа, регламентирующего данный вид имеет описательный характер, и описывает возможное применение провода, как например лампочка может выполнять функции освещения улицы или коридора или кабинета.
Заявитель указывает, следующие выдержки из ГОСТ 31946-2012, которые позволяют "прочесть" маркировку провода.
В соответствии с п. 4.6 данного ГОСТ: "Обозначение марки проводов должно состоять из последовательно расположенных букв СИП и через дефис цифр, указывающих конструктивное исполнение в соответствии с 4.1, перечисление б)".
В соответствии с п. 4.1. данного ГОСТ:
"Провода подразделяют:
б) по конструктивному исполнению:
- с неизолированной нулевой несущей жилой (1);
- с изолированной нулевой несущей жилой (2);
- с защитной изоляцией (3);
- без нулевой несущей жилы (4);
- герметизированные (г);
- не распространяющие горение (н)".
В соответствии с п. 4.7. данного ГОСТ:
"В условное обозначение проводов должны входить:
- марка провода с добавлением через интервал группы цифр (через знак умножения), последовательно указывающих число и номинальное сечение основных, нулевой несущей и вспомогательных жил, разделенных между собой знаком плюс;
- номинальное напряжение провода (через тире);
- обозначение технических условий на провод конкретной марки (через интервал)".
примеры условных обозначений ГОСТ:
Провод СИП-2 3x70+1x95+2x25-0,6/1 ТУ*.
Провод самонесущий изолированный для воздушных линий электропередачи, с тремя основными жилами номинальным сечением 70 мм ГОСТ 31946-2012 Провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи. Общие технические условия (с Изменением N 1), с изолированной нулевой несущей жилой номинальным сечением 95 мм ГОСТ 31946-2012 Провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи. Общие технические условия (с Изменением N 1), с двумя вспомогательными токопроводящими жилами номинальным сечением 25 мм ГОСТ 31946-2012 Провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи. Общие технические условия (с Изменением N 1) на номинальное напряжение 0,6/1 кВ:
В п. 6 указан провод - Провод СИП-2 3*50+1*70 - согласно ГОСТ данная маркировка расшифровывается: провод самонесущий изолированный для воздушных линий электропередачи, с тремя основными жилами номинальным сечением 50 мм с изолированной нулевой несущей жилой номинальным сечением 70 мм.
В целях определения может ли являться провод СИП-2, то есть, в соответствии с перечислением пп. б) п. 4.1 ГОСТ 31946-2012 "с изолированной нулевой несущей жилой" "нулевым рабочим" или "или совмещенным нулевым рабочим и нулевым защитным" заказчиком были направлены запросы в проектные организации
Согласно ответа проектной организации ООО фирма "Краснодарэлектроспецмонтаж", имеющей соответствующий допуск СРО, провод СИП-2 может являться "нулевым рабочим", "нулевым защитным", "совмещенным нулевым рабочим и нулевым защитным".
Согласно Правила устройства электроустановок (ПУЭ):
Нулевой проводник - это проводник, соединенный с глухозаземленной нейтралью, предназначенный либо для питания потребителей электроэнергии, либо для присоединения к открытым проводящим частям.
Нулевой рабочий проводник (N - проводник) - нулевой проводник в электроустановках напряжением до 1 кВ, предназначенный для питания электроприемников.
Нулевой защитный проводник (РЕ - проводник) - нулевой проводник в электроустановках напряжением до 1 кВ, предназначенный для присоединения к открытым проводящим частям с целью обеспечения электробезопасности.
В многофазных цепях для стационарно проложенных кабелей, жилы которых имеют площадь поперечного сечения не менее 10 мм2 по меди или 16 мм2 по алюминию, функции нулевого защитного (РЕ) и нулевого рабочего (N) проводников могут быть совмещены в одном проводнике (PEN-проводник)".
Таким образом, участники закупки имеют возможность указать характеристики в соответствии с ГОСТ.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вектор" необоснованной.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 октября 2017 г. N ЭА-3544/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017