Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "БСС" (далее - ООО "БСС", заявитель) исх. от 02.11.2017 N 5601 (вх. от 07.11.2017 N 3968э) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский перинатальный центр" (далее - ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "поставка лекарственного препарата Порактант альфа для нужд ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" (ЭА-114)", извещение N 0307200016617000115 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
-<_>, <_>, представителей ООО "БСС" по доверенностям от 13.11.2017 NN 09, 08 соответственно,
-<_>, <_>, представителей ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" по доверенностям от 13.11.2017,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "БСС", ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "БСС" обжалуются положения документации об электронном аукционе в части описания объекта закупки, которому, согласно доводов заявителя, соответствует единственный лекарственный препарат с торговым наименованием "Куросурф" (суспензия для эндотрахеального введения) производителя Торрекс Кьези Фарма ГмбХ, Австрия, и не позволяет участникам закупки предложить взаимозаменяемый лекарственный препарат с торговым наименованием "Сурфактант-БЛ", что нарушает положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и влечет ограничение участников закупки.
ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" в отзыве на жалобу исх. от 13.11.2017 N 01-11/3490 (вх. от 14.11.2017 N 6049) и на заседании при рассмотрении жалобы представлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО "БСС", ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр", пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ООО "БСС", ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр".
Объектом закупки явилась поставка лекарственного препарата Порактант альфа для нужд ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр".
Начальная (максимальная) цена договора составила 599 530,80 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307200016617000115, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 27.10.2017.
4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наряду с прочей информацией, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По пунктам 1, 6 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
-описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
-документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Раздел III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе содержит следующее описание объекта закупки:
N п/п |
наименование товара (международное непатентован-ное или группировочное наименование) |
Форма выпуска, дозировка, упаковка |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
порактант альфа |
суспензия для эндотрахеального введения, 80 мг/мл, 1,5 мл, флаконы - футляры |
уп. |
30 |
Согласно письменным пояснениям заказчика - ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр", изложенным в отзыве на жалобу исх. от 13.11.2017 N 01-11/3490 (вх. от 14.11.2017 N 6049), а также озвученным представителями заказчика в ходе рассмотрения жалобы, при формировании требований к закупаемому товару заказчик руководствовался своими потребностями с учетом специфики и целей своей деятельности, и исходил из следующего.
Закупаемый лекарственный препарат необходим заказчику для оказания реанимационной помощи глубоко недоношенным детям с экстремально низкой массой тела (от 500 гр.).
Использование лекарственного препарата "порактант альфа" при оказании первичной реанимационной помощи глубоко недоношенным детям предусмотрено Методическим письмом Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2010 N 15-4/10/2-3204 "Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям", по пункту 3.2.2 которого "из зарегистрированных в РФ препаратов экзогенного сурфактанта для профилактического и раннего терапевтического применения в настоящее время может быть использован только Порактант альфа", а также методическим письмом Минздравсоцразвития РФ от 16.11.2011 N 15-0/10/2-11336 "Интенсивная терапия и принципы выхаживания детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела при рождении", в соответствии с которым "с профилактической целью должны использоваться препараты сурфактанта натурального происхождения. В России для профилактики и лечения РДС препаратом выбора является порактант альфа. Профилактическое введение порактанта альфа, то есть введение препарата до развития клинических признаков РДС следует осуществлять новорожденным, родившимся на сроке гестации менее 27 недель. Лечебная доза порактанта альфа составляет 200 мг/кг.
Для получения эффекта требуется введение не менее 100 мг/кг сурфактанта, хотя получены фармакологические и клинические данные, свидетельствующие о том, что сурфактант в стартовой дозе 200 мг/кг имеет более длительный период полужизни и оказывает более выраженный и быстрый эффект. В соответствии с Европейскими рекомендациями по ведению РДС у недоношенных пересмотра 2010 года, порактант альфа в начальной дозе 200 мг/кг оказывает лучший эффект, чем порактант альфа в дозе 100 мг/кг или берактант для лечения среднетяжелого и тяжелого РДС".
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на сайте Минздравсоцразвития России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://grls.rosminzdrav.ru по лекарственному препарату с международным непатентованным наименованием или группировочным (химическим) наименованием "порактант альфа" с формой выпуска "суспензия для эндотрахеального введения" зарегистрирован единственный лекарственный препарат с торговым наименованием "Куросурф".
Довод заявителя о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
Объектом закупки является поставка лекарственного препарата, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Достаточных доказательств того, что установление оспариваемых характеристик к товару влечет за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что документация об электронном аукционе соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - ГБУЗ РК "Коми республиканский перинатальный центр" в части установления в документации об электронном аукционе оспариваемых характеристик к товару противоречит части 1 статьи 64, пунктам 1, 6 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "БСС" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 14 ноября 2017 г. N 04-02/10711
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2017