Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Механический завод "Восход" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ФКУ "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении ФКУ "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги "Вилюй"- автомобильная дорога, строящаяся от автомобильной дороги М-53 "Байкал" через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска. Строительство мостового перехода через р. Тюкян на км 702+600 автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск, Республика Саха (Якутия) (номер извещения 0316100000617000119) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии, Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссии Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии, Заказчика:
1. Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки ООО "ПИК" (далее - Победитель) соответствующей единым и дополнительным требованиям, установленным частями 1, 1.1., 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Конкурсной документации по результатам проведения предквалификационного отбора.
2. Заказчиком не исполнено предписание по делу от 09.10.2017 N К-1307/17 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - Предписание), а именно в части порядка оценки заявок на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 02.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 895 646 380 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5 ) в результате проведения предквалификационного отбора допущен 1 участник закупки;
6) на основании части 9 статьи 56 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся.
1. По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки ООО "ПИК" соответствующей единым и дополнительным требованиям, установленным частями 1, 1.1., 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Конкурсной документации по результатам проведения предквалификационного отбора, поскольку ООО "ПИК" не имеет опыта выполнения работ, предусмотренного условиями Конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 8.3 Конкурсной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 5 Приложения N 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99), а именно: "Дополнительные требования, устанавливаемые в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс.
В подтверждение соответствия данному требованию участником закупки предоставляются следующие документы:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 895 646 380 рублей, при этом, стоимость исполненного участником контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), а именно 379 129 276 рублей.
В соответствии с протоколом предквалификационного отбора от 02.11.2017 N ППО1 заявка ООО "ПИК" признана соответствующей единым и дополнительным требованиям, установленным частями 1, 1.1., 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и требованиям Конкурсной документации.
По мнению Заявителя, ООО "ПИК" не соответствует требования Конкурсной дкументации, поскольку согласно сведениям, размещенным на сайте "Налог.ру" в сети "Интернет", выручка от реализации ООО "ПИК" за последние три года составляет 273 712 000 рублей, стоимость основных средств по состоянию на 01.01.2017 составляет 1 712 000 рублей, в связи с чем ООО "ПИК" не имеет соответствующего опыта выполнения работ, предусмотренного Конкурсной документацией.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что Конкурсной комиссией оценивались документы ООО "ПИК", входящие в состав заявки участника, при этом дополнительно представитель Заказчика сообщил, что приведенные Заявителем сведения бухгалтерского баланса ООО "ПИК" отсутствуют в открытом доступе и не являются обязательным документом для представления в составе заявки участника.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком не исполнено предписание по делу от 09.10.2017 N К-1307/17 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - Предписание), а именно в части порядка оценки заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 статьи 99 Закона о контрактной системе, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 2 Правил оценки заявок установлено, что Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Пунктом 30 Правил оценки заявки установлено, что в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
На основании решения от 09.10.2017 по делу N К-1307/17, принятого 09.10.2017 Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы Кулакова А.В., в действиях Заказчика выявлено нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок, а именно: "порядок оценки заявок не соответствует требованиям Правил оценки заявок, поскольку Заказчиком надлежащим образом не установлен показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", поскольку в отношении оценки заявок в качестве критерия оценки заявок (предложений) установлены требования, не отличающиеся от дополнительных требований, установленных в Конкурсной документации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, что не соответствует пункту 30 Правил".
Для устранения указанного нарушения Комиссией на основании вышеуказанного решения Заказчику до 23.10.2017 предписано привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 09.10.2017 по делу N К-1307/17, а также разместить соответствующую документацию в ЕИС.
Согласно изменениям, размещенным в ЕИС 16.10.2017, Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки заявок, окончательных предложений:
- Критерий N 1 "Цена государственного контракта": значимость критерия - 80 %;
- Критерий N 2 "Квалификация участника закупки" - 20 % (далее - Критерий N 2);
В рамках Критерия N 2 установлен следующий порядок оценки заявок: "Показателем нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" является опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение показателя, а именно: наибольшая совокупная стоимость контрактов (договоров) представленных в соответствии с разделом 9 настоящей документации".
В соответствии с разделом 9 "Требования к предоставлению сведений о квалификации участника закупки" Конкурсной документации оценивается "Опыт успешного выполнения участником открытого конкурса по завершенным за последние 2 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе (по дате исполнения контракта) объектам, сопоставимых по характеру и объему работ с предметом настоящего конкурса.
Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта (договора), факт исполнения которого подтвержден представленной в заявке копией акта приемки объекта капитального строительства в эксплуатацию, где участник закупки является одной из сторон, подписавшей вышеуказанный акт.
Сведения могут быть предоставлены по рекомендуемой форме Ф-3 (Приложение 4 к конкурсной документации).
9.1.1. Под выполнением работ сопоставимого характера и объема понимается выполнение в полном объеме собственными силами или с привлечением субподрядчиков работ по строительству, реконструкции мостов (путепроводов, виадуков, эстакад) на автомобильных дорогах общего пользования стоимостью контракта не менее 15% начальной (максимальной) цены объекта закупки.
9.1.2. Сведения рекомендуется подтвердить копиями контрактов (договоров) со всеми изменениями, дополнениями и приложениями, копиями разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации), копиями актов о приемке выполненных работ (справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, копий актов выполненных работ КС-2). В случае, если сведения об исполнении таких контрактов участником закупки имеются в реестре государственных и муниципальных контрактах на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, предоставление документов, подтверждающих сведения участника по опыту работы, не требуется".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что 16.10.2017 Заказчиком внесены изменения в Конкурсную документацию в соответствии с решением и предписание по делу от 09.10.2017 по делу N К-1307/17, а именно установлены требования по опыту участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, отличающиеся от дополнительных требований, установленных в Конкурсной документации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих факт неисполнения Предписания.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. На заседании Комиссии представитель Заказчика представил заявку ООО "ПИК", согласно которой ООО "ПИК" в качестве подтверждения наличия опыта представлены копия договора субподряда между ЗАО "Мостострой - 9" и ООО "ПИК" от 08.04.2015 N 94/02 на выполнение работ по строительству мостового перехода через р. Нюя на автомобильной дороге Алдан-Олекминск-Ленск (1 этап) ПК 105+00 - ПК 150 на сумму 268 181 767, 26 рублей; копию дополнительного соглашения N 1 от 25.09.2015 к договору субподряда от 08.04.2015 N 94/02; копию дополнительного соглашения N 2 от 28.09.2015 к договору субподряда от 08.04.2015 N 94/02; копию дополнительного соглашения N 3 от 20.02.2016 к договору субподряда от 08.04.2015 N 94/02 с определением стоимости работ по договору в размере 393 630 434,20 рубля; копию дополнительного соглашения N 4 от 20.03.2016 к договору субподряда от 08.04.2015 N 94/02 с определением стоимости работ по договору в размере 393 997 177,19 рублей; копию соглашения от 20.11.2016 о расторжении договора субподряда от 08.04.2015 N 94/02 с определением суммы фактического исполнения договора в размере 385 717 397,06 рублей; копии автов выполненных работ по договору субподряда от 08.04.2015 N 94/02 на общую сумму 385 717 397,06; копию разрешения от 26.12.2016 N 14-RU14501000-91-2016 на ввод в эксплуатацию объекта строительства мостового перехода через р. Нюя на автомобильной дороге Алдан-Олекминск-Ленск (1 этап) ПК 105+00 - ПК 150.
Вместе с тем, в составе заявки ООО "ПИК" не приложены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Конкурсной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании заявки участника закупки ООО "ПИК" соответствующей дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Конкурсной документации по результатам проведения предквалификационного отбора, не соответствуют части 2 статьи 53 и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 02.11.2017 по делу N К-1499/17 в действиях Заказчика при проведении Конкурса выявлены нарушения 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установления в Конкурсной документации положений, предусматривающих возможность отмены необходимости привлечения к исполнению контракта субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении при описании объекта закупки нормативных документов, утративших силу, а также ненадлежащего установления перечня приложений к государственному контракту, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении положений Конкурсной документации, предусматривающих, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, которые генеральный подрядчик должен выполнить самостоятельно, без привлечения иных лиц, представляются Заказчику при заключении государственного контакта, вследствие чего, комиссией ФАС России по контролю сфере закупок для устранения выявленных нарушений Закона о контрактной системе выдано предписание от 02.11.2017 по делу N К-1499/17 об устранении выявленных нарушений при заключении контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15,пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Механический завод "Восход" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 56, части 6 статьи 30, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 4 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 02.11.2017 по делу N К-1499/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
6. Передать материалы по выявленному нарушению, указанному в пункте 3 настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 ноября 2017 г. N К-1584/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2017