Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <________.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобуобщества с ограниченной ответственностью "КОСМОФАРМ" (далее - ООО "КОСМОФАРМ") от 15.11.2017 N 824/17 (вх. N 4097э. от 15.11.2017) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Княжпогостская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка витаминно-минерального комплекса", извещение N 0307300058517000202 (далее - жалоба, электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
1.ООО "КОСМОФАРМ",ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ", "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
В соответствии с письмами ООО "КОСМОФАРМ" от 15.11.2017 N 824/17 (вх. N 4097э. от 15.11.2017), ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ" от 22.11.2017 N 3710) сторонамизаявлены ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителейООО "КОСМОФАРМ", ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ",ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2.ООО "КОСМОФАРМ" обжалуются положения документации об электронном аукционе, в части установления ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ" в разделе III"Техническое задание" документации об электронном аукционе требования к поставляемому товару, а именно установления заказчиком технических характеристик к витаминно-минеральному комплексу, по мнению заявителя ограничивающих конкуренцию, что в свою очередь противоречит положениям статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Также в жалобе ООО "КОСМОФАРМ" отмечает, что заказчиком при предоставлении разъяснений положений документации об электронном аукционе нормативно не была обоснована потребность технических характеристик к витаминно-минеральному комплексу.
ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ" в отзыве на жалобу от20.11.2017 N 3664 (вх. N 4145э от 20.11.2017)заявлены возражения относительно позиции заявителя.
2.1. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы,пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилосьГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ".
Объектом закупкиявилась поставка витаминно-минерального комплекса.
Начальная (максимальная) цена контракта составила53 552,00 рублей.
Источником финансирования закупки явилисьсредства бюджетного учреждения за счет средств обязательного медицинского страхования.
Извещение о проведении электронного аукциона N0307300058517000202, документация электронного аукционаразмещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупокwww.zakupki.gov.ru (далее -ЕИС), на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru-09.11.2017.
3.Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Раздел III Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержит следующие характеристики объекта закупки:
Витаминно-минеральный комплекс |
Витаминно-минеральный комплекс для обогащения витаминам и минералами напитков, каш молочных, безмолочных, киселей, компотов, на стадии приготовления блюд. Массовая доля* влаги не более 7,0%. Состав: 11 витаминов,3 минерала. Массовая доля витаминов, г./100 г.: "А" 0,226 _ 0,035; "Е" 5,27_0,5; "С" 33,35_5,0; "В1" 0,37_0,06; "В5" 1,23_0,5; "В2" 0,44_0,07; "В6" 0,49_0,07; "В12" 0,0009_0,00025; "Вс" 0,148_0,022; "РР" 4,73_0,65; "Н" 0,0124_0,0035. Массовая доля минералов, г./100 г: "I" 0,029_ 0,0065; "Se" 0,01_0,0035; "Zn" 1,058_0,1. Продукция герметично упакована в двухслойные пакеты из полиэтиленовой пленки. |
Согласно позиции заявителя, изложенной в жалобе,содержащееся в Техническом задании необъективное описание объекта закупки, в том числе ограничивает конкуренцию на участие в аукционе, поскольку под обозначенные заказчиком характеристики товара попадает только витаминно-минеральный комплекс определенной компании - ООО "Электронная медицина" (комплекс GS 3093), что в свою очередь ограничивает права ООО "КОСМОФАРМ", как поставщика витаминно-минерального комплекса "Профитин" производства "ЗАО ВалетекПродимпэкс",имеющего характеристики отличные от заявленных заказчиком, соответствующего ГОСТу Р 57106-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании".
В подтверждение своей позиции заявителем также представлены разъяснительные письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.08.2017 N 01/10853-17-24 и N 01/17181-16-31 от 22.12.2016.
Комиссией Коми УФАС России в процессе рассмотрения жалобы установлено, что "ГОСТ Р 57106-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия" (далее - ГОСТ Р 57106-2016), утвержденный Приказом Росстандарта от 28.09.2016 N 1245-ст вводится в действие с 1 января 2018 года согласно п.1 данного Приказа Росстандарта.
При таких обстоятельствах, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания для применения данного ГОСТа к правоотношениям, возникшим при осуществлении оспариваемой закупки.
Юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
Таким образом, разъяснительные письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.08.2017 N 01/10853-17-24 и N 01/17181-16-31 от 22.12.2016 не могут быть учтены Комиссией Коми УФАС России.
3.1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 24 технического регламента Таможенного Союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции",к специализированной пищевой продукции относится, в том числе пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания"(далее - Приказ) витаминно-минеральные комплексы включены в стандартные диеты в количестве 50-100% от физиологической нормы суточного потребления.
В соответствии с позицией заказчика, изложенной в отзыве на жалобу нормативным документом использования витаминно-минерального комплекса в медицинских организациях, является только Приказ, что обоснованно ввиду невступления в силу ГОСТа Р 57106-2016.
Вместе с тем Приказом не установлен состав витаминно-минерального комплекса и диапазон массовой доли веществ, входящих в состав витаминно-минерального комплекса.
На основании чего заказчик свободен в указании требуемых ему характеристик необходимого учреждению товара для реализации медицинской деятельности.
Согласно письму Минэкономразвития России от 17.06.2016 N Д28и-1592: "_при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоватьсяправилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с детализацией описания объекта закупки и установлением конкретных технических характеристик при осуществлении закупок конкурентными способами.
Законом о контрактной системе не регламентировано содержание технического задания, однако оно должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика. Заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию документации о закупке.
На основании части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, если указанные им потребности не противоречат нормам законодательства о контрактной системе.
Комиссией Коми УФАС России также установлено, что заказчик при описании объекта закупки не использовал товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные требования.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещаетограничивать количество участников закупки.
Доказательства отсутствия товара с запрашиваемыми заказчиком характеристиками в материалах жалобы отсутствуют, заявителем не представлены.
В ходе обзора официального сайта установлено, что на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки, что в свою очередь подтверждает отсутствие ограничения конкуренции.
Таким образом, действие заказчика в виде установления в Техническом задании, по мнению заявителя необъективных характеристик объекта закупки, не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе и не свидетельствует об ограничении конкуренции при проведении электронного аукциона.
3.1.1. Довод заявителяо предоставлении заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе без нормативного обоснования потребности технических характеристик к витаминно-минеральному комплексу несостоятелен в виду следующего.
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно информации с официального сайта, при проведении аукциона заказчикупоступало 2 запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе.
13.11.2017 и 15.11.2017 ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ" были размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе, содержащие в себе предмет запроса, без указания участника такого аукциона и ответ в соответствии с требованиями ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Законом о контрактной системе, в том числе ст.65 не установлена обязанность заказчика нормативно обосновывать в рассматриваемом случае потребность характеристик товара.
4. По результатам проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки осуществления ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ" электронного аукциона "Поставка витаминно-минерального комплекса", извещение N 0307300058517000202 установлено следующее.
В силу частей 1, 3-6 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе в случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся. В протокол, указанный в части 6 настоящей статьи, вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся.
На участие в электронном аукционе подано 2 заявки.
Согласно информации, имеющейся на официальном сайте, аукционной комиссией заказчика рассмотрены первые части заявок участников аукциона, одна из которых была признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе, Закона о контрактной системе.
В силу положений ч.8 ст. 67 Закона о контрактной системе такой аукцион признается несостоявшимся.
Вместе с тем, изучив протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.11.2017 N0307300058517000202-1, размещённый на официальном сайте 20.11.2017 Комиссией Коми УФАС России не было установлено наличие в таком протоколе информации о признании такого аукциона несостоявшимся, что противоречит ч.8 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действие заказчика - ГБУЗ РК "Княжпогостская ЦРБ", выразившееся в неуказании в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.11.2017 N0307300058517000202-1 информации о признании такого аукциона несостоявшимся, признано противоречащим ч.8 ст. 67 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. ЖалобуООО "КОСМОФАРМ"признать необоснованной.
2. Признать действие заказчика в части неуказания в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.11.2017 N0307300058517000202-1, информации о признании такого аукциона несостоявшимся, противоречащим ч.8 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. С учетом стадии закупки, характера, совершенного заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе предписание об устранении такого нарушения не выдавать.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленное нарушение Закона о контрактной системе.
<________.>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22 ноября 2017 г. N 04-02/10877
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2017