Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ФГБУ "ЦАТРА" Минобороны России: В.Ф. Дмитриева, Д.С. Морозова,
в отсутствие представителей ООО "Ореол чистоты", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/57412/17 от 10.11.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Ореол чистоты" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ЦАТРА" Минобороны России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по общей уборке зданий (Закупка N0373100050117000041) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/57412/17 от 10.11.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к химическому составу и компонентам товаров, которые возможно указать участнику закупки только по результатам проведения испытаний, а именно:
- п.11 "Универсальное моющее средство для полов": Состав - катамин от 1 до 3%, Алкилдимтеилбензиламмоний хлорид от 0,6 до 1,5 %;
- п.15 "Концентрированное жидкое беспенное кислотное средство": Состав - Неорганическая кислота от 15* до 30*, фосфонат < 5, вода;
- п. 18 "Концентрированное пенное кислотное средство": Состав - неионогенные ПАВ < 5%, неорганическая кислота от 15*% до 30*%, комплексообразователь <5%, структурообразователь, отдушка, краситель, вода;
- п.21 "Концентрированное жидкое пенное кислотное моющее средство для ежедневной уборки": Состав - анионные ПАВ от 15*% до 30*%, амфотерные ПАВ от 5*% до 15*%, консервант, краситель, вода;
- п.25 "Средство для обеззараживания поверхностей": Состав - [1,1 -бифенил]-2-ол от 3,0*% до 3,5*% и 5-хлор-2- гидроксидифенилметан От 2,6*% до 3,2*%, технологические добавки.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика сообщил, что требования к оспариваемым показателям характеристик установлены на основании сведений производителей товаров, требуемых к использованию при оказании услуг. Как указал представитель Заказчика, в отношении бытовой химии, в частности моющих средств, требования к составу не являются избыточными, поскольку указываются производителями таких товаров и на их упаковке. В подтверждение данного утверждения представителем Заказчика представлены сведения из открытых источников, например, о средстве для мытья кафеля "Химитек", дезинфицирующем средстве "Кеми-Сайд" и т. д., согласно которым производители таких товаров указывают состав бытовой химии в открытом доступе.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, при этом в жалобе Заявителя отсутствует указание на то, почему, по мнению Заявителя, обжалуемые требования являются избыточными и на основании каких документов и сведений Заявитель сделал вывод о том, что значения таких показателей участнику необходимо определять посредством проведения испытаний конкретной партии товара.
Также Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам по п.15, 17, 18, которые не влияют на качество оказания услуг, так например:
- внешний вид: должна быть прозрачная от бесцветного* до светло-желтого* цвета жидкость;
- описание: должно быть гелеобразное средство с приятным запахов и светло- розовым цветом;
- внешний вид: должна быть вязкая однородная прозрачная жидкость розового цвета.
Вместе с тем, в силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения в подтверждение того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования к товарам необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. В своей жалобе Заявитель указывает, что в статье 10 аукционной документации содержится положение, согласно которому участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме". Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует таблица "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме".
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанная техническая ошибка устранена Заказчиком посредством внесения изменений 08.11.2017.
Также Заявитель утверждает, что в п.13.2 Информационной карты аукционной документации указано следующее: "Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика: В соответствии с Техническим заданием (Раздел III настоящей документации об аукционе)", при этом Разделом III аукционной документации является проект договора, который соответственно не содержит требований к товарам, необходимым к использованию при оказании услуг. Однако в аукционной документации, опубликованной в ЕИС, также имеется файл "Клин-18 Приложен. к ТЗ", в котором имеется Приложение N 1 к Техническому заданию таблица "Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика", ссылка на которое отсутствует в аукционной документации. В связи с вышеизложенным, Заявителю неясно назначение Приложения N 1 к Техническому заданию.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседание Комиссии Управления представитель Заказчика не представил возражения по данному доводу жалобы, однако пояснил, что требования к товарам, необходимым к использованию при оказании услуг содержится в Приложении N 1 к Техническому заданию таблице "Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика", содержащее максимальные и минимальные значения показателей товаров, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявитель не представил документы и сведения, свидетельствующие о том, что формирование аукционной документации Заказчика подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки и создает непреодолимые препятствия для формирования и подачи заявки на участие в аукционе.
Кроме того, Комиссия Управления сообщает, что Заявитель не лишен права направить Заказчику запрос на разъяснение положений аукционной документации в соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ореол чистоты" на действия ФГБУ "ЦАТРА" Минобороны России обоснованной в части установления противоречивых положений в статье 10 аукционной документации, в п.13.2 Информационной карты аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не могут повлиять на ход осуществления закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Е.А. Миронова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 ноября 2017 г. N 2-57-14137/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2017