Резолютивная часть решения оглашена "16" ноября 2017 г.
В полном объеме решение изготовлено "21" ноября 2017 г.
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Галлямова В.С. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение капитального ремонта здания Дома культуры д. Курманова Аргаяшского района Челябинской области (извещение N 0169300010317000316) в присутствии:
- представителя Заказчика Ситдиковой Луизы Ахметгалеевны, действующего на основании доверенности б/н от 16.11.2017;
- представителя Уполномоченного органа Вагапова Рамиля Фаридовича, действующего на основании доверенности N514 от 15.02.2017;
- в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы;
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение капитального ремонта здания Дома культуры д. Курманова Аргаяшского района Челябинской области (извещение N 0169300010317000316) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Заказчиком объявлено о проведении электронного аукциона 20.10.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 7 883 089,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.11.2017 N0169300010317000316-1, на участие в электронном аукционе подано 10 заявок.
Электронный аукцион состоялся 16.11.2017 (снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 24,1%).
Контракт по состоянию на 16.11.2017 не заключен.
Согласно доводам Заявителя, Заказчик не установил в проекте контракта информацию о сроках приемки выполненных работ, а также в Техническом задании в требованиях к товарам содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России с доводами заявителя не согласились, считают действия Заказчика соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Заслушав пояснения представителей Заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
Раздел 5 Проекта контракта содержит порядок приемки выполненных работ. Вместе с тем, Заказчиком не указана информация о сроках приемки выполненных работ. Указанные действия Заказчика могут повлечь за собой невозможность исполнения контракта надлежащим образом, а также привести к нарушению прав и законных интересов как подрядчика, так и заказчика.
Следовательно, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в Проекте контракта отсутствует сроки осуществления Заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Согласно Приложения N2 аукционной документации в требованиях к основным материалам, применяемым для капитального ремонта здания Дома культуры д. Курманова Аргаяшского района Челябинской области Заказчику необходимо поставить товар: "Унифлекс ЭКП-4,5. Сланец серый". "Унифлекс" - это товарный знак, правообладателем которой является беллоруско-американское совместное предприятие ООО "Унифлекс". При этом Заказчиком не включен параметр "эквивалентности" в описание объекта закупки, что впоследствии может ограничить права участников закупки на участие в электронном аукционе.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки содержит товарный знак без указания параметра его эквивалентности.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1.В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по её заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1.1. Вместе с тем, подпункт 2 пункта 13 аукционной документации содержит требование о предоставлении декларации участника электронного аукциона установленных пунктами 3-5, 7-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В свою очередь, пункт 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает требование к обладанию участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
В данном случае пункт 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не имеет отношения к строительству и, в целом, не относится к объекту закупки.
1.2. Заказчиком в извещении и документации об аукционе установлено, что к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. При этом в требованиях к составу заявки участников закупки, указанных в пункте 13 документации об электронном аукционе отсутствует информация о предоставлении участниками декларации о принадлежности участников к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным с Законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пункт 10 аукционной документации раскрывает требования к участникам электронного аукциона. Вместе с тем, пункт 13 аукционной документации содержит требования к содержанию второй части заявки участника. Однако в том и в другом случае заказчик ссылается на пункт 12.1 части 2 аукционной документации "Требования к участникам закупки".
Однако в пункте 12.1 аукционной документации указано, что участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N58. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе. При этом требование не распространяется на участников, которые предложат цену контракта 3 000 000 рублей и менее (такие участники не обязаны быть членами СРО в силу части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ), а также на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с госучастием (которые перечислены в части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ).
Вместе с тем, указанная формулировка указывает на документ, подтверждающий требование к участникам, но не определяет самого требования, а именно о членстве участников в саморегулируемых организациях.
Следует отметить, что согласно письму Заместителя Председателя Правительства РФ от 09.10.2017 N ДК-П9-6702, при заключении контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в силу положений статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, участники имеют право выполнять такие работы при совокупности следующих условий:
- указанное лицо является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- наличие у саморегулируемой организации , членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ;
- совокупный размер обязательств по договорам не превышает предельный размер, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, Заказчик не указывает конкретные требования к участникам закупки, что не соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.
Вместе с тем, в документации об электронном аукционе отсутствует идентификационный код закупки, что нарушает требования, установленные частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение капитального ремонта здания Дома культуры д. Курманова Аргаяшского района Челябинской области (извещение N 0169300010317000316) обоснованными.
2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.С. Урванцева
В.С. Галлямов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 ноября 2017 г. N 812-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2017