Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Бруева Д.С.,
при участии представителей:
ГПБУ г. Москвы "Московское городское управление природными территориями": Р.Х. Алимжанова, О.С. Юдицкой, А.А. Кузнецова,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: А.М. Пчелинцева,
в отсутствие представителей ООО "Техсис", о времени и месте заседания уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. N 55543/17 от 30.10.2017,
рассмотрев жалобы ООО "Техсис" (далее - Заявитель) на действия ГПБУ г. Москвы "Московское городское управление природными территориями" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на приспособление зоны отдыха для купания (Закупки NN 0173200001417000556, 0173200001417000557) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях, допущенных при составлении аукционных документаций.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N 55543/17 от 30.10.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель обжалует установление требований к товарам таким образом, что вводит участников закупки в заблуждение, в частности:
- п. 5 "Олифа" установлены требования: "Обозначение олифы: НЛ, НК; ОВ, КМБ", "Растительное масло, применяемое для изготовления олифы: Высыхающие масла льняное, конопляное; конопляное; смесь высыхающих и полувысыхающих масел; льняное", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку требование Заказчика выбрать одно из указанных значений для показателя "Растительное масло, применяемое для изготовления олифы" противоречит тебованиям нормативной Документации и вводит участников закупки в заблуждение при выборе допустимых значений показателя "Обозначение олифы".
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились пояснить необходимость установления требований подобным образом.
- п. 6 "Листы профилированные стальные оцинкованные": "Ширина не более 2000 мм", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку согласно п. 2.1 ГОСТ 14918-80 сталь изготавливается от 710 до 1800 мм включительно. Таким образом, положения аукционной документации позволяют указать значения противоречащие ГОСТ, что может вводить в заблуждение участников закупки. Аналогичные нарушения содержатся по п. "Болты строительные", п. "Гайка шестигранная. Тип 1".
Также Заявитель указывает в жалобе, что Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам по п. "Гвозди строительные", "Саженцы деревьев декоративных лиственных пород", "Комплект крепежных изделий. Тип 1", противоречащие ГОСТ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы, а также пояснил, что при формировании аукционных документаций произошла техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, неправомерных требований к товарам, и использование нестандартных показателей при описании объекта закупки.
В форме 2 установлены требования, в частности:
- п. "Сталь угловая равнополочная тип 2": "Радиус закругления полок от 1.5* до 2.7*. Радиус внутреннего закругления от 4.5* до 8.0*";
- п. "Саженцы деревьев декоративных лиственных пород": "Длина корневой системы не менее 35. Диаметр корневой системы не более 60. Количество скелетных ветвей не менее 4. Диаметр штамба от 2.0* до 5.0*. Высота штамба от 1.0* до 2.2*";
- п. "Светильники уличного освещения консольные светодиодные в одинарном корпусе": "Световой поток не менее 7980, Цветопередача не более 80 Ra".
- п. "Коробка ответвительная коммутационная": "Электрическое сопротивление изоляции между токоведущими частями коробки более 15".
- п. "Сталь угловая равнополочная тип 1": "Радиус закругления полок 2.7. Радиус внутреннего закругления 8".
- п. "Кабели силовые": "Электрическое сопротивление 1 км жилы при температуре 20оС не более 7.56. Изоляция и оболочка кабелей стойкие к растрескиванию в течение 1 ч после выдерживания при температуре не менее +147. Минимальный радиус изгиба при прокладке 7.5. Допустимая температура нагрева жил кабеля длительно допустимая и в режиме перегрузки не выше 90. Допустимая температура нагрева жил кабеля предельная при коротком замыкании и по условию невозгорания при коротком замыкании не более 350. Допустимые токи короткого замыкания кабелей не более 0.43. Продолжительность короткого замыкания не более 5".
- п. "Щитки этажные защитные": "Номинальный условный ток короткого замыкания 3. Номинальное импульсное выдерживаемое напряжение 4".
- п. "Оконные блоки из ПВХ профилей": "Разнотолщинность стекла не более 0.2. Ширина герметизирующего слоя стеклопакетов не более 16. Cопротивление статической нагрузке, действующей на запорные приборы и ручки не менее 500. Сопротивление крутящему моменту сил, приложенных к ручке не менее 25. Усилие, прикладываемое к створкам, полотнам изделий для их открывания от 50* до 75*. Коэффициент пропускания света не менее 0.40. Сопротивление ветровой нагрузке не менее 600".
- п. "Болты строительные": "Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке от 2.8* до 4.0*. Диаметр описанной окружности от 14.4* до 20.0*. Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке от 2.8* до 4.0*. Диаметр отверстия в головке от 2.5* до 3.2*. Диаметр отверстия в стержне от 2.0* до 3.2*".
- п. "Дюбель-гвозди": "Минимальная глубина при сквозном монтаже >40".
- п. "Гвозди строительные тип 1": "Наименьший диаметр головки от 3.5* до 6.0*. Минимальная высота головки от 1.08* до 1.8*".
- п. "Комплект крепежных изделий. Тип 1.": "Размер под ключ не номинальный 17.57. Диаметр описанной окружности 19.85. Высота головки не номинальная от 7.21* до 12.85*. Диаметр стержня ds номинальный 20. Диаметр описанной окружности 19.9".
- п. "Болты с шестигранной головкой. Тип 2": "Диаметр описанной окружности от 11.1* до 20.0*. Диаметр отверстия в стержне от 1.6* до 3.2*. Диаметр отверстия в головке от 2* до 3.2*. Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке от 2.0* до 4.0*. Расстояние от опорной поверхности головки до оси отверстия в стержне от 31* до 40*".
- п. "Болты с шестигранной головкой. Тип 1": "Диаметр отверстия в стержне от 2.5* до 4.0*. Диаметр отверстия в головке от 2.5* до 4.0*. Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке от 3.5* до 5.0*".
- п. "Комплект крепежных изделий. Тип 2": "Размер под ключ не номинальный 12.57. Диаметр описанной окружности 14.2. Диаметр стержня ds номинальный 10".
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаром и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что конкретные значения по вышеуказанным характеристикам товаров предоставляется возможным указать в составе первых частей заявок без проведения испытаний.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничение количества участников закупки.
3. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товаров ГОСТ 30673-99, ГОСТ 539-80, так как данные ГОСТ утратили силу.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем жалобы не предоставлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, а также документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в аукционе с учетом установления требований о соответствии характеристик товаров вышеуказанным ГОСТ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, неправомерных требований к товарам, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
В форме 2 установлены требования, так например:
п. "Качалка на пружинке "Ракета"": "Описание: Конструкция выполнена в виде джипа и состоит из металлического каркаса, стальной пружины, сиденья", что, по мнению Заявителя, является неправомерным и вводит участников закупки в заблуждение.
п. "Тренажер уличный "Верхняя тяга"": "Габаритные размеры: от 1000* до 1100*", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку отсутствует указание какой именно размер требуется.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились пояснить необходимость установления требований подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Техсис" на действия ГПБУ г. Москвы "Московское городское управление природными территориями" обоснованными в части неправомерного установления требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
З.У. Несиев
Исп. Бруев Д.С.
Тел.: (495) 784-75-05 доб.124
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 ноября 2017 г. N 2-57-13603/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2017