Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Мерзляковой Н.В. - председатель комиссии, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;
Васянович Ю.Р. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;
Куфтыревой Н.А. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;
Жирнова А.А. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Кузнецовой Ольги Ивановны (далее - Заявитель) на действия БУЗ ВО "Вологодская областная клиническая больница N 2" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона, в присутствии представителей:
от Заказчика - Теличкиной М.Л. (по доверенности от 02.03.2015 N 3), Терентьевой Н.В. (по доверенности от 04.12.2017 б/н),
от Уполномоченного органа - Добрыниной Е.А. (по доверенности от 11.10.2017 N 10),
в отсутствие представителей от Заявителя (уведомлен надлежащим способом о времени и месте рассмотрения жалобы),
УСТАНОВИЛА:
29.11.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку перевязочных материалов и перевязочных средств (извещение N 0130200002417003090), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы ИП Кузнецовой О.И. документация об электронном аукционе не соответствует положениям действующего законодательства по следующим основаниям. К поставке требуются товары, указанные в п.п. 1-3, п. 11, п. 15 технического задания, имеющие иностранное происхождение и не имеющие аналогов на российском рынке, на которые невозможно предоставить сертификат по форме СТ-1 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
По мнению Заявителя, для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень и не включенные в перечень, утвержденный Постановлением N 102.
Из жалобы следует, что техническое задание документации электронного аукциона Заказчик составил с нарушением требований Закона о контрактной системе, т.к. в закупку включена "Инцизная пленка" (п.п. 12-13) с ошибочно установленным ОКПД2 21.20.24.160, а должен быть ОКПД2 "Пленки прочие пластмассовые непористые".
Заявитель отметил, что запрещено в рамках одной закупки (одного лота) приобрести разноплановую продукцию (товары, работы, услуги), технологически и функционально не связанную между собой.
Заявитель считает, что следует внести изменения в техническое задание, разбить закупку на отдельные лоты, выделив п.п. 1-3, п. 15, п.п. 12-13 в отдельный лот, с целью устранения нарушений Закона о контрактной системе, а также Постановления N 102.
Заявитель просит провести внеплановую проверку, признать действия Уполномоченного органа при размещении заказа N 0130200002417003090 незаконными, признать несоответствующей закону документацию об открытом аукционе N 0130200002417003090, выдать Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в документацию об открытом аукционе в электронной форме N 0130200002417003090.
04.12.2017 Заказчик направил в Вологодское УФАС России возражение на жалобу, в котором пояснил, что документация об электронном аукционе, в том числе техническое задание, разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили, что с доводами жалобы не согласны и считают её необоснованной. Техническое задание и описание объекта закупки разработано Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчику предоставлено право устанавливать к товарам технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для качественного, своевременного и безопасного сопровождения его основной деятельности. Потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа отметили, что товары, заявленные в электронном аукционе, широко представлены на российском рынке, и любой участник имеет возможность принять участие в электронном аукционе. В ходе составления документации к электронному аукциону был проведен мониторинг рынка, который подтвердил отсутствие ограничений количества потенциальных участников закупки, т.к. Заказчику предоставлены коммерческие предложения от различных поставщиков, а они, в свою очередь, предложили к поставке товары от различных производителей.
Заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания. Все товары, указанные в техническом задании и извещении электронного аукциона, относятся к перевязочным материалам и перевязочным средствам.
Представители Заказчика пояснили, что требуемые перевязочные материалы и средства установлены в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (по тексту - ОКПД2): п.п. 1-3 "Нестерильный марлевый тампон" ОКПД2 21.20.24.150 "Тампоны, сетоны, турунды, шарики марлевые стерильные и нестерильные"; п. 11 "Салфетка марлевая стерильная с рентгеноконтрастной нитью для брюшной полости" ОКПД2 21.20.24.160 "Салфетки марлевые медицинские стерильные и нестерильные"; п. 15 "Нестерильный марлевый тампон" ОКПД2 21.20.24.150 "Тампоны, сетоны, турунды, шарики марлевые стерильные и нестерильные"; п.п. 12-13 "Инцизная пленка (стерильное разрезаемое операционное покрытие)" ОКПД2 21.20.24.160 "Повязки и покрытия раневые, пропитанные или покрытые лекарственными средствами".
Представители Заказчика уточнили, что согласно Постановлению N 102 при применении Перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД или ОКПД2, так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода. Перечень содержит указание на коды (ОКПД и ОКПД2) - столбцы 1 и 2 Перечня, и наименование вида медицинского изделия - столбец 3 Перечня. Следовательно, вся заявленная продукция входит в вышеуказанный Перечень.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа отметили, что Заказчиком установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 102 (п. 21 документации об электронном аукционе, ст. 14 Закона о контрактной системе). Заявитель ошибочно считает, что таким образом на всю продукцию должен быть представлен сертификат СТ-1. Если участник торгов предлагает продукцию не имеющую аналогов российского происхождения, то данный товар не имеет указанных сертификатов, соответственно не складывается совокупность условий предусмотренных п. 2 Постановления N 102, а именно Заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удостоверяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
По мнению представителей Заказчика и Уполномоченного органа, в случае, если какие-то позиции предусматривают поставку импортного товара, не имеющего российских аналогов, к данным заявкам не применяется требования Постановления N 102 и наличие сертификатов по форме СТ-1 не требуется.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа утверждают, что техническое задание электронного аукциона составлено в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с необходимой потребностью Заказчика и не содержит никаких ограничений для участия в аукционе по поставке перевязочных материалов и средств.
Комиссия УФАС, рассмотрев материалы, выслушав объяснения и заявления Заявителя и представителей Заказчика пришла к следующему выводу.
14.11.2017 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) было опубликовано извещение N 0130200002417003090.
Способ определения подрядчика: электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта: 15 886 560,40 рублей.
Наименование объекта закупки: поставка перевязочных материалов и перевязочных средств.
Материалами дела установлено, что начальная (максимальная) цена контракта определена и обоснована Заказчиком в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Заказчик получил от трех потенциальных поставщиков коммерческие предложения, которые содержат намерения о готовности поставки товаров в соответствии с заявленными техническими характеристиками. Указанные данные свидетельствуют о том, что товар, требуемый Заказчику, находится в свободном доступе на рынке продаж на территории Российской Федерации.
На участие в электронном аукционе подано четыре заявки. Заявка участника с порядковым номером 5 не допущена к участию в электронном аукционе, т.к. в заявке на участие в аукционе в электронной форме Участник предоставил не достоверную информацию: в позиции N 11 заявлена Салфетка марлевая стерильная с рентгеноконтрастной нитью для брюшной полости СЕТПАК Топтекс Лайт, Германия, имеющая длину 60 см и ширину 45 см. Салфетки СЕТПАК размером 60*45 см не поставляются на территорию Российской Федерации; в позиции N 14 заявлена Самоклеящаяся многослойная повязка MepilexR Border Sacrum, Швеция. В соответствии с регистрационным удостоверением N ФСЗ 2012/11683 от 12.03.2012 страной происхождения данного товара "Швеция" - не является, кроме того зарегистрированными товарными знаками на данную повязку являются: SafetacR и MepilexR, Участник заявляет товар с одним товарным знаком: MepilexR.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением N 102 определены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 Постановления N 102 утвержден Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением и разделом II "Техническое задание" документации об электронном аукционе объектом закупки является поставка перевязочных средств и перевязочных материалов, в том числе:
N п/п |
Наименование объекта закупки |
ОКПД2 |
1. |
Нестерильный марлевый тампон |
21.20.24.150 |
2. |
Нестерильный марлевый тампон |
21.20.24.150 |
3. |
Нестерильный марлевый тампон |
21.20.24.150 |
11. |
Салфетка марлевая стерильная с рентгеноконтрастной нитью для брюшной полости |
21.20.24.160 |
12. |
Инцизная пленка (стерильное разрезаемое операционное покрытие) |
21.20.24.160 |
13 |
Инцизная пленка (стерильное разрезаемое операционное покрытие) |
21.20.24.160 |
15. |
Нестерильный марлевый тампон |
21.20.24.150 |
Как отмечалось ранее, на заседании Комиссии УФАС представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили, что предметом закупки выступают перевязочные средства и материалы, объединение которых в один лот закупки не противоречит требованиям действующего законодательства и не приводит к ограничению количества участников закупки, т.к. функционально и технологически товары связаны между собой.
В п. 21 "Информационная карта" документации об электронном аукционе Заказчиком установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств: "<_> Установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как отмечалось ранее, Постановление N 102 устанавливает Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В данном Перечне указаны категории, в том числе по следующим кодам ОКПД2:
21.20.24.150 |
Тампоны, сетоны, турунды, шарики марлевые стерильные и нестерильные |
21.20.24.160 |
Повязки и покрытия раневые, пропитанные или покрытые лекарственными средствами |
21.20.24.160 |
Салфетки антисептические спиртовые; салфетки марлевые медицинские стерильные и нестерильные |
Комиссия УФАС установила, что Заказчик правомерно выбрал для поставляемого товара коды ОКПД2 (п.п. 1, 2, 3, 11, 12, 13, 15 раздела II "Техническое задание", извещение о проведении электронного аукциона N 0130200002417003090), т.к. характеристики товаров соответствуют для данных видов товара кодам ОКПД2.
Кроме того, Заявитель не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот закупки различного назначения перевязочные материалы и средства.
Таким образом, довод жалобы о том, что Заказчик объединил в одну закупку товары, включенные и не включенные в Перечень, определенный Постановлением N 102, признается необоснованным.
В соответствии с п. 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в Перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) РФ, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно Соглашению Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 года "О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" установлен порядок выдачи сертификата о происхождении товара формы СТ-1.
Таким образом, осуществление Заказчиком закупки медицинских изделий (в данном случае код ОКПД2 21.20.24.150, 21.20.24.160), включенных в Перечень, участник закупки, который предлагает товар, страной происхождения которой является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан, такой участник закупки с целью подтверждения страны происхождения товара в составе своей заявке должен представить сертификат формы СТ-1.
Вместе с тем в соответствии с п. 2 Постановления N 102 Заказчик отклоняет все заявки, содержащих предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень N 1, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Основания для применения положений Постановления N 102 возникают на этапе рассмотрения вторых частей участников закупки.
Комиссия УФАС оценила разъяснение положений документации об электронном аукционе от 27.11.2017 N РД1 Уполномоченного органа и пришла к выводу о том, что ответ на запрос от участника закупки предоставлен ему в полном объеме.
Таким образом, доводы Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе и Постановления N 102 являются необоснованными.
Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку, по результатам которой нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Кузнецовой Ольги Ивановны необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
Н.В. Мерзлякова
Ю.Р. Васянович
Н.А. Куфтырева
А.А. Жирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 5 декабря 2017 г. N 04-11/322-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2017