Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 28029-ЭП/17 от 27.11.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по комплексному эксплуатационно - техническому обслуживанию (содержанию) зданий, помещений, инженерных систем и территории СПб ГКУ "ГМЦ" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 10.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200238817000076. Начальная (максимальная) цена контракта - 27 681 505, 70 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе в части неустановления надлежащей инструкции по заполнению первых частей заявок, что не позволяет участнику закупки подать соответствующую заявку. Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Приложение 1 к Информационной карте аукциона в электронной форме содержит установленную Заказчиком Инструкцию по заполнению первой части заявки участника аукциона.
Так, в соответствии с установленной Инструкцией, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать: согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;
по позициям N 1-41 Приложения N 3.19 к Техническому заданию первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к описанию конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в Приложении N 3.19 к Техническому заданию.
Требования к значениям показателей товаров подразделяются на следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2) показатели, для которых указаны варианты значений;
3) показатели, значения которых не могут изменяться;
4) показатели, которые определяются диапазоном значений.
Порядок описания характеристик товара, используемого для выполнения работ:
по первому виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения;
по второму виду показателей участник закупки выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений;
по третьему виду показателей участник закупки указывает значение, установленное заказчиком;
по четвертому виду показателей участник закупки указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней
и верхней границы диапазона.
При описании товаров участники закупки предоставляют сведения в следующем порядке:
в случае установления в Приложении N 3.19 к Техническому заданию соответствующего минимального значения показателя товара
с использованием слов/словосочетаний "не ниже_", "не меньше","не менее_", "нижний предел", знак "?", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, превышающее или равное значению, установленному в Приложении N 3.19 к Техническому заданию;
в случае установления в Приложении N 3.19 к Техническому заданию соответствующего максимального значения показателя товара
с использованием слов/словосочетаний "не выше_", "не более_", "верхний предел", знак "" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, не превышающее или равное установленному в Приложении N 3.19 к Техническому заданию;
в случае установления в Приложении N 3.19 к Техническому заданию соответствующего минимального значения показателя товара
с использованием слов/словосочетаний/символов "свыше", "от","не должен быть ?", "более" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, превышающее установленное в Приложении N 3.19 к Техническому заданию минимальное значение показателя товара;
в случае установления в Приложении N 3.19 к Техническому заданию соответствующего максимального значения показателя товара
с использованием слов/словосочетаний/символов "менее_", "до", "не должен быть ?..", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, меньшее установленного в Приложении N 3.19 к Техническому заданию максимального значения показателя товара;
в случае установления в Приложении N 3.19 к Техническому заданию соответствующего максимального и минимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений)
с использованием словосочетаний/знаков "более_ - менее_", "не менее_ - менее...", знак "...-...", "не менее_ - не более_", "свыше_ до..." участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя. Установление показателей, которые определяются диапазоном значений, обусловлено тем, что необходимый товар обладает/имеет интервальные значения ряда показателей в соответствии с потребностями заказчика и/или техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
в случае установления в Приложении N 3.19 к Техническому заданию соответствующих значений, для которых указаны минимальные
и максимальные значения показателей товара с использованием словосочетаний "более_ и не более_", "не более_ не менее_", "не менее_ не более_", "более _ и менее_", "не менее _ и менее_", "от_до.." участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям;
в случае установления в Приложении N 3.19 к Техническому заданию соответствующего максимального и минимального значения показателя товара с использованием знака "-", крайние значения не удовлетворяют потребностям заказчика;
в случае установления требования к значению показателя
в Приложении N 3.19 к Техническому заданию слов/знаков "и/или", "или", ";", "\", потребностям Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, используемого для выполнения работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика), в случае использования знака ";" знака "\", "или" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя, а в случае использования "и/или" одно или несколько значений через запятую. Выбрав одно или несколько из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного значения показателя. Показатели, установленные для не выбранных участником альтернативных значений, участник вправе не указывать, либо вместо значения такого показателя использовать слова/знаки: "не предусмотрено", "Х".
В Приложении N 3.19 к Техническому заданию к требованиям дефекта внешнего вида относятся требования, установленные соответствующим пунктом/подпунктом ГОСТ, указание на которые содержатся в Техническом задании. Наименование страны происхождения товара указывается участником аукциона в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст. При установлении требований к одному показателю в разных единицах измерения, участник закупки вправе указать все или выбрать одну из представленных единиц измерения, в иных случаях участник закупки в своей заявке обязан указать все единицы измерения, установленные заказчиком. В случае указания на то, что товар должен соответствовать государственным стандартам, то указанные конкретные показатели, предложенного товара участником для использования при выполнении работ, должны соответствовать и государственному стандарту, и заданному диапазону значений характеристик товара согласно технической части документации об аукционе. В случае если требование к значению показателя установлено в виде, например: "Размер не менее 3 мм х 5 мм" и т.п., то требование "не менее" относится только к числовому значению указанному после "не менее", в данном случае это "3 мм", значение "5 мм" является не изменяемым.
По показателям товаров, требования к значениям которых относятся к требованиям дефекта внешнего вида, участник закупки указывает значение, установленное заказчиком, без изменения. При представлении сведений о значениях показателей товаров, участник закупки не вправе изменять наименования показателей. Изменение наименования показателя товара трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе.
В случае если на момент подачи заявки участником закупки, указанные в аукционной документации документы о техническом регулировании утратили силу, то соответствие товаров таким документам не требуется. При указании конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в Приложении N 3.19 к Техническому заданию не допускается использование участником закупки слов, словосочетаний, знаков с помощью которых заданы требования к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара, требования к вариантам значений показателей товаров, требования к диапазонным значениям показателей товара.
В Приложении N 3.19 к Техническому заданию показатель срок службы и установленное для него значение не может изменяться. В случае указания в заявке коррелирующих и (или) агрегирующих показателей, должны указываться показатели, удовлетворяющие потребностям заказчика, и соответствующие требованиям достоверности о существовании товара с указанными показателями. В случае установления требования к значению показателя в Приложении N 3.19 к Техническому заданию с использованием слов/словосочетаний: от...до, указанных в скобках, значение изменению не подлежит. В случае установления в Приложении N 3.19 к Техническому заданию требований к минимальному значению показателя "степень защиты", участник аукциона в первой части заявки должен указать значение показателя равное или превышающее минимальное значение по каждому из измеряемых показателей. В случае наличия в наименовании показателя знака ":", значение показателя изменению не подлежит и приводится в заявке без изменений.
Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований (сведения не должны сопровождаться словами "должен", "может", "должен быть" и другими формами этих слов).
При использовании в Приложении N 3.19 к Техническому заданию слов "допускается", "возможность", "не допускается" участник закупки указывает конкретное значение показателя, указывающее на отсутствие или на наличие характеристики, за исключением случаев, если иное предусмотрено иными положениями настоящей инструкции.
Если значение показателя товара является отрицательными значением, то участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел. Во всех иных случаях требования к показателям товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения точно соответствующие требованиям Технического задания.
При предоставлении сведений о товаре по видам показателей с указанием товарного знака (его словесного обозначения) (при его наличии), необходимо учитывать, что значения показателей должны соответствовать значениям, установленным производителем в паспорте на товар.
Таким образом, Комиссией УФАС установлено, что в составе документации содержится установленная Заказчиком подробная инструкция по заполнению заявок на участие в рассматриваемом аукционе. Вышеприведенные положения Инструкции позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в аукционе, доказательств обратного подателем жалобы в нарушение ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о необоснованности рассматриваемой жалобы, а доводы Заявителя считает основанными на его предположениях и не подтвержденными соответствующими доказательствами.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По смыслу п.п. 1) и 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта определено в Приложении N 3.19 к Техническому заданию аукционной документации.
По позиции N 11 "Плитка керамическая облицовочная" Заказчиком установлено требование: "Длина, должна быть 300 мм; максимальное отклонение от номинальных размеров по толщине в большую сторону, не более 8 мм; толщина, должна быть 7 мм".
В п. 8 части III "Техническое задание" документации Заказчиком установлено, что при выполнении работ Подрядчик обязан использовать товар, требования к которому установлены в Приложении N 3.19 к Техническому заданию в соответствии с требованиями следующих государственных стандартов:
ГОСТ 6141-91 (СТ СЭВ 2047-88) "Государственный стандарт Союза ССР. Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия". Утвержден Постановлением Госстроя СССР
от 29.12.1990 N 120 (для п. 11 Приложения N 3.19 к Техническому заданию).
Согласно п. 1.3.4 ГОСТ 6141-91 (СТ СЭВ 2047-88) "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия", отклонения от номинальных размеров плиток не должны быть, в процентах, более:
- по длине и ширине |
_0,8 |
- по толщине: |
|
для плиток длиной до 150 мм включ. |
_10 |
" " " св. 150 мм |
_8 |
Вместе с тем, как следует из содержания документации об аукционе, Заказчиком при установлении требований к допустимому отклонению размеров плитки использованы метрические значения, что в силу действующего ГОСТ является нестандартным для указанного показателя, что указывает на нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Учитывая, что указанное нарушение не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов Заявителя и не повлияло на результаты рассматриваемой закупки, Комиссия УФАС принимает решение не выдавать предписание об устранении выявленного нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Реминкон" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, так как отсутствуют доказательства того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 декабря 2017 г. N 44-4755/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2017