Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
29.11.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",жалобы ООО "Технострой", ООО "Центр поставок Профит", ООО "Новострой", ООО "Перспектива", ООО "Северстрой", ИП И.А. Бабаджанян, ИП Г.Е. Черняк на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства Тольяттинского государственного университета. Замена оконных блоков (извещение N 0342100000617000041, начальная (максимальная) цена контракта - 12 190 877 ,64 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобыООО "Технострой", ООО "Центр поставок Профит", ООО "Новострой", ООО "Перспектива", ООО "Северстрой", ИП И.А. Бабаджанян, ИП Г.Е. Черняк на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства Тольяттинского государственного университета. Замена оконных блоков (извещение N 0342100000617000041, начальная (максимальная) цена контракта - 12 190 877 ,64 рублей) (далее - закупка).
Заявители просят признать жалобы обоснованными, провести внеплановую проверку, обязать Заказчика устранить выявленные нарушения Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами Заявителей не согласились, просили в удовлетворении жалоб отказать, представили письменные возражения на жалобы, документацию закупки.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Согласно доводам жалоб ООО "Технострой", ООО "Центр поставок Профит", ООО "Новострой", ИП Бабаджанян И.А., ИП Черняк Г.Е. Заказчик установил требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
2. ООО "Технострой", ООО "Новострой", ООО "Перспектива" указывают на необъективное описание объекта закупки.
3. ООО "Технострой" указывает, что Заказчик установил разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.
4. Согласно доводу жалобы ООО "Технострой" в извещении о проведении электронного аукциона, опубликованном в ЕИС, Заказчиком не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта.
5. ООО "Перспектива" указывает, что в извещении о проведении закупки отсутствует информация о сроках поставки товара, завершения работы, график оказания услуг.
6. Согласно доводу ООО "Перспектива", в аукционной документации отсутствует проектная документация.
7. Заявитель ООО "Северстрой" указывает, что в проекте контракта отсутствует условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
8.В соответствии с доводом Заявителя ИП Бабаджанян И.А.Заказчик использовал в тексте технического задания английские буквы, в связи с чем осуществить поиск по данному слову становится невозможным, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
9. ИП Черняк Г.Е.указывает, что Заказчиком при описании материала использован ГОСТ, утративший силу.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В Приложении N 2 к Техническому заданию в таблице "Перечень товаров, используемых при выполнении работ" в пункте "Грунтовка ГФ-021" указано: ГОСТ 25129-82. Условная вязкость при (20,0_0,5)°С по вискозиметру ВЗ-4, с, не менее 45. Степень разбавления грунтовки растворителем, %, не более 20. Время высыхания до степени 3, не более при (105_5)°С, мин 35. Время высыхания до степени 3, не более (20_2) °С, ч 24. Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее 0,35. Эластичность пленки при изгибе, мм, не более 1. Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее 50. Адгезия пленки, баллы, не более 1. Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее 24. Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20_2)°С, ч, не менее 48. Расслаивание, мл, не более 5. (Рисунок 1).
В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме указано:
"Если в аукционной документации, значение показателя технического или функционального параметра является минимальным, максимальным, сопровождается словами "не менее", "более", "свыше", "не более", "менее", "ниже", "не выше", "не ниже", "или", отклонение "_", знаками "<" (меньше или равно), ">" (больше или равно), "<"(менъше), ">(болъше)>>, "~" (приблизительно), то участник закупки указывает конкретные (точные) параметры, предлагаемых им для применения товаров без слов "не менее", "более", "свыше", "не более", "менее", "ниже", "не выше", "не ниже", "или", отклонение "", знаков "<", ">", "<", ">", "~".
Согласно ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" конкретные значения вышеуказанных показателей определяют в результате испытаний определенной партии грунтовки в лабораторных условиях на соответствующем оборудовании, которое отсутствует у поставщика. Например, согласно п. 4.11. ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" показатель расслаивания грунтовки определяется следующим образом: стеклянный градуированный цилиндр 2-100 по ГОСТ-1770 заполняют разбавленной грунтовкой до метки 100 см3 и оставляют в состоянии покоя при температуре (20_2) °С на 24 ч, после чего определяют объем отделившегося слоя в верхней части цилиндра.
Согласно п. 4.4. ГОСТ 25129-82 показатель степени разбавления грунтовки ГФ-021 определяют следующим образом: 120-130 г грунтовки взвешивают с погрешностью не более 0,1 грамма и разбавляют сольвентом или ксилолом до вязкости 22-24 спо вискозиметру типа ВЗ-4 с диаметром сопла (4,000_0,015) мм при (20,0_0,5) °С.
По ГОСТ 5233-89 (ИСО 1522-73) "Материалы лакокрасочные. Метод определения твердости покрытий по маятниковому прибору" сущность определения твердости пленки по маятниковому прибору М-3 заключается в определении времени (числа колебаний), в течение которого амплитуда затухающих колебаний маятника, помещенного на лакокрасочное покрытие, уменьшается на заданную величину. При этом используются следующие материалы и оборудование: маятниковый прибор типа М-3 для определения твердости при температуре (20_2) °С; стекло для фотографических пластинок 9x12x1,2 по ТУ 21-0284461-058; секундомер типа СОПпр-2а-3-221; растворители: эфир этиловый или ацетон технический.
Метод определения эластичности пленки при изгибе заключается в определении минимального диаметра металлического цилиндрического стержня, изгибание на котором окрашенной металлической пластинки не вызывает механического разрушения или отслаивания однослойной или многослойной лакокрасочной пленки (ГОСТ 6806-73 "Материалы лакокрасочные.Метод определения эластичности пленки при изгибе"). Устройство для определения эластичности лакокрасочной пленки при изгибе представляет собой панель, на которой расположены 12 стальных хромированных стержней, 9 из них закреплены неподвижно, а 3 стержня (верхний ряд) снимаются для установки стержней другого диаметра.
Время высыхания грунтовки до степени 3 определяется по ГОСТ 19007-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания". Для этого используют следующую аппаратуру и материалы: Пластинки из стекла для фотографических пластинок размером 9x12; Пластинки из стали по ГОСТ 16523, размером 70x150 мм; Чистые сухие стеклянные шарики (Баллотини) с фракцией просеивания от 100 до 355 мкм; Листки типографской бумаги квадратной формы со стороной 24-25 мм, не содержащей древесных волокон, гладкостью от 20 до 80 с, массой, отнесенной к единице площади, от 60 до 70 г/м2по ГОСТ 9095; Пластинки из резины диаметром 22 мм, толщиной 4-6 мм и твердость (по Шору А) (35_5) условных единиц по ГОСТ 263: Секундомер или часы с секундной стрелкой; Плоская, мягкая, волосяная кисть шириной 25 мм и длиной волоса 30 мм; Гири 20 г и 200 г; Прибор для измерения толщины пленки с погрешностью измерения не более 5 мкм в диапазоне до 100 мкм, не более 10 мкм в диапазоне свыше 100 мкм; Термометр ртутный стеклянный лабораторный по ГОСТ 28498 с пределами измерения от 0 до 100 °С и ценой деления шкалы 1 °С; Прибор для измерения влажности воздуха. Испытание заключается в определении времени высыхания лакокрасочного материала, необходимого для достижения им степени высыхания.
Условную вязкость по вискозиметру ВЗ-4 определяют в результате испытаний по ГОСТ 8420-74 "Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости". Согласно п. 3.2. ГОСТ 8420-74 вискозиметр помещают в штатив и с помощью уровня устанавливают в горизонтальном положении. Под сопло вискозиметра ставят сосуд. Отверстие сопла закрывают пальцем, испытуемый материал наливают в вискозиметр с избытком, чтобы образовался выпуклый мениск над верхним краем вискозиметра. Наполняют вискозиметр медленно, чтобы предотвратить образование пузырьков воздуха. Избыток материала и бразовавшиеся пузырьки воздуха удаляют при помощи стеклянной пластинки или алюминиевого диска, сдвигаемых по верхнему краю воронки в горизонтальном направлении таким образом, чтобы не образовалось воздушной прослойки. Открывают отверстие сопла и одновременно с появлением испытуемого материала из сопла включают секундомер. В момент первого прерывания струи испытуемого материала секундомер останавливают и отсчитывают время истечения.
Согласно ГОСТ 4765-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения прочности при ударе" определение прочности пленки при ударе (ударной прочности) происходит на приборе типа У-1. Данный метод основан на определении максимальной высоты, при падении с которой груз определенной массой не вызывает видимых механических повреждений на поверхности пластинки с лакокрасочным покрытием.
Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла и 3%-ного раствора хлористого натрия при 20_2°С определяют методом погружения, при котором образцы выдерживают в жидкости в течение заданного времени, по ГОСТ 9.403-80 (СТ СЭВ 5260-85) "Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей". Аппаратура и материалы: эксикатор с крышкой по ГОСТ 25336-82; шкаф сушильный, обеспечивающий температуру с погрешностью _2°С; стакан стеклянный лабораторный по ГОСТ 25336-82; лупа с увеличением 4 или 1 Ох по ГОСТ 25706-83; термометр ртутный стеклянный по ГОСТ 28498-90 с пределами измерения от 0 до 100°С и ценой деления шкалы 1°С; жидкости для испытаний; бумага фильтровальная по ГОСТ 12026-76; пленка полиэтиленовая по ГОСТ 10354-82; ланцет; палочки стеклянные с насаженными на концы отрезками резинового шланга; вода дистиллированная по ГОСТ 6709-72; смывки марок АФТ-1, СП-6, СП-7; бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (уайт-спирит) по ГОСТ 3134-78.
Аналогичные нарушения заказчиком допущены также по другим позициям в Приложении N 2 к Техническому заданию в таблице "Перечень товаров, используемых при выполнении работ", как, например, в пункте "Эмаль ПФ-115", где указано: ГОСТ 6465-76. Блеск покрытия по фотоэлектрическомублескомеру, %, не менее 50. Степень разбавления до вязкости 28-30 спо вискозиметру типа ВЗ-246 (с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 _ 0,5) °С), %, не более 20. Укрывистость высушенной пленки, г/м2, не более 100. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 _ 2) °С, ч, не более 24. Эластичность пленки при изгибе, мм, не более 1. Прочность пленки при ударе по прибору типа У-1, см, не менее 40. Адгезия пленки, баллы, не более 1. Стойкость покрытия при температуре (20 _ 2) °Ск статическому воздействию воды, ч, не менее 2. Стойкость покрытия к статическому воздействию 0,5 %-ного раствора моющего средства, мин, не менее 15. Стойкость покрытия при температуре (20 _ 2) °Ск статическому воздействию трансформаторного масла, ч, не менее 24. (Рисунок 4).
Согласно ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия" конкретные значения вышеуказанных показателей определяют в результате испытаний определенной партии эмали в лабораторных условиях на соответствующем оборудовании, которое отсутствует у поставщика.
Например, адгезию пленки эмали определяют по ГОСТ 15140-78 "Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии". Сущность метода заключается в нанесении на готовое лакокрасочное покрытие решетчатых надрезов и визуальной оценке состояния покрытия по четырехбалльной системе. Аппаратура и материалы: Пластины из листовой стали марки 08 кп размером не менее 60x150 мм и толщиной (0,9_0,1) мм по ГОСТ 16523-89 или из других металлов, если это предусмотрено в нормативно-технической документации на лакокрасочный материал; Режущий инструмент: лезвие бритвенное в держателе любого типа; одно- или многолезвиевый нож с углом заточки режущей части 20-30° и кромкой лезвия толщиной 0,05-0,10 мм; Устройство для нанесения надрезов типа АД-3, включающее шаблон для нанесения надрезов и режущий инструмент; Линейка металлическая или шаблон с пазами, расположенными на расстоянии 1, 2 или 3 мм друг от друга; Кисть волосяная, плоская, мягкая, шириной не менее 10 мм; длина волос не менее 15 мм; Прибор для измерения толщины покрытий с погрешностью измерения не более 10 %; Лупа с 2,5-4х увеличением.
Прочность пленки при ударе эмали определяется по ГОСТ 4765-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения прочности при ударе" на приборе типа У-1. Данный метод основан на определении максимальной высоты, при падении с которой груз определенной массой не вызывает видимых механических повреждений на поверхности пластинки с лакокрасочным покрытием.
Время высыхания эмали определяется по ГОСТ 19007-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания". Для этого используют следующую аппаратуру и материалы: Пластинки из стекла для фотографических пластинок размером 9x12; Пластинки из стали поГОСТ 16523, размером 70x150 мм; Чистые сухие стеклянные шарики (Баллотини) с фракцией просеивания от 100 до 355 мкм; Листки типографской бумаги квадратной формы со стороной 24-25 мм, не содержащей древесных волокон, гладкостью от 20 до 80 с, массой, отнесенной к единице площади, от 60 до 70 г/м2по ГОСТ 9095; Пластинки из резины диаметром 22 мм, толщиной 4-6 мм и твердость (по Шору А) (35_5) условных единиц по ГОСТ 263; Секундомер или часы с секундной стрелкой; Плоская, мягкая, волосяная кисть шириной 25 мм и длиной волоса 30 мм; Гири 20 г и 200 г; Прибор для измерения толщины пленки с погрешностью измерения не более 5 мкм в диапазоне до 100 мкм, не более 10 мкм в диапазоне свыше 100 мкм; Термометр ртутный стеклянный лабораторный по ГОСТ 28498 с пределами измерения от 0 до 100 °С и ценой деления шкалы 1 °С; Прибор для измерения влажности воздуха. Прибор для измерения влажности воздуха. Испытание заключается в определении времени высыхания лакокрасочного материала, необходимого для достижения им степени высыхания.
Стойкость покрытия к статическому воздействию воды, трансформаторного масла и 0,5%-ного моющего средства определяют методом погружения, при котором образцы выдерживают в жидкости в течение заданного времени, по ГОСТ-80 (СТ СЭВ 5260-85) "Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей". Аппаратура и материалы: эксикатор с крышкой по ГОСТ 25336-82; шкаф сушильный, обеспечивающий температуру с погрешностью _2°С; стакан стеклянный лабораторный по ГОСТ 25336-82; лупа с увеличением 4 или 1 Ох по ГОСТ 25706-83; термометр ртутный стеклянный по ГОСТ 28498-90 с пределами измерения от 0 до 100°С и ценой деления шкалы 1°С; жидкости для испытаний; бумага фильтровальная по ГОСТ 12026-76; пленка полиэтиленовая по ГОСТ 10354-82; ланцет; палочки стеклянные с насаженными на концы отрезками резинового шланга; вода дистиллированная по ГОСТ 6709-72: смывки марок АФТ-1, СП-6, СП-7; бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (уайт-спирит) по ГОСТ 3134-78.
Метод определения эластичности пленки при изгибе заключается в определении минимального диаметра металлического цилиндрического стержня, изгибание на котором окрашенной металлической пластинки не вызывает механического разрушения или отслаивания однослойной или многослойной лакокрасочной пленки (ГОСТ 6806-73 "Материалы лакокрасочные.Метод определения эластичности пленки при изгибе"). Устройство для определения эластичности лакокрасочной пленки при изгибе представляет собой панель, на которой расположены 12 стальных хромированных стержней, 9 из них закреплены неподвижно, а 3 стержня (верхний ряд) снимаются для установки стержней другого диаметра.
При вышеизложенных обстоятельствах нельзя признать надлежащей Инструкцию по заполнению первых частей заявок, поскольку исходя из требований Инструкции участнику закупки необходимо указать, в том числе, значение характеристик товаров, которые становятся известными после проведения определенных испытаний конкретной изготовленной партии товара.
Подобные положения аукционной документации Заказчика усложняют подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо, и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
Установление заказчиком требований к излишней конкретизации значений, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и поставки, приводит к ограничению количества участников, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ при установлении требований к содержанию заявки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
Довод Заявителей обоснован, в действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2.Заявители ООО "Технострой", ООО "Новострой", ООО "Перспектива" указывают на необъективное описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявителями доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалоб, а именно, что указанные Заказчиком характеристики являются нестандартными, основаны на положениях несоответствующих ГОСТ, не представлено.
3.ООО "Технострой" указывает, что Заказчик установил разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 14.2 проекта Контракта установлено: "Обеспечение исполнения Контракта представлено Подрядчиком следующим способом: а) банковская гарантия; б) внесение денежных средств на указанный Заказчиком счет".
В соответствии с пунктом 17.1 проекта Контракта в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения Контракта, Контракт заключается только после предоставления участником аукциона в электронной форме, с которым заключается Контракт, банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о Контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется участником закупки, с которым заключается Контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.
Положения проекта Контрактасоответствует Закону о контрактной системе.Доказательств, свидетельствующих о том, что положения, содержащиеся в Проекте контракта создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
4.Согласно следующему доводу ООО "Технострой" в извещении о проведении электронного аукциона, опубликованном в ЕИС, заказчиком не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Установлено, что в извещении N 0342100000617000041, опубликованном на сайте единой информационной системы в сфере закупок, указаны требование об обеспечении заявок, размер обеспечения заявок и платежные реквизиты для перечисления денежных средств при уклонении участника закупки от заключения контракта, а также вся необходимая информация, касающаяся порядка и размера предоставления обеспечений. Прикрепленным документом к извещению является аукционная документация, которая содержит предусмотренные Законом о контрактной системе размер и порядок внесения обеспечения и заявки, и исполнения контракта (пункт 12.2 раздела 1, пункт 17.1 раздела 1 Информационной карты).
Следовательно, довод заявителя в этой части также своего подтверждения не нашел.
5.ООО "Перспектива" указывает, что в извещении о проведении закупки отсутствует информация о сроках поставки товара, завершения работы, график оказания услуг.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В Извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0342100000617000041 указано: "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг в соответствии с Документацией об аукционе в электронной форме".
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 Проекта Контракта: "Подрядчик выполняет Работы, предусмотренные Контрактом, в соответствии с Графиком производства работ (Приложение N 4 Контракта). Срок выполнения Работ: с момента заключения Контракта по 22.12.2017 г. в соответствии с Графиком производства работ (Приложение N 4 Контракта)".
Следовательно, Заказчиком в полной мере исполнены требования статьи 42 Закона о контрактной системе. Довод жалобы ООО "Перспектива" признается необоснованным.
6.Согласно следующему доводу ООО "Перспектива", в аукционной документации заказчика отсутствует проектная документация.
Согласно пункта 10 статьи 1 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп. вступ. в силу с 11.08.2017) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Понятие капитального ремонта определено в статье 1 Градостроительного Кодекса Российской - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).
Согласно документации, представленной Заказчиком, а также информации, размещенной в ЕИС по извещению N 0342100000617000041, в перечень аукционной документации входит: сведения о проводимом электронной аукционе, включающий в себя разделы: общие требования о проводимом электронном аукционе, требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению, условия заключения и исполнения муниципального контракта, информация об участнике закупки, декларация о соответствии участника закупки требованиям; техническое задание, сметная документация, сводный сметный расчет стоимости капитального ремонта ССР-7, локальный сметный расчет N ЛС-02-01-01, ведомость объемов работ, локальный сметный расчет N ЛС-02-01-02, ведомость объемов работ, локальный сметный расчет N ЛС-02-01-03. Иные разделы проектно-сметной документации Заказчиком не разрабатывались.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что указание на капитальный ремонт в наименовании аукционной документации обусловлено целевым характером предоставления денежных средств из федерального бюджета на капитальный ремонт здания университета и необходимостью отчетности Заказчика перед федеральным казначейством по расходованию бюджетных денежных средств. При этом Заказчиком была выделена в отдельную закупку замена оконных конструкций, которая, как таковая, проектной документации не предусматривает.
Следовательно, данный довод следует признать необоснованным.
7.Заявитель ООО "Северстрой" указывает, что в проекте контракта отсутствует условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона с реестровым номером 0342100000617000041 участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, Заказчиком указано, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В качестве дополнительного требования заказчиком установлено, что участник должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (в зависимости от того, что является объектом закупки) по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ) с соблюдением следующих условий:
- СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Тем самым, выполнять работы, являющиеся объектом закупки, правомочен только участник закупки, являющийся либо юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем, в связи с чем включение в проект контракта условия, указанного заявителем, не является обязательным.
Жалоба ООО "Северстрой" признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованной.
8. В соответствии с доводом Заявителя ИП Бабаджанян И.А.Заказчик использовал в тексте технического задания английские буквы, в связи с чем осуществить поиск по данному слову становится невозможным, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссией Самарского УФАС была произведена попытка поиска отдельных фрагментов текста, указанных в жалобе Заявителя, при этом осуществить поиск указанных в жалобе слов при полном выделении текста либо его отдельных фрагментов не представилось возможным.
Тем самым, Заказчиком нарушены вышеперечисленные требования Закона о контрактной системе, в связи с чем по указанному доводу жалобу ИП Бабаджанян И.А. следует признать обоснованной.
9.В Приложении N 2 к Техническому заданию в таблице "Перечень товаров, используемых при выполнении работ" в пункте "Блок оконный пластиковый трехстворчатый, с поворотно-откидной створкой, двухкамерным стеклопакетом" указан недействующий ГОСТ 24866-99.
В указанном заявителем приложении заказчиком указана следующая информация:
|
Блок оконный пластиковый трехстворчатый, с поворотно-откидной створкой, двухкамерным стеклопакетом |
Оконные блоки из поливинилхлоридных профилей с двухкамерным стеклопакетом, , для зданий и сооружений различного назначения, цвет-белый, Блоки должны состоять из рамочных элементов, сваренных из ПВХ профилей, усиленных стальными вкладышами, конструкция изделия должна включать в себя не менее двух рядов уплотнительных прокладок в притворках_. |
При этом ГОСТ 24866-99 утратил силу с 1 апреля 2016 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 15.05.2015 N 362-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 24866-2014.
В аукционной документации нет указания о том, каким образом нужно поступать участникам закупки при установлении требований по недействующим нормативным документам.
Требование о соответствии используемых при выполнении работ товаров недействующим Государственным стандартам свидетельствует о необъективном описании объекта закупки, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, жалоба Заявителя в указанной части признается обоснованной.
Установлено, что на участие в закупке подано 5 заявок. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки, Комиссией Самарского УФАС России принято решение не выдавать предписание об устранении допущенных нарушений.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП И.А. Бабаджанян обоснованной.
2. Признать жалобы ООО "Технострой", ООО "Новострой", ИП Г.Е. Черняк, ООО "Центр поставок Профит"частично обоснованными.
3. Признать жалобы ООО"Перспектива", ООО "Северстрой"необоснованными.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение статей 1,6,7 Закона о контрактной системе, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 ноября 2017 г. N 1540-13237-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2017