Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЦСЗ Гражданская оборона" (далее также - податель жалобы) на действия котировочной комиссии уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - котировочная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок "Поставка с доставкой газодымозащитных комплектов - ГДЗК" (далее - запрос котировок), извещение N 0119300019817001772, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 23.11.2017 поступила жалоба ООО "ЦСЗ Гражданская оборона" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок (далее - жалоба).
Существо жалобы: принятие котировочной комиссией неправомерного решения о признании заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, котировочной комиссии, уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган), заказчика - Муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания "Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Росток" (далее - заказчик) было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Котировочной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель уполномоченного органа и котировочной комиссии Лузан Н.Ф. (доверенность N 1 от 09.01.2017, Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 20.11.2017 NП1, удостоверение личности);
- генеральный директор подателя жалобы Горовецкий П.В. (приказ N 3 от 20.01.2014, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 20.11.2017 N П1 котировочная заявка подателя жалобы признана несоответствующей требованиям, установленным разделами 6, 16 извещения о проведении запроса котировок, а именно, требуется: срок службы газодымозащитного комплекта - ГДЗК в состоянии ожидания применения должен быть 5 лет с даты изготовления, предложено: гарантийный срок хранения - 6 лет; в предназначении не указана возможность использования ГДЗК для лиц, имеющих длинные волосы, высокие прически и очки.
Податель жалобы считает, что показатели изделия, указанные в котировочной заявке указаны им корректно, и не противоречат требованиям заказчика. В частности, в котировочной заявке указан срок службы самоспасателя - 6 лет (что подтверждается копией руководства по эксплуатации на изделие, имеющейся в котировочной заявке), что превышает требуемый заказчику - 5 лет лет с даты изготовления и соответствует требованиям ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний".
Кроме того, котировочная заявка содержала копию Руководства по эксплуатации на предлагаемое изделие самоспасатель ГДЗК-У, в котором содержится информация о соответствии требованиям заказчика (пункт 1.3 на странице 2 Руководства по эксплуатации): "ГДЗК-У предназначен для взрослых и детей старше 12 лет, в том числе имеющих длинные волосы и/или объемную прическу и/или очки". Данные требования также содержатся в ГОСТ Р 53261-2009. При этом к котировочной заявке были приложены Сертификат соответствия на соответствие требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года) и ГОСТ Р 53261-2009 и Сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты".
На основании своих доводов податель жалобы сделал вывод о том, что котировочная комиссия подошла к рассмотрению его заявки формально, представленные документы не изучила, в связи с этим допустила ошибки при рассмотрении заявок и определении победителя.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы уполномоченный орган не согласился на основании доводов, подробно изложенных в письменных возражениях на жалобу.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок на поставку с доставкой газодымозащитных комплектов - ГДЗК.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Из пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.
Комиссией установлено, что в разделе 16 извещения о проведении запроса котировок указано, что заявка на участие в запросе котировок должна составляться по форме (Приложение N1) и в такой заявке участником закупки должны указываться все характеристики товара, соответствующие значениям, установленным разделом 6 извещения о запросе котировок.
В разделе 6 извещения о проведении запроса котировок содержится описание объекта закупки, в том числе, следующие требования к товару, являющемуся объектом закупки:
Газодымозащитный комплект - ГДЗК должен быть предназначен для использования взрослыми и детьми старше 12 лет, в том числе имеющих длинные волосы, высокие прически и очки, иметь возможность вести переговоры.
Газодымозащитный комплект - ГДЗК должен быть новым, не бывшими в пользовании, не восстановленным и не собранным из компонентов, находившихся в эксплуатации. Год выпуска газодымозащитного комплекта - ГДЗК - не ранее 2017 года. Срок службы газодымозащитного комплекта - ГДЗК в состоянии ожидания применения должен быть 5 лет с даты изготовления.
Газодымозащитный комплект - ГДЗК должен соответствовать требованиям:
Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты".
Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года) и ГОСТ Р 53261-2009.
В соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" срок службы самоспасателя в состоянии ожидания применения - не менее 5 лет.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, принимая во внимание положения разделов 6 и 16 извещения о проведении запроса котировок, Комиссия пришла к выводу о том, что во исполнение требований пункта 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе участнику закупки в содержании котировочной заявки надлежало представить характеристики предлагаемого к поставке товара, соответствующие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
Частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе установлено, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается
Проанализировав содержание Протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 20.11.2017 N П1, размещенного в единой информационной системе на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, Комиссия установила, что котировочная заявка подателя жалобы не допущена котировочной комиссией до процедуры оценки в соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием заявки на участие в запросе котировок требованиям, установленным разделами 6, 16 извещения о проведении запроса котировок в части:
- требуется: срок службы газодымозащитного комплекта - ГДЗК в состоянии ожидания применения должен быть 5 лет с даты изготовления, предложено: гарантийный срок хранения - 6 лет;
- в предназначении не указана возможность использования ГДЗК для лиц, имеющих длинные волосы, высокие прически и очки.
Исследовав содержание оригинала заявки подателя жалобы, представленного уполномоченным органом, Комиссия установила, что указанным участником закупки был предложен к поставке газодымозащитный комплект универсальный ГДЗК-У. В отношении данного товара подателем жалобы было указано "гарантийный срок хранения - 6 лет", однако не указана информация о том, что предлагаемый им газодымозащитный комплект предназначен для использования лицами, имеющими длинные волосы, высокие прически и очки.
К заявке подателем жалобы были приложены Сертификат соответствия на соответствие требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года) и ГОСТ Р 53261-2009; Сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты"; паспорт N 58 на партию ГДЗК-У от 31.10.2017, однако в указанных документах прямо не указано, что предлагаемый подателем газодымозащитный комплект предназначен для использования лицами, имеющими длинные волосы, высокие прически и очки.
Комиссия отмечает, что заявка предателя жалобы вопреки его доводам не содержала копию Руководства по эксплуатации на предлагаемое изделие самоспасатель ГДЗК-У, которое содержит прямое указание на то, что ГДЗК-У предназначен для лиц, имеющих длинные волосы, высокие прически и очки.
Установив вышеуказанные обстоятельства, приняв во внимание положения разделов 6, 16 извещения о проведении запроса котировок, пункта 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к выводу о том, что в заявке подателя жалобы была представлена информация о характеристиках предлагаемого к поставке товара, не соответствующая требованиям вышеуказанных положений извещения о проведении запроса котировок, а именно, указан гарантийный срок хранения - 6 лет вместо требуемого срока службы газодымозащитного комплекта - ГДЗК в состоянии ожидания применения - 5 лет с даты изготовления, в предназначении не указана возможность использования ГДЗК для лиц, имеющих длинные волосы, высокие прически и очки.
В результате сопоставления сведений извещения о проведении запроса котировок, заявки подателя жалобы, Протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 20.11.2017 N П1, Комиссия пришла к выводу о том, что котировочной комиссией с учетом положений разделов 6, 16 извещения о проведении запроса котировок и требований части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе было принято обоснованное решение об отказе подателю жалобы в допуске его заявки до процедуры оценки в связи с несоответствием заявки на участие в запросе котировок требованиям, установленным разделами 6, 16 извещения о проведении запроса котировок в части: требуется: срок службы газодымозащитного комплекта - ГДЗК в состоянии ожидания применения должен быть 5 лет с даты изготовления, предложено: гарантийный срок хранения - 6 лет; в предназначении не указана возможность использования ГДЗК для лиц, имеющих длинные волосы, высокие прически и очки.
На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях котировочной комиссии по принятию вышеуказанного решения отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Вместе с тем при проведении внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссией было установлено следующее.
Как было указано в настоящем решении описание объекта закупки, требования к товару, являющемуся объектом закупки, изложены заказчиком в разделе 6 извещения о проведении запроса котировок. В указанном разделе заказчиком также указано требование "Срок службы газодымозащитного комплекта - ГДЗК в состоянии ожидания применения должен быть 5 лет с даты изготовления". То есть, реализуя свое право, предусмотренное частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в отношении показателя товара "Срок службы газодымозащитного комплекта - ГДЗК в состоянии ожидания применения" установил значение, которое не может изменяться - "5 лет с даты изготовления".
Вместе с тем, согласно пункту 4.2.1 ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" срок службы самоспасателя в состоянии ожидания применения - не менее 5 лет.
Таким образом, заказчиком не соблюдено, установленное в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе правило объективности описания объекта закупки, поскольку участники закупки лишены возможности предложить товары, имеющие улучшенную характеристику по показателю "Срок службы газодымозащитного комплекта - ГДЗК в состоянии ожидания применения" и в то же время соответствующую требованиям ГОСТ Р 53261-2009, поскольку они ограничены установленным в извещении о проведении запроса котировок неизменным значением "5 лет с даты изготовления".
Помимо этого требование заказчика к показателю "Срок службы газодымозащитного комплекта - ГДЗК в состоянии ожидания применения", изложенное в виде неизменного значения "5 лет с даты изготовления" вступает в противоречие с требованиями ГОСТ Р 53261-2009, устанавливающими значение данного показателя в диапазоне "не менее 5 лет", что не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком установлено значения показателей товаров, не соответствующие требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и при этом не обладающие признаками объективности, что является нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, действия заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что для отклонения заявки подателя жалобы котировочной комиссией было приведено 2 основания, Комиссия пришла к выводу об отсутствии целесообразности выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат запроса котировок.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "ЦСЗ Гражданская оборона" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не повлияло на результат запроса котировок.
4. Передать материалы по жалобе ООО "ЦСЗ Гражданская оборона" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 ноября 2017 г. N 1935
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2017