Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ЖКХИБ СВАО": Смирнова А.Н., Русакова А.С.,
ООО "РОС-М": Ханжина П.В.,
рассмотрев жалобы ООО "РОС-М" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ЖКХИБ СВАО" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по содержанию катков с искусственным льдом (Закупки NN 0373200017517001246, 0373200017517001247, 0373200017517001250, 0373200017517001252) (далее - Аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует положения аукционных документаций, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/61508/17 от 29.11.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалоб, Заказчиком в требованиях к материалам установлены неправомерные требования, такие как:
- В п. "Болты (объем: 40% от общего объема товара" Заказчиком установлены характеристики, такие как: "Размер "под ключ" S", "Номинальный диаметр резьбы d", "Исполнение", "Высота головки k", "Размер hw", "Шаг резьбы", "Класс точности", "Тип шага резьбы", "Длина болта l", "Длина резьбы b", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 7798-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры", при этом для данного товара из вышеперечисленных установленных Заказчиком показателей, показателями позволяющими определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям, являются 5 из них, а именно "Класс точности", "Размер "под ключ" S", "Номинальный диаметр резьбы d", "Длина болта l", "Тип шага резьбы", "Исполнение". При этом, остальные характеристики, например как: "Длина болта l", "Длина резьбы b", "Размер hw" определяются согласно приведенным ГОСТ, все они зависят исключительно от значения первого и по своей сути являются вторичными (излишними). Выражая своё согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных аукционной документацией, участник закупки соглашается и на соответствие характеристик товаров требованиям государственных стандартов. Таким образом, указывая значения основных показателей товара и выражая своё согласие на соответствие всех технических характеристик данного товара требованиям ГОСТ, участник декларирует и то, что все второстепенные показатели, значение которых зависит от значения основных, будут соответствовать ГОСТ. Кроме того, аналогичные требования Заказчиком установлены по п. "Уголки стальные горячекатаные равнополочные (тип 1) (объем: 70% от общего объема товара)", п."Болты с шестигранной головкой (объем: 40% от общего объема товара)", п. "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией (объем: в соответствии с требованиями Аукционной документации)", п. "Шайба (тип 1) (объем: 50% от общего объема товара)", п. "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией (объем: в соответствии с требованиями Аукционной документации)", п. "Веревка пеньковая техническая (тип 2) (объем: 50% от общего объема товара)", п. "Гайки (объем: 30% от общего объема товара)", п. "Веревка пеньковая техническая (тип 1) (объем: 50% от общего объема товара)", п. "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией (объем: в соответствии с требованиями Аукционной документации)".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на то, что в аукционной документации установлены требования к параметрам, например: в п. "Электроды (тип 3) (объем: 30% от общего объема товара)" Заказчиком установлены требования, такие как: "диаметр покрытия", кроме того, в аукционной документации Заказчика установлены требования подобного характера по п. "Уголки стальные горячекатаные равнополочные", п. "Набивки сальниковые асбестовые", п. "Прокладки резиновые пористые уплотняющие", п. "Вал коленчатый стальной", п. "Лента изоляционная ПВХ", п. "Сталь тонколистовая оцинкованная", п. "Набивки сальниковые асбестовые", п. "Канифоль сосновая", п. "Лента изоляционная хлопчатобумаж", п. "Отходы потребления текстильные (ветошь)", п. "Состав консервирующий, ингибитор коррозии", п. "Прокат сортовой стальной горячекатаный полосовой".
Согласно доводам жалобы достоверное значение показателей по вышеуказанным товарам возможно установить только после проведения испытаний определенной партии товара после ее производства. Конкретные и достоверные значения параметров по вышеуказанным товарам не предоставляется возможным определить на момент заполнения заявки на участие в аукционе, что может ограничивать количество участников закупки.
При этом, по п. "Электроды (тип 3) (объем: 30% от общего объема товара)" Заказчиком установлены требования, такие как: "диаметр покрытия", согласно 1.5 ГОСТ 2162-97 "Лента изоляционная прорезиненная. Технические условия" по толщине покрытия в зависимости от отношения D/d (D - диаметр покрытия, d - диаметр электрода, определяемый диаметром стержня) электроды подразделяются с тонким покрытием, со средним покрытием, с толстым покрытием, с особо толстым покрытием, которые определяется определенными расчетами.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом, а также возможность определения установленных характеристик на момент подачи заявки на участие в данном аукционе без приобретения товаров для проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, в описании требуемых свойств товаров наряду с текстовыми формулировками требований используются схематические изображения, при этом, схематические изображения устанавливают дополнительные параметры, значения которых требуют конкретизации, таким образом, рисунки в описании использованы в качестве минимальных и максимальных значений показателей, при этом требуется указать данные характеристики в составе первой части заявки, например п. "Шайба": Конструкция и основные размеры:
По мнению Заявителя, потребность Заказчика объективно и достоверно не выражена, а наличие явно не обозначенных требуемых параметров товаров указывает на ограничение количества участников закупки.
В силу п.3 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные требования к товарам являются неправомерными, а также факт ограничения количества участников закупки, кроме того, каким образом вышеуказанные изображения не позволяют заполнить заявку на участие в данном аукционе, а также влияют на законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в инструкции по заполнению заявки установлены приемы описания в виде условных обозначений, которые являются не типовыми и могут вводить участников закупки в заблуждение, а именно: инструкция по заполнению заявки предполагает тождественность знаков и слов "," и "и", а также ";" и "или", при этом в инструкции указано следующее: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз", "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой", при этом, инструкция по заполнению заявки не содержит правил чтения, а также приаритетности при одновременном использовании союзов "и" и "или", например в п. "Отходы потребления текстильные (ветошь)" Заказчиком установлены характеристики, такие как: "Отходы по способу выработки: должны быть стеганые на вате или нетканые и тканые".
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом, а также совместное использование союзов "и" и "или" при отсутствии правил чтения, а также приаритетности данных союзов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии товаров ГОСТ списком без указания какой ГОСТ, какому товару соответствует, что не позволяет участнику закупки корректно заполнить заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации Заказчика, а также может повлечет за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации содержится требование о соответствии товаров требованиям конкретных ГОСТ, что также позволяет определить соответствие конкретного товарам определенному нормативному документу.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в инструкции по заполнению заявки предусмотрено следующее: "Символ "<" - участник закупки предоставляет в заявке конкретный показатель, менее указанного значения"; "Символ ">" - участник закупки предоставляет в заявке конкретный показатель, более указанного значения"; "Слова "не менее", "не <" - участник закупки предоставляет в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему", по мнению Заявителя, Заказчик устанавливает описание требований с использованием символов, которые сами по себе не позволяют только на основании общепринятого значения определить потребность Заказчика, поскольку фигура "ромб" не несет смысловой нагрузки, что позволяет неоднозначно трактовать инструкцию по заполнению заявки и может вводить участников закупки в заблуждение.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных положений инструкции по заполнению заявки и свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
6. В составе жалобы Заявитель указывает на то, что приложения к техническим задания размещены в формате, не обеспечивающим возможность копирования, а также поиска произвольных фрагментов текста, что не позволяет участникам закупки беспрепятственно сформировать первую часть заявки на участие в аукционах.
Согласно ч.1 ст.4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с ч.5 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
При этом, согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что Заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Одновременно с этим, в соответствии ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Комиссией Управления установлено, что приложения к техническим заданиям размещены в формате "pdf", то есть в файле, позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалоб, свидетельствующего о невозможности формирования и подачи заявки на участие, а также подтверждающих нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалоб не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "РОС-М" на действия ГКУ "Дирекция ЖКХИБ СВАО" обоснованной в части установления излишних, неправомерных требований используемым при выполнении работ товаров, неправомерных положений инструкции по заполнению заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее, в рамках рассмотрения жалобы ИП Кетов Е.Г. по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N2-57-15151/77-17 от 01.12.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Л.Н. Харченко
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 доб. 186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 декабря 2017 г. N 2-57-15232/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2017