Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей:
заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатская краевая станция переливания крови" (далее - Заказчик): Владимировой Ю.С. (по доверенности от 27.11.2017 N 591/4-4.1/06/1),
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦПОЛИМЕРСТРОЙ" (далее - Заявитель, ООО "СПЕЦПОЛИМЕРСТРОЙ"): Абиева М-А. (по доверенности от 18.04.2017),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия аукционной комиссии при определении подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту инженерно-технических сетей расположенных в здании (закупка N 0338200009417000032), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
13.11.2017 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту инженерно-технических сетей расположенных в здании (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 932 000 рубля.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 20.11.2017 на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки (NN 1, 2, 3, 4). Аукционная комиссия, рассмотрев поступившие заявки, приняла следующее решение:
- участника, подавшего заявку N 4, допустить к участию в электронном аукционе;
- участникам, подавшим заявки N 1, 2, 3, отказать в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в связи с непредоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе: отсутствуют конкретные показатели предлагаемого товара.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.11.2017 аукционная комиссия признала заявку N 4 участника не соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе, в связи с непредоставлением наименования, фирменного наименования (при наличии), место нахождения, почтового адреса (для юридического лица), фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных, места жительства (для физического лица), номера контактного телефона, идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
27.11.2017 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "СПЕЦПОЛИМЕРСТРОЙ", подавшего заявку N 3, на действия аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в аукционе.
По мнению Заявителя, его заявка содержала согласие, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
Заявитель также обжаловал положения документации об электронном аукционе, а именно:
- документация об электронном аукционе не содержит идентификационный номер Закупки;
- документация об аукционе не содержит дату окончания срока подачи заявок, дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения аукциона;
- в документации об электронном аукционе установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1457, которое утратило свою силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ";
- в проекте контракта ответственность сторон установлена не в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для рассматриваемой Закупки окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлено 20.11.2017, поэтому доводы жалобы на положения документации об аукционе не рассматриваются.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчик в пункте 4.1 документации об электронном аукционе установил требование к содержанию, составу первой части заявки на участие в аукционе, которая должна содержать согласие, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, а также наименование страны происхождения товара.
В пункте 2.2 документации об электронном аукционе указаны наименования работ, единицы измерения, количество, а также в составе работ указаны материалы, используемые при их выполнении, при этом требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам материалов не установлены.
Таким образом, документация об электронном аукционе содержит описание объекта Закупки, осуществленное с нарушением правил, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Также в документации об электронном аукционе содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (пункт 4.3), в которой:
- отсутствует указание на раздел или пункт документации об аукционе, в котором содержатся показатели, в отношении которых участники делают предложения в своих заявках;
- не указан порядок заполнения показателей участниками в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя).
Следовательно, документация об электронном аукционе содержит ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта б пункта 3 части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 данной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 67 закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 данной статьи, не допускается.
Участники, подавшие заявки NN 1, 2, 3, представили в своих заявках согласие, а также конкретные показатели товара. Аукционная комиссия отказала в допуске к участию в аукционе данным участникам по основанию непредоставления участниками информации о конкретных показателях товара, в нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя является обоснованным.
Отказ в допуске к участию в аукционе явился следствием допущенных Заказчиком нарушений Закона о контрактной системе при разработке документации об электронном аукционе, в части описания объекта Закупки и инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе. В связи с этим Комиссия считает возможным материалы о выявленном нарушении в отношении членов аукционной комиссии не передавать должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства.
3. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99.
Согласно приложению N 1 Постановления Правительства РФ N 99 при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В разделе "Преимущества, требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона установлены требования к участникам Закупки в соответствии с пунктами 1-4 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Предметом Закупки является выполнение работ по капитальному ремонту инженерно-технических сетей, код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности - 43.22.11.130 "Работы водопроводные взаимосвязанные".
Начальная (максимальная) цена контракта - 932 000 рубля, то есть не превышает 10 млн. рублей.
Таким образом, дополнительные требования к участникам Закупки установлены не в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99, в нарушение части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (пункт 3);
- дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе (пункт 4);
- дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе (пункт 5);
- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе (пункт 11).
Документация об электронном аукционе не содержит дату окончания срока подачи заявок, дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения аукциона, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации об аукционе, в нарушение пунктов 3, 4, 5, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5.1 В силу пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 данной статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение в отношении участников Закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Однако в требованиях к содержанию вторых частей заявок на участие в аукционе не установлено требование о предоставлении декларации о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, в соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5.2 В силу пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее - Постановление Правительства РФ N 1457).
Постановление Правительства РФ N 1457 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ".
Заказчик в пункте 11 документации об электронном аукционе установил запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1457, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" (далее - Правила) пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 8.2 проекта контракта указано, что "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком".
Таким образом, в проекте контракта размер пени за просрочку исполнения обязательств подрядчиком по контракту установлены не в соответствии с Правилами, в нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 31, статьи 33, части 7 статьи 34, пунктов 2, 3, 4, 5, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушения Закона о контактной системе не выдавать, в связи с принятием решения о выдаче предписания по раннее рассмотренной жалобе по делу N 21-06/274-17Ж.
5. Передать материалы дела о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ А.А. Козаченко
____________________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 29 ноября 2017 г. N 4956/06
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2017