Резолютивная часть решения объявлена "29" ноября 2017 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "04" декабря 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_> |
- <_>;
- <_>; |
|
- <_>
|
- <_>; |
при участии:
от Заказчика: представителей Комитета <_> <_> (доверенность от 29.11.2017 N 43), <_> (доверенность от 11.04.2017 N 23),
от Заявителя: <_>,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <_> (<_>) на действия государственного заказчика - Комитета <_> (<_>) при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков" (извещение от 16.11.2017 N 0178200000717000014), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>, Заявитель) от 21.11.2017 б/н (вход. от 22.11.2017 N 01/5-1654) на действия государственного заказчика - Комитета <_> (далее - <_>, Заказчик) при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков" (извещение от 16.11.2017 N 0178200000717000014).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В своей жалобе ИП <_> сообщает следующее.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна, в том числе содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 3 ст. 64 Закон о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона (пункт 2); копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром (пункт 3).
Из п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе следующее требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В п. 10.5 документации об электронном аукционе Заказчиком установлено следующее: участник закупки на основании ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 18 Жилищного кодекса Российской Федерации должен являться собственником (владеть правом собственности) на товар (квартиру), что должно быть подтверждено документами о регистрации права собственности.
Требование о предоставлении документов о государственной регистрации права ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни законодательством о регистрации недвижимости непредусмотренно, в связи с чем установление Заказчиком в документации об электронном аукционе вышеуказанного требования не соответствует положениям п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного ИП <_> считает, что Заказчиком документация об аукционе составлена с существенными нарушениями Закона о контрактной системе, что в свою очередь безосновательно ограничивает круг потенциальных участников торгов.
В заседании Комиссии Еврейского УФАС России ИП <_> поддержала жалобу в полном объеме.
Заказчиком представлены письменные возражения от 28.11.2017 N 3486 на жалобу Заявителя, в которых изложено следующее.
1. В п. 10.5 документации об электронном аукционе установлено требование к участнику аукциона как к собственнику предмета закупки. Данное требование не противоречит положениям ст. 6 и 66 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы Заявителя необоснованны. Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственник имеет права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
2. Заявитель указал в жалобе на нарушение Заказчиком норм ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", но не привел ни одного доказательства, что данное требование нарушило его права как участника закупки. Согласно п. 10.4 документации об электронном аукционе установлено, что может быть представлен иной документ, удостоверяющий права собственности. Следовательно доводы жалобы на не соответствие положениям Закона о контрактной системе не аргументированы.
3. Электронный аукцион N 0178200000717000014 в настоящее время не состоялся, так как заявки на участие в электронном аукционе не поступили, следовательно ИП <_> не может подавать жалобу на положения документации об электронном аукционе, как не соответствующей требованиям Закона о конторкой системе.
4. Заказчик расценивает жалобу ИП <_>, как злоупотребление правом в соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как ранее ИП <_> обжаловала аналогичные действия Заказчика по электронным аукционам в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, Заказчик просит признать жалобу ИП <_> необоснованной.
В заседании Комиссии Еврейского УФАС России представители Заказчика поддержали возражения на жалобу в полном объеме.
В результате проведения правового анализа представленных документов, внеплановой проверки, заслушав возражения представителей Заказчика, Комиссией Еврейского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе, указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
16 ноября 2017 года председателем <_> <_> издан приказ N 296 "Об осуществлении закупки жилого помещения (квартиры) путем проведения электронного аукциона".
16 ноября 2017 года председателем <_> <_> утверждена Документация об электронном аукционе для осуществления закупки жилого помещения (квартиры) (далее - Документация).
16 ноября 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" по адресу http://www.rts-tender.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0178200000717000014 и Документация в которых указано следующее.
Наименование объекта закупки: "Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков".
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 111 002,75 руб.
Согласно протоколу о признании электронного аукциона несостоявшимся от 27.11.2017 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе до 24.11.2017 11:00:00 (по московскому времени) не подана ни одна заявка, в связи с чем, в соответствии ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе Единой комиссией электронный аукцион признан несостоявшимся.
I
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна, в том числе содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч. 3 ст. 64 Закон о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Из п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В ч. 13.4 раздела 13 Документации Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, а именно: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 2-7 ч. 10.1 р. 10 настоящей документации;
3) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт (указан в приложении 2 к настоящей документации) или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе в разделе 10 Документации Заказчиком установлены предъявляемые к участникам электронного аукциона требования, а также установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона.
В ч. 10.4 раздела 10 Документации установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- копия свидетельства или иной документ, удостоверяющий права собственности на квартиру;
- технический или кадастровый паспорт на квартиру;
- решение органов опеки и попечительства на продажу жилого помещения (квартиры) при наличии несовершеннолетних детей.
При этом, в ч. 10.5 раздела 10 Документации Заказчиком к участникам электронного аукциона установлено требование о том, что участник закупки на основании ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 18 Жилищного кодекса Российской Федерации должен являться собственником (владеть правом собственности) на товар (квартиру), что должно быть подтверждено документами о регистрации права собственности.
Таким образом, Заказчиком в разделе 10 Документации установлены противоречивые требования к участникам электронного аукциона, а именно: в ч. 10.4 раздела 10 Документации установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона, при этом в ч. 10.5 раздела 10 Документации Заказчиком дополнительно установлены требования к участникам электронного аукциона по предоставлению документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В разделе 14 Документации Заказчиком установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в которой установлено следующее.
Участник аукциона заполняет заявку в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а также требованиями настоящей Документации.
Все документы, представляемые участниками в составе заявки на участие в электронном аукционе, должны быть заполнены по всем пунктам.
Заявка должна содержать все формы, документы (копии всех страниц документов), предусмотренные Законом о контрактной системе и настоящей Документацией.
На основании изложенного, участники электронного аукциона в составе заявки на участие в электронном аукционе обязаны предоставить не только документы предусмотренные разделом 13 Документации, но и разделом 10 Документации.
Согласно ст. 18 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В силу п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Пунктом 1 ст. 223 ГК РФ предусмотрено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (п. 1 ст. 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных ст. 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
Из частей 1 - 3 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) следует, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГК РФ и настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 15, 69 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество, указанных в ч.ч. 1, 2 ст. 69 Закона о регистрации, может быть осуществлена одновременно с государственной регистрацией перехода таких прав либо одновременно с государственной регистрацией сделки с объектом недвижимости.
Согласно п. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Из п. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 302-ФЗ) правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в ст. 558, 560, 574, 584 ГК РФ, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 302-ФЗ данный Федеральный закон вступил в силу с 01.03.2013 года.
В соответствии со ст. 455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 указанного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
В соответствии с п. 2 ст. 455 ГК РФ договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 1395/09 отмечено, что отсутствие государственной регистрации права собственности продавца на недвижимость на дату заключения договора купли-продажи само по себе не влияет на действительность такого договора как основания возникновения соответствующего обязательства.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" параграф 7 главы 30 ГК РФ не содержит положений, запрещающих заключение договоров купли-продажи в отношении недвижимого имущества, право собственности продавца на которое на дату заключения договора не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, регистрация права собственности - это констатация государством того обстоятельства, что лицо, получившее на законных основаниях имущество, признается законным его владельцем - собственником - перед всеми остальными лицами. Отсутствие государственной регистрации права собственности само по себе не может являться основанием для ущемления прав собственника в проявлении волеизъявления в отношении порядка использования и эксплуатации своего имущества.
Государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество в отдельных случаях не является обязательной. В качестве объекта закупки может выступать товар, находящийся в гражданском обороте, в отношении которого действующим законодательством предусмотрено лишь наличие права собственности. Само по себе наличие у лица такого права на объект недвижимости (жилое помещение) может быть подтверждено правоустанавливающими документами.
При проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение жилого помещения соответствие участника электронного аукциона требованиям законодательства должно подтверждаться документами о праве. Требование о представлении документов о государственной регистрации такого права ни ГК РФ, ни законодательством о регистрации недвижимости не предусмотрено.
По смыслу положений ст. 15, 69 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество может быть осуществлена одновременно с государственной регистрацией перехода таких прав либо одновременно с государственной регистрацией сделки с объектом недвижимости.
Отсутствие государственной регистрации права собственности продавца на жилое помещение на дату подписания договора купли-продажи не влияет на действительность такого договора как основания возникновения соответствующего обязательства.
Таким образом, законодательством Российской Федерации не установлена необходимость наличия определенных лицензий, свидетельств, допусков для продажи жилых помещений, кроме того приобретение жилого помещения участником электронного аукциона возможно и после окончания срока подачи заявок, поскольку на момент подготовки и подачи заявки право собственности на жилое помещение может находится на этапе приобретения и государственной регистрации права, то есть на момент подачи заявки документ о праве собственности может отсутствовать у участника электронного аукциона. Предоставление документа о праве собственности не свидетельствует о соответствии участника требованиям, определенным документацией об электронном аукционе, а также данный документ не является товаросопроводительным и не подтверждает соответствие товара требованиям документации об электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, установленное Заказчиком в ч. 10.5 раздела 10 Документации требование о предоставлении в составе заявки документа, подтверждающего регистрацию права собственности собственника на жилое помещение (квартиру), нарушает ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Таки образом, доводы Заказчика, изложенные в п. 1, п. 2 возражений, Комиссией Еврейского УФАС России не принимаются, а жалоба ИП <_> обоснована.
II
При проведении внеплановой проверки было установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Аналогичные условия предусмотрены ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, а именно: Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
22 ноября 2017 года Заказчиком внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона и Документацию, а именно:
- пункт 5.1 раздела 5 "Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки" извещения о проведении электронного аукциона и Документации изложен в новой редакции;
- раздел 15 "Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе" Документации изложен в новой редакции;
- раздел 9 "Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронной форме" извещения о проведении электронного аукциона изложен в новой редакции;
- раздел 16 "Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе" Документации изложен в новой редакции;
- раздел 10 "Дата проведения электронного аукциона" извещения о проведении электронного аукциона изложен в новой редакции;
- раздел 17 "Дата проведения электронного аукциона" Документации изложен в новой редакции;
- пункты 21.5, 21.6 раздела 21 "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений документации об электронном аукционе" Документации изложены в новой редакции;
- пункты 22.2, 22.3 раздела 22 "Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта" Документации изложены в новой редакции;
- раздел 22 "Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта" Документации дополнен п. 22.16;
- раздел 7 "Ответственность сторон" проекта контракта изложен в новой редакции, а именно приведен в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063";
- пункты 8.2, 8.3 раздела 8 "Односторонний отказ и исполнения контракта" проекта контракта изложены в новой редакции;
- раздел 8 "Односторонний отказ и исполнения контракта" проекта контракта дополнен п. 8.16.
При изучении информации в единой информационной системы, Комиссией Еврейского УФАС России установлено, что по настоящее время Заказчиком изменения в единой информационной системы не размещены.
На заседании Комиссии Еврейского УФАС России представители Заказчика представили документы, подтверждающие, что с 22.11.2017 по 24.11.2017 Заказчик пытался разместить вносимые изменения. Однако, в связи с тем, что в период с 22.11.2017 по 24.11.2017 в единой информационной системы проводились регламентные работы, Заказчик не смог разместить вносимые изменения.
Таким образом, принимая во внимание, что фактически вносимые изменения в Документацию на момент рассмотрения жалобы в единой информационной системе не опубликованы, Заказчиком нарушены ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
III
1. Доводы, изложенные в п. 3 возражений Заказчика, Комиссией Еврейского УФАС России отклоняются по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 4 ст. 105 Закона о контрактной системе установлено, что обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно извещения о проведении электронного аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 24.11.2017, 18 часов (время местное).
Жалоба ИП <_> поступила в адрес Еврейского УФАС России 22.11.2017 года.
Таким образом, жалоба ИП <_> поступила в Еврейское УФАС России в установленный Законом о контрактной системе срок.
2. Доводы, изложенные в п. 4 возражений Заказчика, Комиссией Еврейского УФАС России отклоняются по следующим основаниям.
В решении Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 27.10.2017 по делу N2-2355/2017, представленном представителями Заказчика в заседании Комиссии Еврейского УФАС России, рассматривались иные вопросы не связанные с доводами рассматриваемой жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу индивидуального предпринимателя <_> на действия государственного заказчика - Комитета <_> при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков" (извещение от 16.11.2017 N 0178200000717000014) признать обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Комитет <_> нарушившим требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно:
2.1. Части 6 статьи 66 (раздел I настоящего решения);
2.2. Части 6 статьи 63, части 6 статьи 65 (раздел II настоящего решения).
3. В связи с тем, что электронный аукцион признан не состоявшимся предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. В соответствии с требованиями ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области. |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 29 ноября 2017 г. N 5-2662
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2017