Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Сервис-Строй" (далее - Заявитель) на действия уполномоченного органа - МКУ "Управление муниципальными закупками администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района" при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт лестницы на набережной в станице Тамань (в районе сквера им. М.Ю. Лермонтова)" (извещение N 0818600002717000022) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует необоснованный, по его мнению, отказ в допуске к участию в электронном аукционе ООО "Сервис-Строй".
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Заявка ООО "Сервис-Строй" отклонена правомерно.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ "Управление муниципальными закупками администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района" проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт лестницы на набережной в станице Тамань (в районе сквера им. М.Ю. Лермонтова)" (извещение N 0818600002717000022).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 357 592,42 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.12.2017 г N0818600002717000022-1 ООО "Сервис-Строй" отказано в допуске на участие в электронном аукционе по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ (несоответствие сведений требованиям документации аукциона). По позиции 36 указаны не все гвозди, требовавшиеся Заказчику. В п. 36 заявки предлагается: "Гвозди строительные. Условный диаметр стержня гвоздей (номинальное значение) 1,4 и 1,6 мм. Длина гвоздей (номинальное значение) 40 мм". В аукционной документации требовалось: "Условный диаметр стержня гвоздей (номинальное значение) требуется 1,4 и 1,6 мм. Длина гвоздей (номинальное значение) требуется не более 50 мм". Согласно инструкции по заполнению заявки (в ред. от 16.11.2017) "В случае если описание товара предполагает необходимость представления характеристик одновременно по двум или более вариантам исполнения товаров, а заказчик определил для них общее минимальное (например, с использованием конструкции "Х и более", слов "не менее",) или максимальное (например, с использованием конструкции "Х и менее", слов "не более") значение какого-либо показателя, то участник закупки при конкретизации указывает значения, соответствующие предлагаемым вариантам товаров (каждому варианту). Указываемые значения должны быть соотнесены с каждым вариантом предлагаемого товара и соответствовать тем, которые предусмотрены в качестве основных техническими регламентами, государственными стандартами. Например, требование Заказчика: "гвозди с диаметром стержня 3,5 и 4 мм. Длина не более 100 мм". Согласно ГОСТ гвозди с диаметром стержня 3,5 мм выпускаются длиной 90 мм, а гвозди с диаметром стержня 4 мм - длиной 100 и 120 мм. Следовательно, предлагая гвозди диаметром стержня 3,5 и 4 мм, участник закупки указывает, что длина первого варианта гвоздей (3,5 мм) будет 90 мм, а второго варианта (4 мм) - 100 мм. Указание информации, что гвозди с диаметром стержня 3,5 мм будут длиной 100 мм будет противоречить ГОСТу и аукционной документации. В рамках конкретизации показателей в соответствии настоящим абзацем необходимо указывать все удовлетворяющие требованиям Заказчика значения, предусмотренные ГОСТом". В аукционной документации было установлено требование о соответствии размеров гвоздей ГОСТ 4028-63. Согласно таблице 1 данного ГОСТ гвозди диаметром 1,4 мм имеют значения длины 25, 32 и 40 мм, а гвозди диаметром 1,6 мм - значения длины 25, 40 и 50 мм. Соответственно, требованиям Заказчика удовлетворяют шесть вариантов гвоздей, которые должны были быть предложены участниками закупки, в то время как в заявке предложены только два варианта гвоздей.
Также согласно инструкции по заполнению заявки "Наименования показателей изменению не подлежат". По поз. 3 Заказчиком установлены следующие наименования показателей: "Требуемая ширина балясины балюстрады - должна быть 160 мм". Участником закупки указано: "ширина балясины балюстрады - 160 мм". Согласно инструкции по заполнению заявки правило о недопустимости использования запрещенных слов "не применяется к случаям использования этих запрещенных слов в наименованиях показателей - информации, содержащейся в столбцах "наименование показателей" таблиц с описанием характеристик товаров, информации содержащихся в тексте описания товаров - "требуемая ширина", "требуемая высота", "требуемая длина", "требуемый тип". Законность отклонения заявки за изменение наименования показателя, в том числе за удаление из него отдельных слов подтверждается решениями Краснодарского УФАС (например, N ЭА - 935/2017 от 25.05.2017 г.).
В п. 14 заявки указано: "Гипсовое вяжущее нормальнотвердеющее". В аукционной документации требовалось: "Гипсовое вяжущее должно быть медленнотвердеющее; нормальнотвердеющее". Согласно инструкции по заполнению заявки "При установлении требований к показателям, значения которых участники закупки менять не вправе, заказчик также использовал фразу "должен (-на, -но, -ны) быть", что означает необходимость предоставить в заявке значение показателя или все значения показателей со всеми словами (фразами), знаками (символами) (даже запрещенными), следующих непосредственно за указанной фразой, без изменений (за исключением изменения окончания слов в соответствии с правилами склонения), т.е. без использования фразы: "должен (-на, -но, -ны) быть" - данное правило является приоритетным в случае возникновения противоречия с другими правилами инструкции". Соответственно, участник закупки должен был указать все два значения, установленные Заказчиком.
В соответствии с пп. б п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к товарам:
Согласно инструкции по заполнению заявки "В случае если описание товара предполагает необходимость представления характеристик одновременно по двум или более вариантам исполнения товаров, а заказчик определил для них общее минимальное (например, с использованием конструкции "Х и более", слов "не менее",) или максимальное (например, с использованием конструкции "Х и менее", слов "не более") значение какого-либо показателя, то участник закупки при конкретизации указывает значения, соответствующие предлагаемым вариантам товаров (каждому варианту). Указываемые значения должны быть соотнесены с каждым вариантом предлагаемого товара и соответствовать тем, которые предусмотрены в качестве основных техническими регламентами, государственными стандартами. Например, требование Заказчика: "гвозди с диаметром стержня 3,5 и 4 мм. Длина не более 100 мм". Согласно ГОСТ гвозди с диаметром стержня 3,5 мм выпускаются длиной 90 мм, а гвозди с диаметром стержня 4 мм - длиной 100 и 120 мм. Следовательно, предлагая гвозди диаметром стержня 3,5 и 4 мм, участник закупки указывает, что длина первого варианта гвоздей (3,5 мм) будет 90 мм, а второго варианта (4 мм) - 100 мм. Указание информации, что гвозди с диаметром стержня 3,5 мм будут длиной 100 мм будет противоречить ГОСТу и аукционной документации. В рамках конкретизации показателей в соответствии настоящим абзацем необходимо указывать все удовлетворяющие требованиям Заказчика значения, предусмотренные ГОСТом".
Таким образом, инструкция по заполнению заявки содержит обязанность участников закупки указывать гвозди всех размеров, соответствующих требованиям ГОСТ и заказчика.
Заказчику требовались гвозди диаметром 1,4 и 1,6 мм. Для них было установлено общее максимальное значение длины "не более 50 мм".
В ГОСТ 4028-63 установлен следующий разменный ряд гвоздей в мм:
Диаметр стержня |
Длина гвоздя |
0,8 |
8 |
|
12 |
1,0 |
16 |
1,2 |
16 |
|
20 |
|
25 |
1,4 |
25 |
|
32 |
|
40 |
1,6 |
25 |
|
40 |
|
50 |
1,8 |
32 |
|
40 |
|
50 |
|
60 |
2,0 |
40 |
|
50 |
2,5 |
50 |
|
60 |
3,0 |
70 |
|
80 |
3 5 |
90 |
4,0 |
100 |
|
120 |
5,0 |
120 |
|
150 |
6,0 |
150 |
|
200 |
8,0 |
250 |
Согласно пояснениям представителей заказчика, выполняя требование Инструкции по заполнению заявки о необходимости представления всех значений длины, удовлетворяющих требованиям Заказчика и предусмотренных ГОСТом, участники закупки должны были указать, что гвозди диаметром 1,4 будут длиной 25, 32 и 40 мм, а гвозди диаметром 1,6 мм - длиной 25, 40 и 50 мм.
В нарушение требований Инструкции по заполнению заявки ООО "Сервис-Строй" указало не все варианты длины, предусмотренные ГОСТом, а лишь один вариант - 40 мм, как для гвоздей диаметром 1,4 мм, так и для гвоздей диаметром 1,6 мм.
Согласно инструкции по заполнению заявки "По общему правилу, предоставляемые участником закупки сведения, в том числе на изображениях товара, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией, не должны сопровождаться словами эквивалент, аналог, не менее, не более, менее, более, минимальное значение, максимальное значение, меньше, больше, или, должен, должно (-а), (-ы) быть, должен быть, не должно быть, должно (-а), (-ы), допускается, не допускается, возможна (-о), (-ы), требуется (-ются), требования, необходимо (-ма), выше, свыше, шире, уже, не шире, не уже, ранее, не ранее, ниже, не ниже, не выше, не должна (-ен), (-но) быть менее, чтобы был, был (-а), (-о), как минимум, минимум, лучше, хуже, не должна (-ен), (-но) быть более, товар должен соответствовать, может, может быть, допустимо, превышает, не превышает, max,min (далее - запрещенные слова), допускать разночтения или двусмысленное толкование. При использовании данных слов, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией, заявка подлежит отклонению.
Данное правило не применяется к случаям использования этих запрещенных слов в наименованиях показателей - информации, содержащейся в столбцах "наименование показателей" таблиц с описанием характеристик товаров, информации содержащихся в тексте описания товаров - "требуемая ширина", "требуемая высота", "требуемая длина", "требуемый тип".
ООО "Сервис-Строй" по п.3 изменило наименование показателя "требуемая ширина".
При этом, в позиции по показателю "требуемая высота", участник оставил неизменным наименование показателя в соответствии с инструкцией по заполнению заявки.
Согласно инструкции по заполнению заявки "При установлении требований к показателям, значения которых участники закупки менять не вправе, заказчик также использовал фразу "должен (-на, -но, -ны) быть", что означает необходимость предоставить в заявке значение показателя или все значения показателей со всеми словами (фразами), знаками (символами) (даже запрещенными), следующих непосредственно за указанной фразой, без изменений (за исключением изменения окончания слов в соответствии с правилами склонения), т.е. без использования фразы: "должен (-на, -но, -ны) быть" - данное давило является приоритетным в случае возникновения противоречия с другими правилами инструкции".
В п. 14 Требований к товарам заказчиком было установлено: "Гипсовое вяжущее должно быть медленнотвердеющее; нормальнотвердеющее". Согласно требованиям Инструкции по заполнению заявки участники закупки должны были оставить значения "медленнотвердеющее; нормальнотвердеющее" в неизменном виде. В нарушение этого, ООО "Сервис-Строй" было предложено только гипсовое вяжущее нормальнотвердеющее.
Таким образом, отказ ООО "Сервис-Строй" в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.12.2017 г. N0818600002717000022-1, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сервис-Строй" необоснованной.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 декабря 2017 г. N ЭА-4095/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2017