Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:
Заместитель председателя: Белов Д.Ю., начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;
Члены Комиссии: Степина А.К., старший государственный инспектор
отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;
Суясов А.И., специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: <_>, рассмотрев жалобу ИП Овечкина Е.А. на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания сотрудников (работников) дежурной смены ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Костромской области" (извещение N 0141100001217000078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерального закона N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 29.12.2017 г. на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания сотрудников (работников) дежурной смены ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Костромской области" (извещение N 0141100001217000078) (далее - Документация об аукционе).
10.01.2018 г. в адрес Костромского УФАС России от участника закупки - ИП Овечкина Е.А. поступила жалоба по вышеуказанной закупке.
Заявитель в своей жалобе обжалует действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона, при этом заявляет следующее:
"Обжалуемые действия с указанием норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) которые, по мнению Заявителя, нарушены:
1. Заказчик нарушил ст. 33 ч. 2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
2. Нарушена ст. 63 ч.2 В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Доводы:
1. Требования Заказчика (п. 35 Информационной карты ЭА)
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на оказание услуг должна содержать согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком не установлены значения (диапазоны значений) показателей товара, которые должны быть использованы при оказании услуги.
Статья 33, ч. 2 44 ФЗ. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В документации ЭА отсутствует инструкция по заполнению заявки. ГОСТ не является конкретным показателем товара и не позволяет определить его точные характеристики.
Техническое задание: "ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ПОСТАВЛЯЕМОГО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ". В рамках закупки на оказание услуг по организации питания дежурных смен ФГКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Костромской области" поставка продуктов питания может и не производится - питание может поставляться в готовом виде и у участника закупки нет возможности указать конкретные показатели используемого при оказании услуги товара. Участник, согласно наименования закупки (которое должно носить объективный характер согласно ст. 33 44-ФЗ) обязан организовать питание дежурных смен, а не поставку продовольствия для организации питания.
2. с 00:00 01.01.2018 по 00:00 07.01.2018 на официальном сайте для размещения заказов zakupki.gov.ru проводились регламентные работы. Заказчик разместил извещение о закупке 29.12.2017 г. И для ознакомления с условиями закупки у потенциального участника было менее 5 календарных дней".
До заседания Комиссии по рассмотрению жалобы в Костромское УФАС от Заявителя поступили дополнения к вышеуказанной жалобе следующего содержания:
"Дополнительные доводы:
По первой части:
1. Цитата: "....таким образом, если заказчик указал в документации об электронном аукционе необходимость соответствия товара конкретному ГОСТу, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить согласие на поставку товара, указанного в данной документации." - Письмо Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2016 г. N Д28И-2640.
По второй части:
2. Заказчик опубликовал извещение о проведении электронного аукциона 29.12.2017 14:23. Днем окончания подачи заявок установлена 10.01.2018 в 09:00. 30 декабря я увидел данное извещение. Перейдя на электронную торговую площадку Сбербанк-АСТ, я обнаружил следующее уведомление оператора электронной площадки: "Информируем Вас, что в период новогодних праздников: с 30.12.2017 по 08.01.2018 г. включительно - пополнение баланса лицевых счетов участников закупок на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" производиться не будет". 03.01.2018 г. Попытавшись зайти на официальном сайте www.zakupki.gov.ru для ознакомления с условиями закупки я обнаружил следующее уведомление: С 15-00 31 декабря 2017 г. до 00-00 07 января 2018 г. по московскому времени на Официальном сайте ЕИС будут проводиться регламентные работы. Во время проведения работ будут недоступны функции "Главная страница сайта", "Личный кабинет", "Форум", "Поиск". До 09.01.2018 у меня отсутствовала возможность внести денежные средства на счет оператора электронной площадки по независящим от меня причинам. 09.01.2018 г. Я перечислил обеспечение заявки, но на мой виртуальный счет участника закупок они были зачислены только 10.01.2018 в 09:17, тогда как подача заявок закончилась в 09:00 10.01.2018 г. и я не смог принять участие в аукционе. Заказчик исключил из числа участников аукционов всех потенциальных поставщиков, у которых отсутствовали на счете оператора электронной площадки необходимые и достаточные денежные средства для оплаты обязательных платежей, обеспечивающих участие в аукционе, а также хозяйствующих субъектов, которые не аккредитованы на электронной площадке, поскольку процедура аккредитации осуществляется в течение пяти рабочих дней. Установление заведомо неисполнимых для неопределенного круга лиц условий в отношении открытого аукциона, проводимого в электронной форме в виде определения срока подачи документов в выходные и праздничные дни, когда невозможно было ознакомиться с условиями закупки на Официальном сайте ЕИС, свидетельствует о нарушении положений Закона N 44, который был принят для достижения общественно полезных целей, в том числе для обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Данная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции г. Краснодара Дело N А63-851/2013 от 24 января 2014 года".
В ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. До заседания Комиссии Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу, из которых следует:
"По факту поступления жалобы в адрес Управления федеральной антимонопольной службы по Костромской области от индивидуального предпринимателя Овечкина Е.А. на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания сотрудников (работников) дежурной смены ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Костромской области" (извещение N 0141100001217000078).
Главное управление считает жалобу от индивидуального предпринимателя Овечкина Е.А., не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Положения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики оборудования, используемого при оказании услуги, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Учитывая вышеизложенное. Главное управление МЧС России по Костромской области считает, что исходя из целей и потребностей заказчика, в действиях Заказчика нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не усматривается.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом 4.2 пункта 4 Раздела 1 "Общие положения" документации об Аукционе Заказчик размещает в единой информационной системе документацию об электронном аукционе не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, если начальная (максимальная) цена контракта (цена) лота не превышает три миллиона рублей.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС и документации об Аукционе дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.01.2018.
Дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе в соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, так как начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей.
Так, согласно пункту 37 Информационной карты документации об Аукционе, срок окончания подачи заявок - 10.01.2018 до 09-00.
Учитывая вышеизложенное, Главное управление МЧС России по Костромской области считает, что Заказчиком в пункте 37 Информационной карты документации об Аукционе установлен срок окончания подачи заявок, который не противоречит положениям Закона о контрактной системе".
Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, изучив извещение и Документацию об аукционе, исследовав нормативные правовые акты, выслушав представителей Заявителя и Заказчика, приходит к следующему.
1. Довод Заявителя о том, что "Заказчиком не установлены значения (диапазоны значений) показателей товара, которые должны быть использованы при оказании услуги", Комиссия Костромского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на оказание услуги, для оказания которой используется товар, должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 2 вышеуказанной части предусмотрено: согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
В соответствии с пунктом 35 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе" Информационной карты Документации об аукционе "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на оказание услуг должна содержать согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям,установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии),фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В пункте 13.4 Раздела "Инструкция участникам закупки" Документации об аукционе Заказчиком указано: "Первая часть заявки в электронном аукционе представляется по следующей форме:
N п/п |
Наименование товара, используемого при оказании услуги |
Страна-производитель |
Товарный знак производителя (при наличии) |
Соответствие ГОСТ или НТД (ТУ) производителя |
А также характеристика оказания услуг (место, режим питания, график подвоза и раздачи пищи, соответствие подвозимой продукции нормам продовольственных пайков, утвержденных приказом МЧС России от 29.04.2013 N 290).
В Таблице "Требования к качеству продовольствия поставляемого для организации питания" Раздела 4 Технического задания (далее - Техническое задание), являющегося Приложением N 1 к проекту Государственного контракта, указан перечень наименований продукции (т.е. используемого для оказания услуги товара), а также ГОСТы, которым должна соответствовать указанная продукция (т.е. используемый для оказания услуги товар).
На вопрос Комиссии по рассмотрению жалобы к представителю Заявителя о том, все ли ГОСТы, указанные Заказчиком в Таблице Технического задания Документации об аукционе, по мнению Заявителя, соответствуют используемому товару и являются ли действующими, представитель Заявителя ответила утвердительно.
Комиссия Костромского УФАС России также отмечает, что в Техническом задании Заказчиком достаточно подробно и доходчиво разъяснено, что понимается под услугами по организации питания сотрудников (работников) дежурных смен ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Костромской области", а именно: доставка и хранение используемых продуктов для организации питания; соответствие подвозимой продукции нормам продовольственных пайков, утвержденных приказом МЧС России от 29.04.2013 г. N 290; приготовление пищи, а также доставка, подвоз, раздача и т. д. готовой продукции с раскладкой продуктов, с составлением меню, которое утверждено Заказчиком и размещено на официальном сайте в составе Документации об аукционе.
Что касается ссылки Заявителя в дополнении к жалобе по данному доводу на цитату из письма Министерства экономического развития РФ от 30.09.2016 г. о том, что "если заказчик указал в документации об электронном аукционе необходимость соответствия товара конкретному ГОСТу, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить согласие на поставку товара, указанного в данной документации", Комиссия отмечает, что, во-первых, данное письмо не является нормативным правовым актом; во-вторых разъяснения этого письма даны относительно поставки товара, а не оказания услуги.
Комиссия Костромского УФАС России считает также необходимым отметить, что Заявитель в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем вышеуказанный довод не нашел своего подтверждения.
Таким образом, Комиссия Костромского УФАС, изучив имеющиеся по вышеуказанному доводу жалобы материалы и документы, выслушав представителей Заявителя и Заказчика, исследовав нормативные правовые акты, проведя внеплановую проверку, пришла к выводу, что Заказчик при установлении требований (в том числе в инструкции по заполнению заявки) к содержанию и составу заявки (в том числе к первой ее части) на участие в данном электронном аукционе не нарушил положений Закона о контрактной системе.
2. Довод жалобы о неправомерных действиях Заказчика при установлении в Документации об аукционе срока окончания подачи заявок Комиссия Костромского УФАС России считает необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 17 "Информационной карты электронного аукциона" Документации об аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 475 000 рублей.
В соответствии с пунктом 37 "Информационной карты электронного аукциона" Документации об аукционе дата окончания срока подачи заявок на участие в данном аукционе установлена: "до 09.00 10.01.2018".
Как следует из материалов данной закупки извещение о проведении данного электронного аукциона размещено Заказчиком в единой информационной системе 29.12.2017 г., то есть более чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, предусмотренных частью 2 статьи 63 Законом о контрактной системе
Таким образом, Заказчик, разместив 29.12.2017 г. в единой информационной системе извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона, то есть более чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, не нарушил положений Закона о контрактной системе.
Относительно пояснений Заявителя о причинах невозможности подачи заявки на участие в электронном аукционе в установленные Документацией об аукционе сроки Комиссия Костромского УФАС России отмечает, что Заявителем не представлены документы, доказывающие тот факт, что ИП Овечкиным Е.А. были предприняты какие-либо действия к попытке устранения причин неподачи им в установленные сроки заявки на участие в данном электронном аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Овечкина Е.А. на действия заказчика необоснованной.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Д.Ю. Белов
Члены Комиссии А.К. Степина
А.И. Суясов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 17 января 2018 г. N 05-08-05/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2018