Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: Белов Д.Ю., начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;
Члены Комиссии: Степина А.К., старший государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;
Суясов А.И., специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: <_>, рассмотрев жалобу ООО ОФ "АРГУС" на положения документации об открытом конкурсе на право заключения контракта на оказание услуг по охране объектов ОГБУЗ "Костромской областной наркологический диспансер" (извещение N 0841200000717002130), и в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерального закона N 44-ФЗ) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 27.12.2017 г. на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок http://www.zakupki.gov.ru Уполномоченным учреждением размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по охране объектов ОГБУЗ "Костромской областной наркологический диспансер" (извещение N 0841200000717002130) (далее - Документация об открытом конкурсе).
19.01.2018 г. в адрес Костромского УФАС России от участника закупки - ООО ОФ "АРГУС" поступила жалоба по вышеуказанной закупке.
Заявитель в своей жалобе обжалует действия Заказчика, который, по его мнению, утвердил Конкурсную документацию с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
"Конкурсная документация на право заключения контракта на оказание услуг по охране объектов ОГБУЗ "Костромской областной наркологический диспансер" не соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг", в том числе:
1.Назначения платежей, указанные в пунктах 5 и 6 Раздела 1 Информационной карты конкурса не соответствуют требованиям части 6 статьи 44 и частей 1 и 3 статьи 96 Федерального закона.
Так, в пункте 5 Обеспечение заявки на участие в конкурсе указано
"Назначение платежа:
Обеспечение исполнения контракта по аукциону в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по охране объектов ОГБУЗ "Костромской областной наркологический диспансер"".
В пункте 6 Обеспечение исполнения контракта указано:
"Назначение платежа: обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по охране объектов ОГБУЗ "Костромской областной наркологический диспансер"".
Указанные положения конкурсной документации нарушают права участников закупок на участие в закупке и возврат обеспечения в установленные Федеральным Законом сроки.
2. Требованиям пунктов 1) и 2) части 1 статьи 33 и части 2 статьи 33:
- не установлены показатели, позволяющие определять соответствие услуг установленным заказчиком требованиям, в том числе не установлены виды оказываемых услуг охраны в соответствии с законом РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", а также функциональные, технические и качественные характеристики услуг.
Разделом 2 Описание объекта закупки и разделом 7 проекта контракта установлено требование о соответствии оказываемых услуг ГОСТ Р 52551-2016 "Системы охраны и безопасности. Термины и определения".
Согласно, ГОСТ Р 52551-2016 Системы охраны и безопасности. Термины и определения используются показатели:
"2.1.18. надежность охраны: Показатель, характеризующийся вероятностью предотвращения нанесения ущерба от реализации криминальной или террористической угрозы....
2.1.32. риск нанесения ущерба: Комплексный показатель, характеризующий вероятность возникновения ущерба за нормированный период времени и его величину.", а также другие показатели, технические и качественные характеристики.
Кроме того, конкурсная документация и ответы на запросы не содержат информации о порядках пропускного и внутриобъектового режимов на объектах охраны, который должен осуществляться исполнителем, согласно "Общим требованиям к оказанию услуг охраны", приведенным в техническом задании. Данные порядки также необходимы для разработки руководящих документов, в том числе указанных в перечне документации на объекте технического задания. Не указано также, какие дополнительные требования к физической подготовке охранников предъявляются и какие документы, свидетельствующие о соответствии услуги требованиям законодательства и технических регламентов требуется предоставить.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 и части 1 статьи 54 Федерального закона, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Федерального закона. Согласно пункту 2 статьи 432 существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида. Статьей 12.1. Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" определены нормы в части обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны. Кроме того, статьей 12 указанного Закона РФ определено, что к договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, данные условия договоров охраны являются существенными и подлежат указанию при описании объекта закупки.
4. Установлен дискриминационный не стоимостной критерий оценки о подтверждении опыта участника конкурса по оказанию услуг сопоставимого характера и объема контрактами (договоры) с государственными учреждениями и предприятиями по круглосуточной физической охране административных и общественных зданий с массовым пребыванием людей.
Контракты (договоры) с юридическими лицами частной смешанной формы или муниципальной собственности на оказание услуг охраны на аналогичных объектах не будут приниматься в качестве документов, подтверждающих квалификацию
Соответственно участник закупок, имеющий значительный опыт оказания охранных услуг и подтверждающий этот опыт контрактами (договорами) с хозяйствующими субъектами не государственной формы собственности окажется в неравном положении.
В то же время не существует специфики оказания услуг охраны для государственных предприятий и учреждений, а в Российской Федерации и на территории Костромской области функционирует множество предприятий и учреждений с массовым пребыванием людей муниципальной, смешанной или частной форм собственности.
Кроме того, не установлено, какой объем оказанных услуг будет являться сопоставимым, что нарушает требования Подпункта "б" пункта 27 раздела III. Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 и не позволит конкурсной комиссии принять объективное решение при рассмотрении и оценке заявок. Отмечаем, что согласно письму Минэкономразвития России N31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014 в случае установления в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе указывает единицу измерения объема.
Поскольку положения конкурсной документации нарушают права и законные интересы участников закупок, прошу в соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2017 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок приостановить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя), провести проверку и обязать заказчика привести конкурсную документацию в соответствие с требованиями действующего законодательства".
В ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России представитель Заказчика и представители Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились. До заседания Комиссии ОГБУЗ "Костромской онкологический диспансер" представило письменные возражения на доводы жалобы следующего содержания:
"1. Считаем, что указание в п. 5 Информационной карты "Назначение платежа: Обеспечение исполнения контракта по аукциону в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по охране объектов ОГБУЗ "Костромской областной наркологический диспансер" и в п. 6 Информационной карты "Назначение платежа: обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по охране объектов ОГБУЗ "Костромской областной наркологический диспансер" не нарушает права заявителя, так как конкурсной документацией не содержится условие отклонения заявок участников либо не заключения контракта с победителем, в случае неправильного указания таковыми назначения платежа в соответствующих платежных документах.
Также, порядок обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе и обеспечения исполнения контракта указан в п. 4 и п. 5 конкурсной документации соответственно. Порядок и сроки возврата обеспечения исполнения контракта указаны в п. 6.4. проекта контракта конкурсной документации.
Таким образом, указанные заявителем положения конкурсной документации являются ни чем иным, как опечаткой, не нарушают права участников и не противоречат Федеральному закону.
2. Второй довод заявителя считаем необоснованным, так как в описании закупки указано: "Настоящее техническое задание определяет технические и организационные требования к организации оказания охранных услуг (пакета услуг), а именно услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту здоровья и жизни сотрудников диспансера, материального имущества объекта, соблюдение требований по антитеррористической защищенности объектов (Постановление Российской Федерации от 13 января 2017 года N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". А также подробная характеристика закупаемых услуг указана в данном разделе конкурсной документации.
3. Абзацем 4 ст. 12 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено "Заключение охранными организациями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона, при этом к договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации". На основании данной нормы считаем, что указанные заявителем документы должны предоставляться исполнителю непосредственно в момент заключения контракта. Так же, пунктом 7.2. проекта контракта и техническим заданием предусмотрено соответствие услуг Закону РФ
от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в
Российской Федерации". На основании этого считаем, что переписывание всех норм законодательства, регулирующих отношения сторон при исполнении контракта как минимум не целесообразно.
4. Одним из критериев оценок является "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Данный критерий не противоречит Федеральному закону.
При этом, сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона N 44-ФЗ не регламентированы.
Таким образом, заказчик вправе указать перечень сведений и документов, которыми участник закупки может подтвердить свою квалификацию. Так как закупаемые услуги должны оказываться для государственного бюджетного учреждения, то наличие у участников опыта оказания услуг охраны для государственных учреждений и предприятий учитывается при оценке заявок участников; данное пояснение было дано в ответе на запрос разъяснений положений документации.
Также, успешный опыт оказания услуг охраны участниками государственным учреждениям и предприятиям говорит о хорошей квалификации таких участников, так как согласно Федеральному закону по государственным контрактам предусмотрена большая ответственность исполнителей, штрафы и пени в случае ненадлежащего исполнения контракта, а также обеспечение исполнения контракта, что в коммерческих договорах отсутствует.
Установление вышеуказанного критерия оценок заявок не нарушает права участников, а лишь способствует реализации права заказчика на определение поставщика, предложившего лучшие условия исполнения контракта.
Заказчиком раскрывается содержание показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", а именно "Опыт по оказанию аналогичных услуг охраны, за последние 3 года на дату окончания подачи заявки в открытом конкурсе с государственными учреждениями и предприятиями, по круглосуточной физической охране административных и общественных зданий с массовым пребыванием людей".
На основании вышеизложенного, считаем, что заказчик никаким образом не нарушил права заявителя, не препятствовал ему в участии в открытом конкурсе.
Просим признать жалобу необоснованной, в удовлетворении заявленных
требований отказать".
Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, возражения Заказчика на доводы жалобы, выслушав представителя Заявителя и представителей Заказчика, Уполномоченного органа, представителя участника закупки - ООО ОП "Технологии безопасности", изучив имеющиеся в деле документы и материалы, соответствующие нормативные правовые акты, приходит к следующим выводам.
1. Довод жалобы о том, что, указание в п. 5 Информационной карты "Назначение платежа: Обеспечение исполнения контракта по аукциону в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по охране объектов ОГБУЗ "Костромской областной наркологический диспансер" и в п. 6 Информационной карты "Назначение платежа: обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по охране объектов ОГБУЗ "Костромской областной наркологический диспансер", по мнению Заявителя, нарушает права участников закупки, Комиссия Костромского УФАС России считает необоснованным, так как данная "опечатка" не повлекла негативных последствий для участников закупки при подаче заявок, а именно: к сроку окончания подачи заявок на участие, указанному в извещении о проведении открытого конкурса, было представлено три заявки; платежные поручения о поступлении платежей обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе и обеспечения исполнения контракта по данному конкурсу от всех трех участников закупки поступили Заказчику своевременно и в надлежащем порядке.
2. Довод Заявителя о том, что, по его мнению, "не установлены показатели, позволяющие определять соответствие услуг установленным заказчиком требованиям, в том числе не установлены виды оказываемых услуг охраны в соответствии с законом РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", а также функциональные, технические и качественные характеристики услуг", Комиссия считает необоснованным в связи со следующим.
В Техническом задании Раздела 2 "Описание объекта закупки" Документации об открытом конкурсе указано: "Настоящее техническое задание определяет технические и организационные требования к организации оказания охранных услуг (пакета услуг), а именно услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту здоровья и жизни сотрудников диспансера, материального имущества объекта, соблюдение требований по антитеррористической защищенности объектов (Постановление Российской Федерации от 13 января 2017 года N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
Далее в Техническом задании (второй абзац) дана ссылка на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми необходимо действовать участнику закупки при оказании охранных услуг, в том числе на Закон РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), в статье 3 которого указаны виды охранных услуг.
Также в Разделе 2 "Описание объекта закупки" указаны характеристики организации физической охраны (по двум адресам) и требования к услугам и безопасности.
3. Довод жалобы о том, что при описании закупки не указаны существенные условия "договоров охраны", установленные статьей 12 и 12.1 Закона N 2487-1, Комиссия Костромского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Положениями статей 12 и 12.1 Закона N 2487-1 установлены "Дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности" и "Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны" (соответственно).
В Техническом задании Раздела 2 "Описание объекта закупки" Документации об открытом конкурсе имеется указание на соблюдение исполнителем охранных услуг со ссылкой на нормативные акты, в том числе и на положения Закона N 2487-1, в котором прописаны существенные условия договоров на оказание охранных услуг.
Также в Техническом задании Раздела 2 "Описание объекта закупки" Документации об открытом конкурсе (последний абзац") указан "Перечень документов на объекте охраны, составляемых Исполнителем по согласованию с Заказчиком", в том числе Инструкция по организации охраны объекта м приложениями, инструкция сотрудников охраны поста в нештатных ситуациях, а также Положение о внутриобъектовом и пропускном режиме и другие документы.
4. Довод жалобы о том, что в Документации об открытом конкурсе "Установлен дискриминационный не стоимостной критерий оценки о подтверждении опыта участника конкурса по оказанию услуг сопоставимого характера и объема контрактами (договоры) с государственными учреждениями и предприятиями по круглосуточной физической охране административных и общественных зданий с массовым пребыванием людей", Комиссия считает необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна, в том числе, содержать:
- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В разделе "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе и величины их значимости" Приложения N 3 к Документации об открытом конкурсе
одним из критериев оценок указан следующий: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В отношении одного из показателей оценки данного критерия установлено: "Опыт по оказанию аналогичных услуг охраны за последние 3 года на дату окончания подачи заявки в открытом конкурсе с государственными учреждениями и предприятиями по круглосуточной физической охране административных и общественных зданий с массовым пребыванием людей"
В соответствии с пунктом 27 "Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Предметом контракта по вышеуказанной закупке является оказание услуг по охране объектов Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Костромской областной наркологический диспансер".
Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик, установив в Приложении N 3 к Документации об открытом конкурсе одним из критериев оценки: "Опыт по оказанию аналогичных услуг охраны за последние 3 года на дату окончания подачи заявки в открытом конкурсе с государственными учреждениями и предприятиями по круглосуточной физической охране административных и общественных зданий с массовым пребыванием людей", не нарушил положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ОФ "АРГУС" необоснованной.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Д.Ю. Белов
Члены Комиссии А.К. Степина
А.И. Суясов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 26 января 2018 г. N 05-08-10/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2018