Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 29 июня 2010 г. N 273
"Программа реализации
экспериментального проекта по совершенствованию организации питания
обучающихся общеобразовательных учреждений, находящихся
на территории Кемеровской области, на 2008-2011 годы
(утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 7 марта 2008 г. N 78)
Наименование программы |
Программа реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений, находящихся на территории Кемеровской области, на 2008-2011 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании"; постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2007 N 799 "О мерах государственной поддержки в 2008-2010 годах реализации в субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях"; постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.99 N 17 "О преодолении дефицита микронутриентов"; Закон Кемеровской области от 14.11.2005 N 123-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области" |
Директор Программы |
Заместитель Губернатора Кемеровской области (по вопросам образования, культуры и спорта) Е.Л. Руднева |
Разработчик и исполнитель Программы |
Департамент образования и науки Кемеровской области |
Цель Программы |
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений, профилактика заболеваний путем улучшения рациона школьного питания с учетом возрастных и физиологических особенностей детского организма |
Задачи Программы |
Модернизация материально-технической базы школьных пищеблоков; обеспечение качества и безопасности питания обучающихся общеобразовательных учреждений, находящихся на территории Кемеровской области, в том числе улучшение рациона школьного питания (по качественному и количественному составу); организация обучения детского населения и молодежи основам здорового питания и пропаганда в средствах массовой информации принципов здорового питания; реализация модели централизованной системы организации школьного питания |
Сроки реализации Программы |
2008-2011 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Всего на 2008-2011 годы - 432295,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2008 год - 69462,8 тыс. рублей; 2009 год - 75980,0 тыс. рублей; 2010 год - 148044,0 тыс. рублей; 2011 год - 138808,4 тыс. рублей. Из них: средства областного бюджета - 93521,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2008 год - 24692,8 тыс. рублей; 2009 год - 18500,0 тыс. рублей; 2010 год - 26894,0 тыс. рублей; 2011 год - 23434,4 тыс. рублей; иные не запрещенные законодательством источники: средства федерального бюджета - 136440,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2008 год - 20270,0 тыс. рублей; 2009 год - 27480,0 тыс. рублей; 2010 год - 51650,0 тыс. рублей; 2011 год - 37040,0 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 202334,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2008 год - 24500,0 тыс. рублей; 2009 год - 30000,0 тыс. рублей; 2010 год - 69500,0 тыс. рублей; 2011 год - 78334,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Удельный вес школьных пищеблоков, отвечающих современным требованиям к организации питания, в пилотных территориях, определяемых на конкурсной основе, составит 58 процентов; удельный вес школьных обеденных залов, отвечающих современным требованиям к организации питания, в пилотных территориях, определяемых на конкурсной основе, составит 58 процентов; удельный вес школьных столовых в пилотных территориях, определяемых на конкурсной основе, обеспеченных специализированным транспортом, составит 58 процентов; охват обучающихся пилотных территорий, определяемых на конкурсной основе, сбалансированным горячим питанием составит 85,4 процента; разработка 4-недельного цикличного меню, включающего научно обоснованные рационы; удельный вес общеобразовательных учреждений в пилотных территориях, определяемых на конкурсной основе, внедривших учебный курс "Основы здорового питания" в рамках предметов "Окружающий мир", "Природоведение", "Основы безопасности жизнедеятельности", составит 100 процентов; снижение закупочных цен на сырье за счет создания единого заказчика с учетом крупных централизованных закупок составит 5 процентов; снижение потерь на всех этапах производства и реализации готовой продукции вследствие применения высокотехнологичного оборудования, специальных систем производственного учета и контроля составит 10 процентов; энергопотребление школьных пищеблоков в пилотных территориях, определяемых на конкурсной основе, осуществляющих полный производственный цикл при переходе на работу с полуфабрикатами высокой степени готовности, снизится до 50 процентов; численность штатных единиц работников школьных пищеблоков в пилотных территориях, определяемых на конкурсной основе, осуществляющих полный производственный цикл при переходе на работу с полуфабрикатами высокой степени готовности, сократится в 3 раза; удельный вес специалистов в сфере школьного питания, повысивших квалификацию, составит 80 процентов. Реализация мероприятий по повышению качества и сбалансированности рационов питания обучающихся общеобразовательных учреждений в пилотных территориях, определяемых на конкурсной основе, позволит снизить остроту проблемы дефицита микронутриентов и риски от присутствия нежелательных вредных веществ, в том числе генномодифицированных компонентов, в питании детского населения и тем самым будет способствовать улучшению здоровья детей и подростков |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Результаты широкого мониторинга состояния здоровья школьников позволяют сделать вывод о том, что сегодня две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, до 80 процентов выпускников школ из-за этого получают ограничения в выборе профессии. Здоровье и уровень физического развития свыше 40 процентов допризывников не соответствуют требованиям, предъявляемым военной службой.
Установлено, что одной из причин возникновения различных "школьных" болезней (задержка роста, анемия, кариес, болезни желудочно-кишечного тракта) более чем у 30 процентов от общей численности детей является неудовлетворительное качество питания, организованного в школе.
Таким образом, совершенствование системы питания в общеобразовательных учреждениях напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в Кемеровской области.
Повышение качества и доступности школьного питания, увеличение охвата организованным горячим питанием большего числа учащихся является главным направлением настоящей Программы.
В Кемеровской области функционирует 714 общеобразовательных учреждений (в том числе 402 - городских, 312 - сельских), в которых обучается около 252 тысяч школьников. В организации горячего питания принимают участие 12 комбинатов школьного питания, которые работают только на обеспечение школьных столовых продуктами. Собственной производственной базы они не имеют.
В Кемеровской области реализуется долгосрочная целевая программа "Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области" на 2008-2012 годы с предусмотренным объемом финансирования мероприятий по совершенствованию школьного питания за счет средств консолидированного бюджета 630 055 тыс. рублей. Финансирование экспериментального проекта осуществляется в рамках указанной программы.
В вышеназванную программу включена подпрограмма "Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся образовательных учреждений Кемеровской области". В рамках указанной подпрограммы проводятся мероприятия по развитию инфраструктуры школьного питания. Так, на эти цели из средств консолидированного бюджета предусмотрено 519383 тыс. рублей, в том числе по годам: 2008 год - 64255 тыс. рублей, 2009 год - 169759 тыс. рублей, 2010 год - 147600 тыс. рублей, 2011 год - 106269 тыс. рублей, 2012 год - 31500 тыс. рублей.
Также выполняется ряд мероприятий, относящихся к мерам профилактики заболеваний, обусловленных дефицитом йода и других микронутриентов. В их числе: использование в рационах школьного питания продуктов повышенной пищевой и биологической ценности (обогащенных микронутриентами); организация выпуска на предприятиях пищевой промышленности, находящихся на территории Кемеровской области, продуктов повышенной биологической ценности; научное обоснование и разработка примерного рациона двухразового питания школьников. На реализацию данного направления предусмотрено 110672 тыс. рублей, в том числе по годам: 2008 год - 59072 тыс. рублей, 2009 год - 31259 тыс. рублей, 2010 год - 7851 тыс. рублей, 2011 год - 6245 тыс. рублей, 2012 год - 6245 тыс. рублей.
В рамках социальной поддержки обучающихся в областном и местных бюджетах предусматриваются средства на питание льготных категорий детей. В соответствии с Законом Кемеровской области от 14.11.2005 N 123-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области" многодетным малообеспеченным семьям предоставляются меры социальной поддержки - бесплатное питание 1 раз в день в период учебного года для учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений. Выплаты носят заявительный характер, средства направляются в образовательные учреждения. Стоимость питания на каждого ребенка составляет: 2006 год - 5 рублей, 2007 год - 10 рублей, 2008 год - 15 рублей, 2009 год - 15 рублей, 2010 год - 15 рублей, 2011 - 15 рублей.
Вложение средств в техническое переоснащение пищеблоков, выделение средств на льготное питание, витаминизацию значительно увеличило процент охвата детей горячим питанием в школах.
Наименование показателя |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Охват школьников горячим питанием в Кемеровской области (средний), процентов |
53,9 |
61,5 |
68 |
76,3 |
81,3 |
84,3 |
85 |
85,4 |
учащихся 1-4-х классов, процентов |
75 |
82 |
89 |
91,4 |
92,7 |
97 |
97,5 |
98 |
учащихся 5-11-х классов, процентов |
41 |
51 |
55,4 |
67,1 |
70 |
71,6 |
72,5 |
72,8 |
Сегодня в Кемеровской области только 20 процентов школьных пищеблоков работают на полуфабрикатах, которые поступают от региональных промышленных производителей. Значительная часть построенных в 60-70-е годы типовых школ рассчитана для работы на полуфабрикатах высокой степени готовности, поэтому пищеблоки этих школ имеют сокращенный набор технологических помещений, слабую материально-техническую базу, изношенное технологическое и холодильное оборудование. Тем не менее, в этих пищеблоках на ограниченных площадях вынужденно организуется полный производственный цикл. В связи с чем ассортимент блюд, предлагаемых обучающимся, ограничен.
Каждый пищеблок полного производственного цикла расходует в 8 раз больше электроэнергии, чем современный пищеблок доготовочного типа. При этом количество персонала в таком пищеблоке превышает число сотрудников в доготовочном в 3 раза.
Решение данной проблемы возможно путем переоснащения школьных столовых и создания в городах и районах Кемеровской области крупных комбинатов школьного питания промышленного назначения. Только такая модель централизованной организации питания гарантированно позволит кардинально улучшить питание школьников.
Кроме того, создание комбинатов питания в крупных городах области обеспечит возможность организации качественного, полноценного питания для обучающихся и воспитанников других типов образовательных учреждений: детских садов, учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования.
Данная модель обладает рядом неоспоримых преимуществ:
сокращение инвестиционных издержек при реконструкции школьных пищеблоков;
снижение себестоимости продуктов питания за счет создания единого заказчика сырьевой продукции;
внедрение компьютеризованного контроля за всеми процессами производства рационов питания на комбинате за счет использования многотоннажных промышленных пищевых технологических линий;
сокращение издержек на электроэнергию, оплату услуг персонала в школьных пищеблоках;
создание прозрачной безналичной системы оплаты питания с функцией персональной компьютерной идентификации каждого ребенка.
При оснащении пищеблоков современным технологическим оборудованием и внедрении модели централизованной системы организации питания школьников комплексно решается задача повышения квалификации работников системы школьного питания.
Реализация Программы осуществляется в два этапа:
I этап - 2008-2009 годы (1 пилотная территория);
II этап - 2010-2011 годы (3 пилотных территории).
Результаты реализации I этапа Программы свидетельствуют о её высокой эффективности. В 2008-2009 годах Кемеровская область участвовала в федеральном эксперименте по совершенствованию школьного питания.
На I этапе в реализации экспериментального проекта участвовало 27 общеобразовательных учреждений г. Кемерово (36 процентов от общего количества общеобразовательных учреждений города), на базе которых создано две школьно-базовые и 25 доготовочных столовых. Проведен капитальный ремонт пищеблоков с частичной перепланировкой помещений, заменены системы инженерного обеспечения: водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, вентиляция, теплоснабжение; обновлено технологическое оборудование, кухонный и столовый инвентарь, мебель, посуда. Пищеблоки всех школ, участвующих в эксперименте, соответствуют новым СанПиН. В результате охват сбалансированным горячим питанием в этих школах увеличился до 97 процентов.
На II этапе планируется:
включить в реализацию проекта 47 общеобразовательных учреждений г. Кемерово (64 процента от общего количества общеобразовательных учреждений города). Таким образом, в г.Кемерово будет модернизировано 100 процентов школьных пищеблоков общеобразовательных учреждений;
расширить количество пилотных территорий, включив в эксперимент гг. Анжеро-Судженск и Междуреченск.
Планируется за 2010-2011 годы в трех пилотных территориях переоснастить 62 общеобразовательных учреждения с общим количеством обучающихся 35476 человек.
Капитальное переоснащение всех общеобразовательных учреждений г.Кемерово позволит реализовать в этой пилотной территории модель централизованной организации школьного питания через строительство комбината питания промышленного назначения. В перспективе данная модель может быть внедрена всеми муниципальными образованиями Кемеровской области как типовой вариант организации питания обучающихся в образовательных учреждениях любого типа. В настоящее время разработана проектно-сметная документация на строительство комбината питания в г. Кемерово.
Для решения обозначенных проблем и последовательного развития инфраструктуры школьного питания Кемеровской области, обеспечивающей максимальный охват обучающихся сбалансированным горячим питанием, необходимы программно-целевой подход и планирование соответствующих мероприятий.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, профилактика заболеваний путем улучшения рациона школьного питания с учетом возрастных и физиологических особенностей детского организма.
Задачи Программы:
модернизация материально-технической базы школьных пищеблоков;
обеспечение качества и безопасности питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся на территории Кемеровской области, в том числе улучшение рациона школьного питания (по качественному и количественному составу);
организация обучения детского населения и молодежи основам здорового питания и пропаганда в средствах массовой информации принципов здорового питания;
реализация модели централизованной системы организации школьного питания.
3. Система программных мероприятий
Программные мероприятия направлены на достижение поставленной Программой цели путем решения ряда задач.
По комплексному охвату решаемых задач Программа состоит из блоков:
1) научный;
2) технологический;
3) управленческий;
4) комплекс мероприятий по пропаганде основ здорового питания.
Перечень конкретных мероприятий Программы приведен в разделе 7 Программы.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем средств, необходимых для реализации Программы на 2008-2011 годы, составляет 432295,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2008 год - 69462,8 тыс. рублей;
2009 год - 75980,0 тыс. рублей;
2010 год - 148044,0 тыс. рублей;
2011 год - 138808,4 тыс. рублей.
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета в размере 93521,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2008 год - 24692,8 тыс. рублей;
2009 год - 18500,0 тыс. рублей;
2010 год - 26894,0 тыс. рублей;
2011 год - 23434,4 тыс. рублей.
Кроме того, предполагается привлечь для реализации программных мероприятий иные не запрещенные законодательством источники финансирования, в том числе:
средства федерального бюджета - 136440,0 тыс. рублей, из них по годам:
2008 год - 20270,0 тыс. рублей;
2009 год - 27480,0 тыс. рублей;
2010 год - 51650,0 тыс. рублей;
2011 год - 37040,0 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 202334,0 тыс. рублей, из них по годам:
2008 год - 24500,0 тыс. рублей;
2009 год - 30000,0 тыс. рублей;
2010 год - 69500,0 тыс. рублей;
2011 год - 78334,0 тыс. рублей.
5. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать достижению следующих результатов:
удельный вес школьных пищеблоков, отвечающих современным требованиям к организации питания, в пилотных территориях составит 58 процентов;
удельный вес школьных обеденных залов, отвечающих современным требованиям к организации питания, в пилотных территориях составит 58 процентов;
удельный вес школьных столовых в пилотных территориях, обеспеченных специализированным транспортом, составит 58 процентов;
охват обучающихся пилотных территорий сбалансированным горячим питанием составит 85,4 процента;
разработка 4-недельного цикличного меню, включающего научно обоснованные рационы;
удельный вес общеобразовательных учреждений в пилотных территориях, внедривших учебный курс "Основы здорового питания" в рамках предметов "Окружающий мир", "Природоведение", "Основы безопасности жизнедеятельности", составит 100 процентов;
снижение закупочных цен на сырье за счет создания единого заказчика с учетом крупных централизованных закупок составит 5 процентов;
снижение потерь на всех этапах производства и реализации готовой продукции вследствие применения высокотехнологичного оборудования, специальных систем производственного учета и контроля составит 10 процентов;
энергопотребление школьных пищеблоков в пилотных территориях, осуществляющих полный производственный цикл, при переходе на работу с полуфабрикатами высокой степени готовности снизится до 50 процентов;
численность штатных единиц работников школьных пищеблоков в пилотных территориях, осуществляющих полный производственный цикл, при переходе на работу с полуфабрикатами высокой степени готовности сократится в 3 раза;
удельный вес специалистов в сфере школьного питания, повысивших квалификацию, составит 80 процентов.
Реализация мероприятий по повышению качества и сбалансированности рационов питания обучающихся общеобразовательных учреждений позволит снизить остроту проблемы дефицита микронутриентов и риски от присутствия нежелательных вредных веществ, в том числе генномодифицированных компонентов, в питании детского населения и тем самым будет способствовать улучшению здоровья детей и подростков.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Директор Программы организует управление реализацией Программы, несет ответственность за рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Губернатор Кемеровской области.
Исполнитель Программы реализует программные мероприятия в предусмотренные сроки, ежеквартально (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляет руководителю проекта отчет о ходе реализации Программы и об использовании финансовых ресурсов.
Директор Программы направляет указанный отчет Губернатору Кемеровской области не позднее даты направления отчета об исполнении областного бюджета за прошедший финансовый год.
7. Мероприятия по реализации экспериментального проекта
по совершенствованию организации школьного питания
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнители |
1 |
2 |
3 |
1. Научный блок | ||
1.1. |
Разработка методики и организация проведения мониторинга нутриентного и метаболического статуса школьников |
ГОУ "Областной психолого-валеологический центр" |
1.2. |
Разработка компьютерной программы "Индивидуальный паспорт здоровья школьника" |
ГОУ "Областной психолого-валеологический центр" |
1.3. |
Проведение комплексного исследования здоровья школьников, составление индивидуальных паспортов здоровья |
ГОУ "Областной психолого-валеологический центр" |
1.4. |
Разработка научно обоснованных |
ГОУ "Областной психолого-валеологический центр" |
1.5. |
Организация работы секции "Школьное питание - комплексное решение" в рамках научной конференции "Сохранение здоровья человека" |
ГОУ "Областной психолого-валеологический центр" |
2. Технологический блок | ||
2.1. |
Конкурсный отбор пилотных территорий для участия в экспериментальном проекте по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся на территории Кемеровской области |
Департамент образования и науки Кемеровской области |
2.2. |
Организация, проведение конкурсных мероприятий, заключение контрактов, договоров на ремонт школьных столовых, оснащение новым технологическим оборудованием, приобретение мебели и транспорта |
Управления образования администраций г. Кемерово, г. Междуреченска, г. Анжеро-Судженска (по согласованию) |
2.3. |
Ремонт помещений пищеблоков школьных столовых |
Организации, определяемые на конкурсной основе |
1 |
2 |
3 |
2.4. |
Ремонт обеденных залов школьных столовых |
Организации, определяемые на конкурсной основе |
2.5. |
Поставка, монтаж, пусконаладочные работы технологического оборудования в пищеблоках школьных столовых |
Организации, определяемые на конкурсной основе |
2.6. |
Поставка мебели для обеденных залов школьных столовых |
Организации, определяемые на конкурсной основе |
2.7. |
Поставка транспорта для перевозки пищевых продуктов |
Организации, определяемые на конкурсной основе |
3. Управленческий блок | ||
3.1. |
Создание рабочей группы для координации, контроля и мониторинга выполнения мероприятий проекта |
Департамент образования и науки Кемеровской области, управления образования администраций г. Кемерово, г. Междуреченска, г. Анжеро-Судженска (по согласованию) |
3.2. |
Подготовка и повышение квалификации работников системы школьного питания
|
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования |
4. Комплекс мероприятий по пропаганде основ правильного питания | ||
4.1. |
Организация PR-кампаний по пропаганде основ правильного питания в средствах массовой информации |
Департамент образования и науки Кемеровской области управления образования администраций г. Кемерово, г. Междуреченска, г. Анжеро-Судженска (по согласованию) |
4.2. |
Проведение массовых мероприятий с родителями и детьми: дней правильного питания, дней качества в школьных столовых, дней национальных кухонь |
управления образования администраций г. Кемерово, г. Междуреченска, г. Анжеро-Судженска (по согласованию) |
".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 июня 2010 г. N 273 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.