Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
Рогожкина А.Г. - руководителя Управления.
Членов Комиссии:
Малугина Ч.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления;
Атавова Н.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления,
Рассмотрев жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" (ИНН: 9102177780) (далее - Заявитель), на действия ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" (ИНН: 8904012710) (далее - Заказчик), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Поставка лекарственных препаратов", Начальная (максимальная) цена контракта - 2 082 210 руб. 00 коп. (извещение N 0190200000317014190http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Предмет закупки - Поставка лекарственных препаратов;
Дата и время начала подачи заявок 28.12.2017 11:30;
Дата и время окончания подачи заявок 23.01.2018 08:00;
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 082 210 рублей 00 копеек;
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
Извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view.html?printF ormId=29963651
По мнению Заявителя, описание объекта закупки не позволяет предложить участникам аукциона взаимозаменяемый в рамках одного МНН лекарственный препарат, что не соответствует требованиям, установленным ч. 1 ст. 64 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком были представлены письменные возражения на жалобу, в которых Заказчик не согласен с доводами жалобы, считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Согласно Потребности, Заказчик в описании объекта закупки указал следующие характеристики лекарственного препарата (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и количественные):
N п/п |
МНН |
Характеристики |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Цефуроксим |
Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения. 1 флакон содержит 0,75 г. цефуроксима. В упаковке 1 флакон с препаратом в комплекте с растворителем . В инструкции по применению должно отсутствовать указание на применение "с осторожностью " при кровотечениях и заболеваниях желудочно-кишечного тракта в анамнезе . |
Упаковка |
15 000 |
2 |
Цефуроксим |
Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения. 1 флакон содержит 1,5 г. цефуроксима. |
Флакон |
2 000 |
Включение данных требования Заказчик обосновывает тем, что:
а) Наличие в Инструкциях некоторых цефуроксимов ограничений по применению у пациентов с кровотечениями значительно ограничивают выбор антимикробной терапии грамотрицательных инфекций у хирургических больных (в том числе, у пациентов с послеоперационными инфекциями, перитонитом и др.), так как лечение такими препаратами повышают риск развития вторичных кровотечений. Введение таких цефуроксимов для периоперационной профилактики может приводить к повышенной интраоперационной кровопотере. Также, существует риск значительной кровопотери при применении цефуроксимов, имеющих "кровотечения" как ограничение к использованию, у женщин в период menses, у больных с язвенной болезнь желудка, геморроем, эрозивным гастодуоденитом и др. Недопустимо применение таких цефуроксимов в травматологии и ортопедии, взрослой и детской хирургии, акушерстве и гинекологии, в отделениях реанимации и интенсивной терапии, урологии, а также в период после проведения инвазиных манипуляций.
б) В условиях стационаров велика выявляемость пациентов с различной хронической патологий ЖКТ: хроническими гастритами, язвенной болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, холециститами, дуоденитами, гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью. Таким образом, применение цефуроксимов, для которых в Инструкции по медицинскому применению имеются определенные ограничения к их использованию у пациентов с хроническими заболеваниями ЖКТ, во избежание развития возможных нежелательных лекарственных реакций, обусловленных антимикробной терапией, требует предварительного тщательного обследования с применением дорогостоящих диагностических процедур (эндоскопия, биохимические исследования крови, рентгенологические методы диагностики). Это значительно повышает общую стоимость лечения, требует дополнительной нагрузки на пациента в виде инвазивных манипуляций и задерживает этиотропное антимикробное лечение, что, в свою очередь, повышает риск развития генерализованных осложнений, вызванных инфекционным заболеванием. Также указанное в Инструкции ограничение исключает проведение периоперационной антибиотикопрофилактики (цефуроксим - препарат выбора для периоперационной профилактики), что значительно повышает риск развития послеоперационных инфекций.
Заказчик утверждает, что заявленные требования имеют высокую клиническую значимость, напрямую влияют на эффективность и безопасность проводимой лекарственной терапии.
Обязательными требованиями Заказчика является поставка лекарственных препаратов в соответствии с положениями технического задания, значимыми для Заказчика и оказывающими влияние на качество и безопасность выполнения им деятельности в рамках имеющейся лицензии.
На заседании Комиссии установлено, что установленному в аукционной документации требованию согласно Государственного реестра лекарственных средств (grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx) соответствуют как минимум, два препарата с МНН "Цефуроксим", выпускаемые различными, в том числе российскими, производителями соответствуют заявленным характеристикам: в комплекте с растворителем, не содержащие в инструкции по применению "с осторожностью" при кровотечениях и заболеваниях желудочно-кишечного тракта в анамнезе в том числе:
- МНН: Цефуроксим, производства ООО "АБОЛмед", Россия;
- МНН: Цефуроксим, производства ООО "Пребенд", Россия.
Соответственно утверждение Заявителя, что указанным в аукционной документации требованиям соответствует единственный лекарственный препарат с ТН "Цефуроксим" производителя ОАО "Красфарма", Россия, не верно.
Также лекарственный препарат с ТН "Цефуроксим" производителя ОАО "Красфарма", не соответствует требованиям аукционной документации, так как в инструкции по применению присутствует указание на применение "с осторожностью" при кровотечениях и заболеваниях желудочно-кишечного тракта в анамнезе.
Одной из целей Закона о контрактной системе в сфере закупок является удовлетворение потребностей заказчика в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика. Соответственно принципы расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и развития добросовестной конкуренции не должны толковаться в ущерб потребностям заказчиков и пониматься как запрет на размещение заказа на поставку товара с такими качественными характеристиками, которые хотя и в наибольшей степени соответствуют потребностям заказчика, но не могут заказаны по причине того, что требуемым характеристикам отвечает товар только одного производителя. Иное толкование норм закона означало бы, что заказчики лишались бы доступа к необходимым товарам, вынужденно закупая лишь те товары, которые производятся большим количеством производителей.
Заявитель необоснованно приводит ссылку на основные положения Письма ФАС России NАД/634516 от 03.02.2016 г. "По вопросу взаимозаменяемости лекарственных препаратов", настаивая, что Заказчик указал терапевтически не значимые характеристики, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара.
Информационное письмо ФАС России NАД/634516 от 03.02.2016 г. "По вопросу взаимозаменяемости лекарственных препаратов имеющих международное непатентованное наименование "Глатирамера ацетат", в лекарственной форме "раствор для подкожного введения" с разными дозировками 20 мг/мл, 40 мг/мл" - ответ на запрос коммерческой структуры, содержит исключительно разъясняющую информацию сферы государственных закупок лекарственных препаратов имеющих МНН "Глатирамера ацетат" не являющегося предметом настоящих торгов и не может приниматься во внимание в рассматриваемом случае.
Заявитель сообщаем, что 19.01.2018 в адрес Заказчика направлен запрос на разъяснения положений аукционной документации, однако по состоянию на 22.01.2018 разъяснения по данному запросу на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) не размещены.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчику поступило 2 (два) запроса о разъяснении положений документации об Аукционе.
При этом 19.01.2018 и 22.01.2018 Заказчик в ответах на запросы о даче разъяснений положений документации об Аукционе NN РД1 и РД2 соответственно, указал предмет запроса.
На запрос Заявителя от 19.01.2018 о даче разъяснений, Заказчик разместил в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса 22.01.2018.
Утверждения Заявителя необоснованно и недостоверно.
Комиссия считает, учитывая вышеизложенное, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
Заявителем не доказано, что данные положения аукционной документации могут повлечь действия, которые ограничивают действия участника закупки при заполнении своей заявки.
Вместе с тем, лекарственное средство, поставка которого является предметом рассматриваемого аукциона, свободно обращается на фармацевтическом рынке. В связи с этим, любой хозяйствующий субъект, имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, имеет возможность осуществлять продажу лекарственного препарата, требующегося Заказчику, и Комиссия не усматривает в рассматриваемом случае ограничения количества участников закупки.
При этом законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена необходимость установления Заказчиками таких требований к закупаемым товарам, которым бы удовлетворяла продукция всех существующих производителей данного товара.
Также в материалы рассматриваемого дела Заявителем не представлены объективные, неоспоримые документарные доказательства, что требования к поставляемому товару влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, при анализе рассматриваемой документации о проведении электронного аукциона положений, нарушающих требования Закона о контрактной системе, Комиссией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" (ИНН: 9102177780), на действия Заказчика ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" (ИНН: 8904012710), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Поставка лекарственных препаратов", Начальная (максимальная) цена контракта - 2 082 210 руб. 00 коп. (извещение N 0190200000317014190http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651)http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printFor m/view.html?printFormId=29963651, необоснованной.
Председатель Комиссии: А.Г. Рогожкин
Члены Комиссии: Ч.В. Малугин
Н.С. Атавов
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Атавов Насрулла Султанмурадович
8(34922)3-42-59
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 января 2018 г. N 04-01/025-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2018