На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение Брюхановой А.А. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГУП города Москвы "Мосгортранс" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП "Мосгортранс" (номер извещения 0173200001417001532) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлено требование в отношении типа зарядной станции электробусов, а именно "ультрабыстрая зарядная станция", ограничивающее количество участников закупки и в совокупности требований, установленных в Техническом задании документации об Аукционе, такому типу зарядной станции соответствует только электробус "КамАЗ" 6282;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединены поставка электробусов и зарядных станций к ним;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в Техническом задании документации об Аукционе надлежащим образом не установлен порядок согласования с Заказчиком расположения табличек, информационного наполнения и внешнего вида информации, в связи с чем участнику закупки не представляется возможным сформировать предложение о цене контракта;
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в Техническом задании документации об Аукционе установлены требования о соответствии внешнего вида единому стилю подвижного состава Московского транспорта, при этом в составе документации об Аукционе отсутствуют документы, регламентирующие внешний вид единого стиля подвижного состава Московского транспорта, а именно брендбук.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 787 039 085,72 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.02.2018.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлено требование в отношении типа зарядной станции электробусов, а именно "ультрабыстрая зарядная станция", ограничивающее количество участников закупки и в совокупности требований, установленных в Техническом задании документации об Аукционе, такому типу зарядной станции соответствует только электробус "КамАЗ" 6282.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно доводу Заявителя, "ультрабыстрая зарядная станция", которые ограничивают количество участников закупки, поскольку на рынке существуют также другие типы зарядных станций электробусов: подзарядка в движении от действующей контактной сети троллейбуса, подзарядка долгая (ночная). Кроме того, Заявитель считает, что совокупности установленных в пунктах 2.3, 10.2 Приложения N 3 к Техническому заданию документации об Аукционе, в пункте 1.3 Приложения N 4 к Техническому заданию документации об Аукционе требований к электробусу "приблизительно" соответствует только электробус КамАЗ 6282.
Пунктом 2.3 Приложения N 3 к Техническому заданию "Технические требования на поставку электробусов" документации об Аукционе установлено следующее требование: "Продолжительность цикла зарядки БТА, мин. при зарядке током 500А, не более: - на 100% используемой Энергоемкости (ИЭ)*, 24, - на 50% ИЭ, 12, - на 10% ИЭ, 3.За 100% ИЭ принимается не менее 70 кВт*ч суммарной ёмкости бортовых источников энергии".
Пунктом 10.2 Приложения N 3 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено, в том числе следующее требование к бортовым источникам и приёмникам электроэнергии для высоковольтных цепей электробуса: "Токосъемное контактное устройство для зарядки (подзарядки) и технологической зарядки для балансировки тяговых батарей на специальных зарядных станциях, должно быть: в виде пантографа или аналогичного устройства, расположенного на крыше".
Пунктом 1.3 Приложения N 4 к Техническому заданию "Технические требования на поставку ультрабыстрых зарядных станций" документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к размещению коннектора (токопередающего устройства между зарядной станцией и электробусом), конфигурации токопередающего устройства и контактной группы коннектора: "На крышевом постаменте электробуса, в передней части. Коннектор должен иметь не менее 2-х ступеней изоляции от кузова электробуса. Тип привода коннектора - полупантограф с электрическим приводом. Контактная группа купольного типа, состоит из 4-ех изолированных шин: шина заземления - PE, силовых шин +DC, -DC, информационно-управляющей шины (Control Pilot) с направляющим устройством для стыковки с коннектором. Однонаправленное".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что поставка ультрабыстрых зарядных станций является потребностью Заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, поскольку системы зарядки через токоприемник троллейбусного типа позволяет осуществлять зарядку блока тяговых аккумуляторов на троллейбусах с увеличенным автономным ходом и электробусах с динамической подзарядкой как в движении, так и в статическом положении электробуса от контактной сети напряжением 600 В постоянного тока, однако такой тип зарядки требует размещения на электробусе дополнительного оборудования в виде блока управления зарядом, поскольку регулирование тока через контактную сеть технически невозможно ввиду того, что не исключает нахождения на одном участке нескольких транспортных средств. В отношении системы ночной зарядки электробусов представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что данный тип не является целесообразным и эффективным с учетом особенностей закупаемых транспортных средств.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили запросы о коммерческих предложениях в адрес ООО "Намибус" (от 05.12.2017 N 99-38-71), ООО ПК "Транспортные системы" (от 05.12.2017 N 99-38-67), ОАО "Управляющая компания "Белкоммунмаш" (от 05.12.2017 N 99-38-68), ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" (от 05.12.2017 N 99-38-70), ПАО "КАМАЗ" (от 05.12.2017 N 99-38-69), в ответ на которые получены ответы от ООО "Намибус" (от 07.12.2017 N 11/12/17), ОАО "Управляющая компания "Белкоммунмаш" (от 11.12.2017 N 16-6/832), ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" (от 06.12.2017 N 1378/РА/12/2017), ПАО "КАМАЗ" (от 06.12.2017 N 06-25) о готовности к поставке городских электробусов М3 и зарядных станций на условиях, предусмотренных Техническим заданием документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединены поставка электробусов и зарядных станций к ним, поскольку производители электробусов не занимаются производством ультрабыстрых зарядных станций.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что зарядные станции, требования к которым установлены в Техническом задании документации об Аукционе, на момент подготовки документации об Аукционе в Российской Федерации промышленно не производились не только производителями электробусов, но и также другими предприятиями, в связи с чем для обеспечения гарантии увязки программного обеспечения транспортных средств и самих зарядных станций между собой, в объект закупки включены поставка городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили запросы о коммерческих предложениях в адрес ООО "Намибус" (от 05.12.2017 N 99-38-71), ООО ПК "Транспортные системы" (от 05.12.2017 N 99-38-67), ОАО "Управляющая компания "Белкоммунмаш" (от 05.12.2017 N 99-38-68), ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" (от 05.12.2017 N 99-38-70), ПАО "КАМАЗ" (от 05.12.2017 N 99-38-69), в ответ на которые получены ответы от ООО "Намибус" (от 07.12.2017 N 11/12/17), ОАО "Управляющая компания "Белкоммунмаш" (от 11.12.2017 N 16-6/832), ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" (от 06.12.2017 N 1378/РА/12/2017), ПАО "КАМАЗ" (от 06.12.2017 N 06-25) о намерении организовать их производство для обеспечения гарантии увязки программного обеспечения транспортных средств и самих зарядных станций между собой.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств свидетельствующих об обратном.
Таким образом, прийти к выводу о неправомерности действий Заказчика не представляется возможным.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Техническом задании документации об Аукционе надлежащим образом не установлен порядок согласования с Заказчиком расположения табличек, информационного наполнения и внешнего вида информации, в связи с чем участнику закупки не представляется возможным сформировать предложение о цене контракта.
Пунктом 11.1 Приложения N 3 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к информационным табличкам и схемам в салоне электробуса: "Салон электробуса должен быть оборудован информационными табличками и схемами маршрутов. В салоне должно размещаться не менее четырех схем маршрутов (по две в центре салона и в задней части). Размер схемы - не менее 1500 мм в ширину и 25 мм в высоту. Таблички и схемы маршрутов должны быть выполнены в стиле единой системы навигации Москвы. Рекомендуется предусмотреть подсветку элементов. Схема расположения табличек, информационное наполнение и внешний вид информации согласовывается с Заказчиком".
Согласно доводу Заявителя, исходя из вышеуказанных положений участнику закупки не представляется возможным оценить стоимость поставляемого оборудования, а также определить порядок согласования с Заказчиком.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что установленные в пункте 11.1 Приложения N 3 к Техническому заданию документации об Аукционе требования не являются существенными, поскольку внешний вид табличек, стикеров информационного наполнения наружной и салонной информации в соответствии с концепцией стиля "Московский транспорт" не имеет привязки к элементам конструкции транспортного средства, в связи с чем из-за существенного отличия у различных производителей (в зависимости от габаритов и дизайна самого транспортного средства) согласовывается после определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в рабочем порядке.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, свидетельствующих о том, что участнику закупки не представляется возможным сформировать предложение о цене контракта ввиду отсутствия порядка согласования с Заказчиком расположения табличек, информационного наполнения и внешнего вида информации.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Техническом задании документации об Аукционе установлены требования о соответствии внешнего вида единому стилю подвижного состава Московского транспорта, при этом в составе документации об Аукционе отсутствуют документы, регламентирующие внешний вид единого стиля подвижного состава Московского транспорта, а именно брендбук.
Пунктом 7.1.1. Приложения N 3 к Техническому заданию "Технические требования на поставку электробусов" документации об Аукционе установлены следующие требования к дизайну передней маски электробуса: "Внешний вид передней маски автобуса должен соответствовать визуализации дизайна маски в едином стиле подвижного состава Московского транспорта. Поставщик в соответствии с эскизом прорабатывает техническое исполнение передней маски на основе собственной компонентной базы и направляет Заказчику дизайн-проект маски электробуса. Дизайн утверждается Заказчиком".
Пунктом 10.13 Приложения N 3 к Техническому заданию "Технические требования на поставку электробусов" документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к внешним световым приборам электробуса: "Позиционирование оптических приборов на передней маске, габаритные размеры места и форма рассеивателя источника света определяется поставщиком в строгом соответствии с концепцией единого стиля подвижного состава Московского транспорта на основании собственной компонентной базы".
Вместе с тем, Комиссия установила, что в составе описания Технического задания документации об Аукционе Заказчиком предусмотрены графические изображения с эскизами электробуса, в том числе передней маски, внешних световых приборов и другие.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что концепция стиля "Московский транспорт" также представлена в открытом доступе в сети Интернет и включает требования ко всей инфраструктуре и подвижному составу, технике, находящихся в распоряжении и подведомственном подчинении Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. При этом требования концепции, необходимые для поставки электробусов и ультрабыстрых зарядных станций размещены в составе Технического задания документации об Аукционе в виде графических изображений в соответствующих пунктах, что исключает некорректное понимание участниками закупки описываемой концепции.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с пунктом 17.1 Информационной карты документации об Аукционе установлены требования к составу первой части заявки, в том числе: "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания, (при наличии) фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В документации об Аукционе предусмотрена форма 2 "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" (далее - Форма), содержащая таблицу, согласно которой установлены, в том числе следующие графы, которые требуется заполнить участнику закупки при подаче заявки на участие в Аукционе: "Наименование товара", "Указание на товарный знак (модель, производитель", "Страна происхождения товара", "Сведения о сертификации".
Согласно инструкции по заполнению указанной Формы установлено, что в столбце N 5 "Сведения о сертификации" участник закупки указывает исчерпывающую информацию о сертификации предлагаемых товаров.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что заявку на участие в Аукционе требуется подавать по Форме.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки. Требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе сведений о сертификации предлагаемых товаров, не предусмотрено частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать доводы Заявителя, изложенные в обращении, не нашедшими своего подтверждения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 30.01.2018 N 18/44/105/86, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 30.01.2018 N 18/44/105/86 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 февраля 2018 г. N 18/44/99/56
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2018