Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ПАО "Ростелеком" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Единая комиссия) при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Заказчик), Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по технологическому сопровождению механизмов обеспечения достоверности результатов процедур оценки качества общего образования (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100003117000106) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, выразившимися в неправомерном признании заявки Заявителя на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Единая комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 06.02.2018 на 07.02.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 30.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 99 300 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ПАО "Мегафон" с предложением о цене контракта 95 824 500 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Единой комиссией принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 26.02.2018 N ПРО 1 заявка на участие в Конкурсе с регистрационным номером "Ф-11-кс/01" признана не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации, поскольку "заявка подписана лицом, полномочия которого не подтверждены надлежащим образом, а именно в составе Заявки на участие в Конкурсе представлена копия доверенности от 02.02.2015 N 01/29/40-15, нотариально заверенная 02.03.2015, которая не подписана лицом, обладающим правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности согласно выписке из ЕГРЮЛ от 19.10.2017 N 61864В/2017 и выписке от 06.03.2017 из протокола N 13 заседания Совета директоров, представленных в составе Заявки на участие в Конкурсе".
Подпунктом 3 пункта 15.1 Информационной карты Конкурсной документации установлены требования к документам, входящим в состав заявки на участие в Конкурсе, в том числе, "документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени Участника Конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени Участника Конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени Участника Конкурса действует иное лицо, Заявка на участие в Конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени Участника Конкурса, заверенную печатью Участника Конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, Заявка на участие в Конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица".
Изучив заявку Заявителя на участие в Конкурсе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что указанная заявка содержит нотариально заверенную копию доверенности от 02.02.2015 N 01/29/40-15, уполномочивающую Изотова М.Б., в том числе, "подавать, изменять, отзывать заявки на участие в закупках", подписанную Президентом ОАО "Ростелеком" Калугиным С.Б. При этом доверенность выдана сроком на 3 года.
Кроме того, заявка Заявителя на участие в Конкурсе содержит выписку из протокола от 27.03.2013 N 40 заседания Совета директоров по вопросу назначения Президента ОАО "Ростелеком" и определения срока его полномочий, в соответствии с которой Калугин С.Б. назначен Президентом ОАО "Ростелеком" с 28.03.2013 по 27.03.2015.
Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ установлено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
При этом, пунктом 1 статьи 188 ГК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев прекращения действия доверенности, а именно:
1) истечение срока доверенности;
2) отмены доверенности лицом, выдавшим ее, или одним из лиц, выдавших доверенность совместно, при этом отмена доверенности совершается в той же форме, в которой была выдана доверенность, либо в нотариальной форме;
3) отказ лица, которому выдана доверенность, от полномочий;
4) прекращения юридического лица, от имени которого или которому выдана доверенность, в том числе в результате его реорганизации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу;
5) смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
6) смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
7) введения в отношении представляемого или представителя такой процедуры банкротства, при которой соответствующее лицо утрачивает право самостоятельно выдавать доверенности.
Дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.01.2018.
Таким образом, заявка Заявителя на участие в Конкурсе содержит доверенность, действующую на момент подачи заявки и подписанную надлежащим лицом, поскольку такая доверенность не прекратила свое действия по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 188 ГК РФ.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя на участие в Конкурсе соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации.
Учитывая изложенное, действия Единой комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р.
Таблицей 1 раздела IV "Описание объекта закупки работ (услуг)" Конкурсной документации установлены виды работ (услуг), код по Общероссийскому классификатору продукции видов экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2), срок выполнения работ (оказания услуг), в соответствии с которой необходимо, в том числе, оказание услуг по обеспечению трансляции видеосигнала в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом Заказчиком установлено, что указанные услуги относятся к коду ОКПД2 61.90.10.150 "Услуги телекоммуникационные посредствам существующих телекоммуникационных соединений".
На заседании Комиссии установлено, что оказание услуг по обеспечению трансляции видеосигнала в информационно- телекоммуникационной сети Интернет входит в Перечень под группировочным кодом ОКПД2 61 "Услуги телекоммуникационные", в случае осуществления закупок которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо электронного аукциона, не соответствуют части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе и нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" Утвержден перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Пунктом 15.2 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что "участник закупки должен представить в составе Заявки на участие в Конкурсе документы, подтверждающие соответствие Участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ (оказание услуг), являющихся предметом закупки: Копию лицензии Роскомнадзора на осуществление деятельности в области оказания услуг связи с местом действия на территории оказания услуг, для услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии и перечней лицензионных условий", предусмотренных пунктами: 13, 14, 15, 16 указанного постановления" (далее - Лицензия).
Таблицей 1 раздела IV "Описание объекта закупки работ (услуг)" Конкурсной документации установлены виды работ (услуг), код ОКПД2, срок выполнения работ (оказания услуг):
1) Разработка механизмов трансляции процедур оценки качества образования в информационно - телекоммуникационную сеть "Интернет";
2) Обеспечение трансляции видеосигнала в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) Обеспечение функционирования централизованного портала видеонаблюдения за ходом проведения ЕГЭ;
4) Обеспечение подавления сигналов систем мобильной связи и мобильной передачи данных.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что только часть оказываемых услуг, выполняемых работ подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, положениями Конкурсной документации, проектом контракта установлено, что участник Конкурса вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации излишнее требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе Лицензии, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 26.02.2018 N ПРО 1 не приложено предложение участников Конкурса в отношении объекта закупки и не размещено в ЕИС.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Единой комиссии нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административных правонарушений, предусмотренных частями 1.4, 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом в соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, которые предусматривают, в том числе, что оплата поставленных субподрядчиком соисполнителем товара, выполненных работ (ее результатов), оказанных услуг, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем производится в течении 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 6.2.10 проекта контракта Конкурсной документации установлено следующее: "Оплачивать выполненные субподрядчиком, соисполнителем из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 (Тридцати) дней с даты подписания Исполнителем документа о приемке выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в проекте контракта Конкурсной документации ненадлежащий срок оплаты выполненных субподрядчиком, соисполнителем из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций работ (ее результаты), оказанных услуг, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, не соответствуют требованиям части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ПАО "Ростелеком" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, части 6 статьи 31, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушения частей 3, 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 07.02.2018 по делу N 18/44/105/111 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 февраля 2018 г. N 18/44/105/111 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был