Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_____.." - Врио руководителя управления, Председателя Комиссии;
"_____.." - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_____.." - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первая Электронная Компания" (далее - заявитель, Общество, ООО "ПЭК") на действия Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - заказчик, ФКУ "ГБ МСЭ по Омской области" Минтруда России) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств (извещение N0352100011518000012) (далее - запрос котировок),
в присутствии представителей:
заявителя - "_____.." (доверенность N 002/18 от 01.02.2018);
заказчика - "_____.." (доверенность N 11 от 30.01.2018), "_____.." (без доверенности);
"_____.." (слушателя),
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила (вх. N 724э от 29.01.2018) жалоба заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-834э от 30.01.2018) заказчиком были представлены (вх. N 823 от 01.02.2018) возражения на доводы жалобы и материалы электронного аукциона, из которых следует, что 22.01.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 852100 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 30.01.2018 на участие в аукционе подано 5 заявок, 4 участникам отказано в допуске к участию в электронном аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки, условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Комиссия отмечает, что из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности при описании объекта закупки заказчик вправе указывать требования к услуге, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к оказываемой услуге.
Требования к оказываемой услуге были установлены заказчиком в приложении N 1 "Техническое задание на оказание услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств" к документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание).
В жалобе заявителя указано: "Требования к условиям выполнения работ (оказания услуг). Исполнитель должен:
1) Обеспечить предоставление подменного автомобиля аналогичного класса в случае нахождения автомобиля Заказчика в ремонте более одних суток
- Станция технического обслуживания специализируется на ремонте автотранспорта, но не является компанией предоставляющей услуги проката легкового автотранспорта. Закон о защите прав потребителей статья 20 предусматривает устранение дефектов купленного товара изготовителем или его представителем и не может превышать срок 45 календарных дней с предоставлением аналогичного товара длительного использования на весь срок гарантийного ремонта, обеспечив доставку за счет изготовителя. Список товаров, попадающих под действие данного закона, регулируется Постановлением Правительства N55 утвержден список товаров длительного пользования, на которые требование покупателя о предоставлении замены товара просто не предоставляется. И в этот список входят автомобили, прицепы, мототехника.
Кроме того, станция технического обслуживания автомобилей не является дилером автомобилей и недолжна иметь в собственности автомобили для подмены находящихся в ремонте. Данное требование документации просто абсурдно.
2) Обеспечить круглосуточную эвакуацию автомобилей в СТОА с места ДТП (поломки) эвакуатором за счет средств Исполнителя в Омске и Омской области
- Станция технического обслуживания специализируется на ремонте автотранспорта, каждодневно, в рабочее время, но не является компанией предоставляющей услуги эвакуации автотранспорта в круглосуточном режиме. Иными словами эта услуга выходит за рамки технического обслуживания и ремонта.
Обеспечить силами и средствами Исполнителя доставку представителя Заказчика из СТОА по адресу расположения Заказчика
- Станция технического обслуживания специализируется исключительно на текущем и кузовном ремонте автотранспорта, но не является компанией предоставляющей услуги пассажирских перевозок. Иными словами эта услуга выходит за рамки деятельности СТО.
Для справки: Станция технического обслуживания (СТО) - предприятие, предоставляющее услуги населению и/или организациям по плановому техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, устранению поломок, установке дополнительного оборудования (тюнингу), восстановительному (кузовному) ремонту автомобилей. СТО представляет собой комплекс сооружений и механизмов (подъёмники, рихтовочные стенды, шиномонтажный станок, балансировка, стенд развала-схождения, установка для замены масла, промывки топливной системы, рихтовочное и покрасочно-сушильное оборудование, стенды и проверочники для диагностики электроцепей автомобиля), а также ручной и пневматический инструмент, собранные в одном месте для комплексного ремонта и обслуживания автомобилей.
3) После выполнения работ обеспечить доставку автомобилей Заказчика с помощью эвакуатора либо другого оборудования за счет Исполнителя на территорию Заказчика
- Станция технического обслуживания специализируется на ремонте автотранспорта, но не является компанией предоставляющей услуги эвакуации автотранспорта. Кроме того, в данном случае будет невозможно произвести полноценную выдачу\приемку отремонтированного автомобиля из ремонтной зоны Исполнителем Заказчику со всеми надлежащими процедурами консультаций и документооборота.
4) Обеспечить по согласованию с Заказчиком ремонт служебного автомобильного транспорта на территории Заказчика.
- Все работы могут быть произведены исключительно на территории Исполнителя в связи с тем, что мастера закреплены за ремонтными постами, которые оснащены всем необходимым оборудованием и инструментом, пример: подъемник, компрессор, пресс и пр.
Заявитель считает, что в данном аукционе речь идет о четырех не связанных между собой сферах деятельности включенных в одну заявку на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта: 1. Услуги перевозки пассажиров. 2. Услуги проката автотранспорта. 3. Услуги эвакуации автотранспорта. 4. Услуги ремонта и технического обслуживания автотранспорта".
Кроме того заявитель в жалобе указал "_. Заказчик намеренно включает в одну закупку все эти виды деятельности, для того чтобы ограничить количество участников, так как выполнение всех условий тех задания невозможно одним юридическим лицом".
Комиссией определено, что в разделе 8 "Требования к условиям выполнения работ" Технического задания в частности указано, что исполнитель должен в том числе:
"обеспечить круглосуточную эвакуацию автомобилей в СТОА с места ДТП
(поломки) эвакуатором за счет средств Исполнителя в Омске и Омской области:
- обеспечить предоставление подменного автомобиля аналогичного класса в случае нахождения автомобиля Заказчика в ремонте более одних суток;
- обеспечить силами и средствами Исполнителя доставку представителя Заказчика из СТОА по адресу расположения Заказчика;
- после выполнения работ обеспечить доставку автомобилей Заказчика с помощью эвакуатора либо другого оборудования за счет Исполнителя на территорию Заказчика;
- обеспечить по согласованию с Заказчиком ремонт служебного автомобильного транспорта на территории Заказчика".
Комиссия отмечает, что объектом закупки (извещение N 0352100011518000012) является оказание услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 780 Гражданского кодекса Российской Федерации императивно установлено что, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Следовательно, возможность привлечения соисполнителя при оказании услуг должна быть прямо закреплена в контракте.
Однако в пункте 1.1 проекта контракта указано следующее: "Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом (Договором) срок оказать услуги по текущему ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств (далее именуются - услуги), в том числе их отдельных агрегатов, узлов и механизмов автомобилей, а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями контракта.
Услуги по настоящему контракту оказываются Исполнителем, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, в соответствии с техническим заданием (Приложение N 2 к настоящему контракту)".
Таким образом, весь объем услуг, указанный в Техническом задании, должен быть выполнен исполнителем лично без права привлечения к оказанию услуг соисполнителей, следовательно, именно исполнитель по контракту обязан:
- обеспечить предоставление подменного автомобиля аналогичного класса в случае нахождения автомобиля Заказчика в ремонте более одних суток;
- обеспечить круглосуточную эвакуацию автомобилей в СТОА с места ДТП
(поломки) эвакуатором за счет средств Исполнителя в Омске и Омской области:
- после выполнения работ обеспечить доставку автомобилей Заказчика с помощью эвакуатора либо другого оборудования за счет Исполнителя на территорию Заказчика;
- обеспечить силами и средствами Исполнителя доставку представителя Заказчика из СТОА по адресу расположения Заказчика,
для чего должен иметь на праве собственности или ином законном основании автопарк, состоящий из автомобилей разного класса, а также эвакуатор.
При таких обстоятельствах Комиссия считает, что при отсутствии в контракте права исполнителя привлекать к оказанию услуг, являющихся предметом контракта (извещение N 0352100011518000012), соисполнителей заказчик существенно ограничивает круг участников закупки, поскольку установление подобных требований подразумевает наличие у непосредственно у исполнителя дополнительных основных средств, не связанных с основным видом его деятельности.
Также Комиссия считает необоснованным требование о том, что исполнитель должен обеспечить по согласованию с Заказчиком ремонт служебного автомобильного транспорта на территории Заказчика, поскольку данное требование противоречит пункту 1.5 проекта контракта, согласно которому местом оказания услуг является территория исполнителя.
Помимо указанного, Комиссия считает необходимым отметить, что пунктом 2.7 проекта контракта установлено: "Исполнитель обеспечивает за свой счет утилизацию отходов от ремонта и технического обслуживания автотранспорта Заказчика".
При этом в пунктах 11, 12, 13 и 14 приложения N 1 "Сведения о запасных частях, необходимых для ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств" к Техническому заданию указано следующее:
11 |
АКБ-100-номинальное напряжение 12v, номинальная ёмкость-100 А/ч. 6 СТ-100 |
шт. |
12 |
АКБ-90-номинальное напряжение 12v, номинальная ёмкость 90 А/ч. 6 СТ-90 |
шт. |
13 |
АКБ-72-номинальное напряжение 12v, номинальная ёмкость 72 А/ч. 6 СТ-72 |
шт. |
14 |
АКБ-55-номинальное напряжение 12v, номинальная ёмкость 55 А/ч. 6 СТ-55 |
шт. |
Кроме того, разделом 2 "Требования к техническим характеристикам работ" Технического задания определено, что техническое обслуживание и ремонт должны включать в себя, в том числе выполнение работ по шиномонтажу и балансировке колес.
Таким образом, при оказании услуг могут образоваться отходы в виде аккумуляторных батарей и шин, которые, исходя из условий контракта, должны быть утилизированы непосредственно исполнителем.
Комиссия отмечает, что правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления).
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона об отходах производства и потребления отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденному приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности" (далее - Порядок) определено, что Порядок устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее - хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - территориальные органы Росприроднадзора).
Пунктом 3 Порядка установлено, что класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:
на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.11.2011, регистрационный N 22313);
при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно сведениям БДО аккумуляторные батареи источников бесперебойного питания свинцово-кислотные, утратившие потребительские свойства, с электролитом или без него относятся ко второму классу опасности, в свою очередь шины пневматические автомобильные отработанные к четвертому классу опасности.
Таким образом, у юридического лица или индивидуального предпринимателя для осуществления утилизации автошин и аккумуляторных батарей должна быть соответствующая лицензия.
При таких обстоятельствах Комиссия считает, что при отсутствии в проекте контракта права исполнителя привлекать к оказанию услуг соисполнителей, предусмотренное пунктом 2.7 проекта контракта условие ограничивает количество участников закупки.
При этом Комиссия считает необходимым отметить, что заказчик мог предусмотреть в проекте контракта условие о привлечении соисполнителей, учитывая нижеизложенное.
Из пояснений представителей заказчика, а также из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС, при осуществлении закупки (извещение N 0352100011518000012) заказчиком был использован типовой контракт на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный приказом Минпромторга России от 20.02.2016 N 467.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе определено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Минпромторга России от 20.02.2016 N 467, зарегистрированным в Минюсте России 28.04.2016 N 41954, был утвержден, в том числе типовой контракт на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следует отметить, что в подпункте "а" пункта 3.1 типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Минпромторга России от 20.02.2016 N 467, предусмотрено следующее условие:
"привлекать к выполнению настоящего Контракта (Договора) соисполнителей (перечень соисполнителей указан в ТЗ).
В отношении соисполнителей Исполнитель выполняет функции заказчика. Исполнитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителями в рамках оказания соответствующих услуг в соответствии с гражданским законодательством.
Невыполнение соисполнителем обязательств перед Исполнителем не освобождает Исполнителя от выполнения условий настоящего Контракта (Договора); <20>".
При этом согласно ссылке <20> данный подпункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) в случае установления такого права Заказчиком.
Учитывая указанное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем считает жалобу заявителя обоснованной.
3.2. В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 (далее - Порядок) типовые контракты, типовые условия контрактов для закупки товаров, работ, услуг разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - ответственные органы), осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, и утверждаются нормативными правовыми актами ответственных органов.
Пунктом 4 Порядка определено, что подготовка нормативных правовых актов, утверждающих типовые контракты, типовые условия контрактов, осуществляется в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
В соответствии с пунктом 6 Порядка типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 7 Порядка установлено, что разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
При этом следует отметить, что Порядок не предусматривает возможность изменения или дополнения условий типового контракта, кроме случаев прямо предусмотренных типовым контрактом.
Более того, типовые контракты утверждаются нормативно-правовыми актами, которые согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, следовательно, какие либо изменения или дополнения могут быть внесены в типовой контракт только иным нормативным правовым актом.
Из указанного следует, что по общему правилу при использовании типового контракта заказчик не вправе изменять или каким-либо образом дополнять типовой контракт по своему усмотрению.
Вместе с тем при изучении проекта контракта, размещенного заказчиком на официальном сайте ЕИС, Комиссией установлено, что раздел I "Предмет контракта" был дополнен заказчиком пунктами 1.2, 1.3 и 1.4, раздел II "Условия оказания услуг" дополнен пунктами 2.3-2.7, а раздел "Порядок сдачи и приемки оказанных услуг" изложен в произвольной редакции и трактовке заказчика.
При таких обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 11 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.
3.3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктами 2 и 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требование к содержанию первой части заявки было установлено в разделе II "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме, инструкция по ее заполнению" документации об электронном аукционе.
Комиссией установлено, а также подтверждено представителями заказчика, что участнику закупки при направлении первых частей заявок необходимо выразить свое согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией, а также указать конкретные показатели товара, который будет использован при оказании услуг.
Вместе с тем из раздела II "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме, инструкция по ее заполнению" документации об электронном аукционе невозможно однозначно сделать вывод о том, какую информацию должна содержать первая часть заявки: достаточно было выразить только согласие на оказание услуг или же необходимо было выразить согласие и указать конкретные показатели товара, который будет использован при оказании услуг.
Данное обстоятельство, по мнению Комиссии, привело к тому, что четырем из пяти участников было отказано в допуске к участию в аукционе в связи с непредставлением конкретных показателей товара, который будет использован при оказании услуг.
При таких обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "ПЭК" на действия ФКУ "ГБ МСЭ по Омской области" Минтруда России при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств (извещение N 0352100011518000012).
2. Признать в действиях ФКУ "ГБ МСЭ по Омской области" Минтруда России нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, части 11 статьи 34, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
3. На основании части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать ФКУ "ГБ МСЭ по Омской области" Минтруда России предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение N 0352100011518000012) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_____.." |
Члены Комиссии: |
"_____.." "_____.." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 5 февраля 2018 г. N 03-10.1/32-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2018