Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_> ,
в присутствии:
законного представителя ООО "ФортРост" <_>,
представителей МУ "Улан-Удэстройзаказчик" <_>, доверенность от 08.02.2018, <_>, доверенность от 08.02.2018,
представителя Республиканского агентства по государственным закупкам <_>, доверенность от 09.01.2018,
в отсутствие представителей ООО "Магнат-ДВ", ООО "ЯрИнфотех", ООО "Новострой", ООО "Ремстрой", ООО "Стройтех", надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения жалоб,
рассмотрев жалобы ООО "Магнат-ДВ" (далее - Заявитель1) (вх. от 02.02.2018 N 652), ООО "ФортРост" (далее - Заявитель2) (вх. от 02.02.2018 N 662), ООО "ЯрИнфотех" (далее - Заявитель 3) (вх. от 02.02.2018 N 663), ООО "Новострой" (далее - Заявитель 4) (вх. от 02.02.2018 N 664), ООО "Ремстрой" (далее - Заявитель 5) (вх. от 05.02.2018 N 672), ООО "Стройтех" (далее - Заявитель 6) (вх. от 05.02.2018 N 683) на действия заказчика - МУ "Улан-Удэстройзаказчик" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по реконструкции здания и благоустройству территории муниципального бюджетного культурно-досугового учреждения "Дом культуры имени А. П. Вагжанова", г. Улан-Удэ, ул. Гарнизонная, д.12 (реестровый номер 0102200001617005047) (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалоб в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявители считают, что отдельные положения документации об аукционе не соответствуют требованиям, установленным законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
Заявитель 1:
1. Действующим законодательством однозначно определено, что требования к работам и товарам, которые имеют принципиальное значение, влияющее на надежность и безопасность объекта, установлены исключительно проектной документацией.
Заказчиком в Требованиях к материалам (приложение к техническому заданию) (далее - Требования к материалам) помимо прочего включены следующие товары: бруски, электроды, проволока, песок, портландцемент, битум, щебень. Использование данных товаров предусмотрено сборниками ГЭСН. Сметные нормативы не могут служить основанием для установления требований к товарам со стороны Заказчика, поскольку смета в отличие от проектной документации не определяет методику и технологию выполнения работ.
При таких обстоятельствах включение в описание объекта закупки товаров из сметных нормативов не может считаться объективным, поскольку Заказчиком установлены требования к товарам, которые в соответствии с действующим законодательством строительная организация вправе не использовать при производстве работ.
Следовательно, материалы, указанные в сметах, могут быть заменены при производстве работ на иные, соответствующие проектным решениям и технологии выполнения работ. Перечень товаров и материалов, которые в обязательном порядке должны быть использованы при производстве работ, указан в спецификациях.
Таким образом, для соблюдения требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчику надлежит устанавливать требования к товарам, используемым при выполнении работ в соответствии с проектной документацией, то есть использование таких товаров должно быть прямо предусмотрено проектом. Установление требований к товарам, которые при производстве работ могут быть не использованы подрядчиком, нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 настоящего закона.
2. Совокупности установленных Заказчиком максимальных и минимальных значений товара Горячекатаная арматурная сталь (п. 1 Требований к материалам): "Площадь поперечного сечения стержня более ноль целых пятьсот три тысячных см2", "теоретическая масса 1 м профиля должна быть менее ноль целых восемьсот восемьдесят восемь тысячной кг" согласно Таблице 1 ГОСТ 5781-82 соответствует лишь одно значение показателя номер профиля - 10, которому соответствует одно конкретное значение площади поперечного сечения - 0,785 см2 и одно конкретное значение теоретической массы 0, 617 кг. Между тем, поскольку диапазон значений показателей "Площадь поперечного сечения" и "Теоретическая масса" Заказчиком в требованиях "не закрыт" и учитывая, что ему из совокупности значений требуется конкретный номер профиля арматуры, при рассмотрении и заполнении информации по установленным Заказчиком указанным показателям, участники закупки имеют возможность указать несоответствующее стандарту (номеру профиля значения) значения показателей "Площадь поперечного сечения" и "Теоретическая масса".
Заявитель 1 считает, что Заказчик ввел участников закупки в заблуждение, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В пункте 30 Требований к материалам Заказчиком установлены следующие требования к Антисептику: должен быть изготовлен по ТУ 2499-017-24505934-02, или эквивалентным ТУ.
Считаем, что два ТУ не могут быть эквивалентны полностью, т.к. могут иметь разные названия параметров, единицы измерения параметров, методики производства и испытания товаров, требования к значениям. Эквивалентным может быть только товар.
Кроме того, ТУ-это внутренний документ организации и не находится в свободном доступе на официальном сайте производителя (правообладателя).
Таким образом, Заказчик лишил возможности участников выбора товаропроизводителя, поскольку установить какое-либо эквивалентное ТУ ТУ2499-017-24505934-02 невозможно, кроме того, участники закупки лишены возможности указать какие-либо конкретные значения показателей для товара антисептик, так как не имеют возможности ознакомится и сопоставить требования ТУ2499-017-24505934-02 и требования установленные Заказчиком. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона.
Заявитель 2:
1. В Требованиях к материалам установлены характеристики товаров, которые приводят к ограничению количества участников закупки:
- Битум (позиция 25): Вязкие нефтяные дорожные битумы должны быть изготовлены окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки) или а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями ГОСТ по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
Заявитель 2 считает, что Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, указывая для показателя одновременно два союза "или а также", при этом в инструкции по заполнению заявки не указано каким образом трактовать данный вариант.
- Сетка сварная из арматурной стали (позиция 9.10): Сетки должны быть тяжелые. Тип сетки должен быть один или два. В тяжелых сетках типа 1 для поперечных стержней у края сетки допускается применение доборного шага сто, двести и триста мм.
Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, запрашивая показатель "в тяжелых сетках типа 1 для поперечных стержней у края сетки допускается применение доборного шага сто, двести и триста мм.", который подходит только для типа 1.
- Бруски (позиция 11.12): Максимальное значение трещин глубоких и неглубоких, в т.ч. выходящие на торец должны соответствовать ГОСТ 8486-86. Кармашки допускаются на любом однометровом участке длины должны соответствовать ГОСТ 8486-86. Рак не допускается. Грибные ядровые пятна (полосы) допускаются максимальной площадью в соответствии ГОСТ 8486-86.
Данные показатели, по мнению Заявителя 2, не соответствуют требованиям ГОСТ 8486-86.
- Труба стальная водогазопроводная оцинкованная (позиция 22): Труба стальная по ГОСТ 3262-75. На поверхности труб не допускаются трещины, плены, вздутия и закаты. На торцах труб не допускаются расслоения. Допускаются отдельные вмятины, рябизна, риски, следы зачистки и другие дефекты, обусловленные способом производства, если они не выводят толщину стенки за минимальные размеры, а также слой окалины, не препятствующий осмотру. Условный проход должен быть тридцать два мм. Толщина стенки должна быть не менее две целых восемь десятых мм и не более четырех целых мм. Масса одного м. трубы должна быть не менее двух целых семидесяти трех сотых кг.
Заказчиком задан диапазон значений для массы одного метра трубы не соответствующий указанному ГОСТ, так как оцинкованные трубы на 3% тяжелее неоцинкованных.
- Щебень из природная камня для строительных работ марка 800 (позиция 26): щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы может быть или первой , второй или третьей или четвертой группы.
Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, так как непонятна потребность Заказчика.
- Панели потолочные акустические (позиция 31), насос циркуляционный (позиция 33). Совокупность показателей и требований к ним указывает на товар одного производителя, без возможности предоставления другого, что является ограничением количества участников закупки.
2. Заказчик в Требованиях к материалам по позициям портландцемент (п. 16), смесь асфальтобетонная (п. 24), битум (п. 25) не указал конкретные номера ГОСТ, что вводит участников в заблуждение.
Заявитель 3:
1.Заказчик не установил требований к характеристикам товаров, при этом требует указать их в соответствии с ГОСТ. Участнику не понятно, на каком основании установлены подобные требования, если Заказчику нужны не конкретные показатели товара, а то, чтобы участник переписал теоретические значения из государственного стандарта.
2. В пункте 1 "Горячекатаная арматурная сталь" Заказчиком установлены требования: Номинальный диаметр стержня должен быть десять мм. Площадь поперечного сечения стержня более ноль целых пятьсот три тысячных см2.
В соответствии с таблицей 1 ГОСТ 5781-82 конкретным требуемым диаметром 10 мм, имеет единственное конкретное значение площади поперечного сечения стержня, а именно: "0,785", чему напрямую противоречит требование Заказчика "более 0,503", которое позволяет указать заведомо ложные значения, такие как 0,55 или 0,6 или 0,65 и т.д. Таким образом, Заказчик устанавливает требования, противоречащие государственному стандарту и вводящие участников в заблуждение. Аналогичное по нарушению требование установлено относительно характеристики "теоретическая масса 1 м профиля". Так же подобные нарушения присутствуют в пунктах 2, 3, 4, 5 с требованиями к арматурной стали.
3. В пункте 6 "Сетка сварная из арматурной стали" Заказчиком установлено требование: "Сетки должны быть не тяжелые".
Участнику не ясно, каким образом участник должен указать значение для подобной характеристики, то есть если участник укажет "сетки не тяжелые", то данное значение может быть расценено как не конкретное, так как будет не ясно, если не тяжелые то какие, с другой стороны у Заказчика отсутствует требование к определённому ГОСТ и участник не может указать другое значение, так как не ясно какие Заказчик мог подразумевать сетки под не тяжелыми (сверхтяжелые, обычные, полутяжелые, легкие и т.д.). Таким образом, Заказчик вводит участников в заблуждение, не позволяя однозначно определить потребность Заказчика и как следствие предоставить достоверные сведения о материале.
4. В пункте 7 "Сетка сварная из арматурной стали" Заказчиком установлены требования: диаметр продольной арматуры сеток должен быть не менее восемь мм. Тип сетки должен быть четыре или пять.
Исходя из требований, Заказчик позволяет указать значение "тип сетки пять", однако в соответствии с таблицей 1 ГОСТ 23279-2012 максимальный размер продольной арматуры для сетки типа 5 составляет 5 мм, однако Заказчик требует не менее 8 мм, что напрямую противоречит государственному стандарту. Таким образом, Заказчик устанавливает требования, противоречащие государственному стандарту и вводящие участников в заблуждение, позволяя указать заведомо ложные значения характеристик. Аналогичные нарушения по данному требованию присутствуют в пунктах 6, 8.
5. В пункте 8 "Сетка сварная из арматурной стали" Заказчиком установлены требования: Диаметр продольной арматуры сеток должен быть не менее десять мм. Отношение меньшего диаметра стержня к большему должно быть не менее ноль целых двадцать пять сотых. Сетки должны иметь в одном направлении поперечные стержни диаметром не менее десять мм. Тип сетки должен быть четыре или пять.
В соответствии с таблицей 1 ГОСТ 23279-2012 для требуемых типов сеток единственно возможным значением для диаметров стержней может быть только значение 10 мм (хотя при этом Заказчик требованием не менее позволяет указать и большие значения). Однако далее Заказчик требует "Отношение меньшего диаметра стержня к большему должно быть не менее ноль целых двадцать пять сотых", однако при стержнях одинакового диаметра, которые являются единственно возможными, значение данной характеристики имеет единственное возможное значение "1", так как 10 мм/10 мм=1, Заказчик же требованием позволяет указать множество заведомо ложных значение в соответствии с требованием "не менее 0,25", противореча при этом агрегирующим требованиям. Таким образом, Заказчик устанавливает требование противоречащее государственному стандарту и вводящее участников в заблуждение.
6. В пункте 30 "Антисептик" Заказчик устанавливает требование: "Температура кристаллизации, °С - при температуре ниже минус 1°С частично кристаллизуется, после размораживания сохраняет свойства".
Однако инструкция никоим образом не разъясняет каким образом, в данном случае трактовать требование: "при температуре ниже минус 1°С", то есть необходимо указать в неизменном виде, так как это является частью требуемого параметра, а не требуемого значения, или указать конкретное значение, что так же невозможно, так как температура замерзания не может быть выражена одним конкретным числом, так как замерзая при -2, средство будет замерзать и при -3 и т.д. или же требуется указать еще каким-либо иным методом. Единственный же производитель, который делает антисептик по требуемой ТУ 2499-017-24505934-02 указывает данную характеристику именно в виде "ниже минус 1 гр.С".
7. Панели потолочные акустические (позиция 31) совокупность показателей и требований к ним указывает на товар одного производителя, без возможности предоставления другого, что является ограничением количества участников закупки.
8. В пункте 16 "Портландцемент" Заказчик устанавливает требования: "Марка ПЦ-Д20-Б или ПЦ-Д20 или ПЦ-Д5." и "Тип цемента: портландцемент или портландцемент быстротвердеющий".
Данные требования являются дублирующими и как следствие необоснованными, так как исходя из требуемых марок, заказчик и так может однозначно определить, цемент является быстротвердеющим или нет, поскольку исходя из п. 1.4 ГОСТ 10178-85 значение "Б" в марке указывает на обозначение быстротвердеющего цемента, то есть, если участник предоставит значение марки "ПЦ-Д20-Б", заказчик может однозначно определить, что цемент является быстротвердеющим, а не каким иным.
9. В пункте 15 "Песок" Заказчиком установлено требование "_ и получаемый при разработке валунно-гравийно-песчаных или гравийно-песчаных или песчаных месторождений...".
Заявитель 3 считает, что данный показатель указывает на способ добычи (производства) товара, то есть по своей сути никоим образом не влияет на качество товара и качество выполняемых им работ.
10. В пункте 26 "Щебень из природного камня для строительных работ марка: 800" установлено требование, что должна быть фракция в диапазоне св. десяти мм до двадцати мм., однако Заказчиком не отображено каким образом, необходимо указывать значение для данного требования, указано только, что необходимо указать в диапазонном виде, то есть, участник может указать исходя из требований заказчика 11.. .20, однако в соответствии с ГОСТ 8267-93 показатель фракции является неизменяемым, то есть обозначается в виде "св. 10 до 20 мм";
11. В пункте 26 "Щебень из природного камня для строительных работ марка: 800" установлены требования, что при производстве щебня и гравия должна проводиться их радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой устанавливают область применения".
Исходя из наименования, Заказчику требуется щебень, в связи с чем, участнику не ясно на каком основании Заказчик устанавливает требования к производству и проверке гравия.
12. В пунктах 24, 34 "Смесь асфальтобетонная" Заказчиком установлено требование, что температура смеси при отгрузке потребителю и на склад в диапазонах от не менее ста тридцати до не более ста пятидесяти °С., однако участнику не ясно на основании каких потребностей Заказчик устанавливает требование к температуре отгрузки.
13. В пункте 25 "Битум" - Заказчиком установлено требование - "Вязкие нефтяные дорожные битумы должны быть изготовлены окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки) или а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями ГОСТ по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке".
Участнику не понятно, каким образом необходимо указать значение, так как по своей сути требование "или" и требование "а так же" являются прямо противоположными и напрямую противоречат друг другу.
14. В инструкции Заказчика присутствует следующее положение: "Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "эквивалентный", "аналог", "типа", "более", "менее", "должен быть", "или" и т.п. и не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование."
И установлены подобные требования в различных пунктах, к примеру, п.24: "Асфальтобетонная смесь горячая, мелкозернистая, щебеночная, плотная, марки II, типа Б".
Однако, участнику не ясно, каким образом, участник должен указать тип асфальтобетонной смеси без указания слова "типа", так как в ГОСТ 9128-2013, данное свойство (параметр) однозначно определяются как "тип".
15. В пункте 25 "Битум" Заказчиком установлено требование: "Марка должна быть 90/130".
Однако в соответствии с п. 1.2.1 ГОСТ 22245-90: "В зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90". То есть не существует марки битума "90/130", требуемой Заказчиком, в связи с чем невозможно предоставить достоверные сведения о материале. Таким образом, Заказчик установил требования противоречащие государственному стандарту, что не позволяет участникам предоставить достоверные сведения о материале.
16. В пункте 25 "Битум" Заказчиком установлено требование: "Глубина проникания иглы, 0,1 мм: при 25 °С должна быть в диапазоне девяносто один -сто тридцать".
Однако Заказчиком, в инструкции не указано каким образом необходимо трактовать требования разделенные символом "-"(тире), что в свою очередь не позволяет участникам однозначно распознать потребность Заказчика и понять, к примеру, включаются ли крайние значения подобного требования в диапазон возможных, удовлетворяющих потребностям Заказчика.
17. В пунктах 16, 24, 28 Требований к материалам Заказчиком установлены излишние требования подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) компоненты товара, сырье из которого сделан товар, и характеристики сырья из которого сделан товар, испытания товара, и показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что обязывает участников закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
Заявитель 4:
ООО "Новострой" не согласно с отдельными положениями документации об аукционе, считает, что Заказчиком установлены требования к товарам, конкретные значения по которым невозможно предоставить, и несут избыточные требования по позициям 13 "Электроды", 16 "Портландцемент", 24 "Смесь асфальтобетонная", 25 "Битум", 32 "Кабель силовой ВВГнг".
Заявитель 5:
1. "Электроды" (п. 13), "Проволока" (п. 14).
Установление требований к расходным материалам, которые используются подрядчиком в процессе выполнения работ по собственному усмотрению для достижения наилучшего результата выполнения работ, является установлением избыточных требований, так как расходные материалы объектом закупки не являются. Результатом использования в процессе выполнения работ проволоки, электродов является соединение (скрепление) строительных материалов посредством использования указанных расходных материалов.
Таким образом, Заказчиком необъективно осуществлено описание объекта закупки, по товарам, которые не являются объектом закупки, что указывает на нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в части.
2. В пункте 24 "Смесь асфальтобетонная" Требований к материалам Заказчиком установлены излишние требования (по показателю "Величина остаточной пористости в диапазоне св. 2,5 до 5%". Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 оС и скорости деформирования 50 мм/мин в диапазоне не менее две целых пять десятых Мпа и не более шесть Мпа) подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) компоненты товара, сырье из которого сделан товар, и характеристики сырья из которого сделан товар, испытания товара, и показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что обязывает участников закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к закупаемому товару, ограничивающее количество участников закупки не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В Требованиях к материалам Заказчиком установлены требования к "Материал теплоизоляционный" (п. 29) "Должен быть изготовлен по ТУ 5768-001-55258056-04, или эквивалентным ТУ", "Антисептик" (п. 30) "Должен быть изготовлен по ТУ 2499-017-24505934-02, или эквивалентным ТУ".
Указанные в аукционной документации технические условия не размещены на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы, отсутствуют в общем доступе, что делает невозможным оценить участникам закупки соответствие предлагаемого материала данному техническому условию.
В данном случае документация об электронном аукционе содержит требование к товару со ссылкой на конкретное техническое условие, что фактически указывает на товар определенного производителя и не соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В пункте 8 "Сетка сварная из арматурной стали" содержится требование: "Диаметр продольной арматуры сеток должен быть не менее десять мм Отношение меньшего диаметра стержня к большему должно быть не менее ноль целых двадцать пять сотых. Сетки должны быть не тяжелые. Тип сетки должен быть четыре или пять. Сетки должны иметь в одном направлении поперечные стержни диаметром не менее десять мм".
Согласно Инструкции по заполнению заявки при перечислении видов, марок, типов, размеров и т.п. слово "или", обозначает, что необходимо выбрать одну из предложенных позиций, во всех остальных случаях необходимо предоставить информацию по всем позициям.
В силу пункта 3.2 ГОСТ 23279-2012 в зависимости от диаметра стержней сетки подразделяют на тяжелые и легкие.
Однако согласно п. 3.2.2 ГОСТ 23279-2012 "Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия" требуемые Заказчиком "Сетки должны быть не тяжелые", т.е. легкие имеют наибольший диаметр продольных и поперечных стержней d или di показатель 10 мм.
Вместе с тем, Заказчиком установлены требования по диаметру продольной арматуры сеток - не менее десять мм, в тоже время установлены требования по диаметру поперечных стержней сеток - не менее десять мм. Однако согласно п. 4.6 ГОСТ 23279-2012, отношение меньшего диаметра стержня к большему должно быть не менее 0,25, т.е. значение одного из диаметров должно быть более или равно 12,5 мм (т.е. согласно п. 3.2.1 ГОСТ 23279-2012 данный показатель применим исключительно к сеткам тяжелым). При этом согласно п. 4.1 ГОСТ 23279-2012 установленное Заказчиком требование "Тип сетки должен быть четыре или пять" относится только к легким сеткам.
Считаем, что установление заведомо противоречивых требований вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в первой части заявки сведения, противоречащие ГОСТ 23279-2012.
Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает пункты 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о необъективном описании объекта закупки. Следовательно, данные нарушения не позволяют надлежащим образом подготовить первую часть заявки в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, действующей на территории РФ, тем самым ограничивая количество потенциальных участников закупки.
Заявитель 6:
1. По позициям 24, 34 "Смесь асфальтобетонная" Требований к материалам Заказчик указывает, что указание значений только в соответствии с ГОСТ. Без описания реального товара, впоследствии послужит поводом для расторжения контракта, так как указанные таким образом значения будут отличаться от реальных показателей товара, который будет использоваться при выполнении работ по капитальному ремонту.
2. Заказчик устанавливает избыточные требования по всем позициям Требований к материалам, кроме п. 17,18,19 "Труба стальная электросварная прямошовная", отдельные показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что обязывает участников закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
3. Заказчик не установил в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, чем нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что влечет за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Без уточнений нельзя понять какой параметр необходимо выбрать:
В п. 14 "Проволока": Катанка должна быть изготовлена из углеродистой стали обыкновенного качества марки или Ст1, или Ст2, или СтЗ, степени раскисления или кп, или сп, или пс.
В п. 26 "Щебень из природного камня для строительных работ марка: 800,": Щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы может быть или первой , второй или третьей или четвертой группы. В данных случаях применяются "," (запятая) и "или".
В п. 11, 12 применяются:
* максимальное значение показателя шероховатости должны соответствовать ГОСТ 8486-86.
* На участке пиломатериалов длиной, равной его ширине, наибольшая сумма размеров сучков, лежащих на прямой линии, пересекающей сучки в любом направлении, должна соответствовать ГОСТ 8486-86.
* Максимальное значение трещин глубоких и неглубоких, в т.ч. выходящие на торец должны соответствовать ГОСТ 8486-86.
* Предельная длина пластевых сквозных трещин, в том числе выходящих на торец должны соответствовать ГОСТ 8486-86.
* Предельно допустимая длина трещин торцовых (кроме трещин от усушки) должны соответствовать ГОСТ 8486-86.
* Грибные ядровые пятна (полосы) допускаются максимальной площадью в соответствии ГОСТ 8486-86.
* Предельное отклонение от перпендикулярности торца к пласти и кромке должны в соответствии с ГОСТ 8486-86.
4. Заказчик в Требованиях к материалам по позициям портландцемент (п. 16), смесь асфальтобетонная (п. 24), битум (п. 25), 34 смесь асфальтобетонная (п. 34) не указал конкретные номера ГОСТ, что вводит участников в заблуждение.
5. Сетка сварная из арматурной стали (позиция 9.10): Сетки должны быть тяжелые. Тип сетки должен быть один или два. В тяжелых сетках типа 1 для поперечных стержней у края сетки допускается применение доборного шага сто, двести и триста мм.
Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, запрашивая показатель "в тяжелых сетках типа 1 для поперечных стержней у края сетки допускается применение доборного шага сто, двести и триста мм.", который подходит только для типа 1.
Заказчик заведомо вводит участников в заблуждение, задавая более широкий диапазон значений по п. 22 "Труба стальная водогазопроводная оцинкованная".
Заявители просят провести проверку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители Заказчика не согласны с доводами жалоб Заявителей, считают, что документация об аукционе соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе. Представили пояснения согласно отзыву на жалобы (вх. от 08.02.2018 N 819).
Просят признать жалобы необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
30.11.2017 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона (номер извещения - 0102200001617005047) и документация об аукционе. Последние изменения внесены 18.01.2018. Начальная (максимальная) цена контракта - 42 300 080,00 рублей.
1. В соответствии с требованиями части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе документации об аукционе содержатся Требования к материалам (приложение к техническому заданию), используемых при выполнении работ.
В Требованиях к материалам размещена Инструкция по заполнению заявки:
Участник закупки должен представить в своей заявке сведения на материалы, которые будет использовать при производстве работ, соответствующих ГОСТ, ТУ, СТО, технической документации на изделия и т.п. в действующих редакциях. Требование о соответствии показателей ГОСТ носит декларативный характер. В случае, если в одном пункте установлены требования к материалам разных размеров участник закупки должен представить конкретные значения всех показателей для каждой используемого размера. При перечислении видов, марок, типов, размеров и т.п. слово "или", обозначает, что необходимо выбрать одну из предложенных позиций, во всех остальных случаях необходимо предоставить информацию по всем позициям. В случае указания интервалов значений показателей, сопровождающихся предлогами: "от" и/или "до", означает, что граничные значения конкретных показателей могут являться соответствующими данному интервалу значений, так как данный интервал является интервалом с включенными граничными значениями. В случае если в требованиях указаны значения "в диапазоне", участник должен представить показатели в виде диапазона значений. Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "эквивалентный", "аналог", "типа", "более", "менее", "должен быть", "или" и т.п. и не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование.
Обоснованными признаны следующие доводы, содержащиеся в жалобах Заявителей:
1. В Требованиях к материалам установлено требование к битуму: Вязкие нефтяные дорожные битумы должны быть изготовлены окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки) или а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями ГОСТ по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
Согласно пункту 1.1 ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" "Вязкие нефтяные дорожные битумы изготовляют окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки), а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке".
Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова союз "также" выражает добавление, союз "или" является одиночным или повторяющимся. Употребляется при противопоставлении: иначе, в противном случае.
Заказчиком даны пояснения, что союз "а также" - цитирование ГОСТ. Союз "или" вставлен в текст Заказчиком, для обозначения варианта выбора показателя.
Таким образом, внесенное Заказчиком, Уполномоченным органом в предусмотренное национальным стандартом описание товара слова "или" наряду с имеющимся предлогом "а также" не позволяет участнику закупки однозначно определить требование Заказчика в отношении указанных показателей, поскольку одновременное прочтение союзов "или" "а также" в одной строке предложения свидетельствуют о противоречивости и нестандартном характере описания объекта закупки.
При этом в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости использования каких-либо иных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отличных от предусмотренных действующим ГОСТ 22245-90, которым регламентированы физические и технические характеристики используемого в ходе выполнения работ товара.
Кроме того, по позиции щебень из природного камня для строительных работ марка:800 предусмотрено, что щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы может быть или первой , второй или третьей или четвертой группы.
Вместе с тем, в инструкции по заполнению заявки отсутствуют разъяснения каким образом трактовать сочетание "или , или или". Изложение в таком варианте требование к товару вводит участников закупки в заблуждение, и к невозможности надлежащим образом сформировать заявку на участие в аукционе.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установившего надлежащим образом описание объекта закупки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 33 и пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В Требованиях к материалам установлено требование к брускам:
Бруски должны соответствовать ГОСТ 8486-86, сорт первый, максимальное значение показателя шероховатости должны соответствовать ГОСТ 8486-86. Максимальное значение трещин глубоких и неглубоких, в т.ч. выходящие на торец должны должны соответствовать ГОСТ 8486-86. Предельная длина пластевых сквозных трещин, в том числе выходящих на торец должны соответствовать ГОСТ 8486-86. Предельно допустимая длина трещин торцовых (кроме трещин от усушки) должны соответствовать ГОСТ 8486-86. Кармашки допускаются на любом однометровом участке длины должны соответствовать ГОСТ 8486-86. Рак не допускается. Грибные ядровые пятна (полосы) допускаются максимальной площадью в соответствии ГОСТ 8486-86.
Согласно ГОСТ 8486-86 трещины глубоких и неглубоких, в т.ч. выходящие на торец допускаются длиной в долях длины пиломатериала, не глубокие не более 1/4, глубокие не более 1/6; Грибные ядровые пятна (полосы) допускаются общей площадью в % от площади пиломатериала, не более 10 и т.д.
Показатель максимальное значение отсутствует в указанном ГОСТ, так же как и показатели - наибольшая сумма размеров сучков, предельная длина.
Кроме того, установлено требование к трубе стальной водогазопроводной оцинкованной - Труба стальная по ГОСТ 3262-75. На поверхности труб не допускаются трещины, плены, вздутия и закаты. На торцах труб не допускаются расслоения. Допускаются отдельные вмятины, рябизна, риски, следы зачистки и другие дефекты, обусловленные способом производства, если они не выводят толщину стенки за минимальные размеры, а также слой окалины, не препятствующий осмотру. Условный проход должен быть тридцать два мм. Толщина стенки должна быть не менее две целых восемь десятых мм и не более четырех целых мм. Масса одного м. трубы должна быть не менее двух целых семидесяти трех сотых кг.
Согласно ГОСТ 3262-75 масса 1 м труб подсчитана при плотности стали, равной 7,85 г/см. Оцинкованные трубы тяжелее неоцинкованных на 3%.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом предусмотрены значения для массы одного метра трубы не соответствующие указанному ГОСТ.
Следовательно, доводы признаны обоснованными, а Заказчик, Уполномоченный орган нарушившими пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В Требованиях к материалам по позициям панели потолочные акустические указано, что технические характеристики должны соответствовать товару, предусмотренному в проектно-сметной документации. Обеспечивают класс пожарной опасности КМ1. Размеры: шестьсот х шестьсот х двадцать мм. Максимальная полезная нагрузка, H, должна быть пятьдесят. Максимальная несущая способность, H, должна быть сто шестьдесят. При высоте подвеса системы двести мм, обеспечивает класс звукопоглощения А. Фактические коэффициенты звукопоглощения p, при высоте подвеса системы двести мм, должны быть при частотах 125 Гц, 250 Гц, 500 Гц, 1000 Гц, 2000Гц, 4000Гц не менее ноль целых пять десятых.
По насосу циркуляционному - технические характеристики должны быть соответствовать товару, предусмотренному в проектно-сметной документации. Типовой ряд, фланцевое исполнение, количество полюсов электродвигателя - два. Номинальный диаметр фланца - пятьдесят мм. Максимальный напор - шестьдесят дециметров. Максимальное давление в гидросистеме десять бар. Температура перекачиваемой жидкости оС, в диапазоне: минус десять плюс сто двадцать. Напряжение двести тридцать - двести сорок В. Подводимая мощность электродвигателя при скорости 1 - триста пятьдесят Вт, при скорости 2 - триста восемьдесят Вт, при скорости 3 - триста девяносто Вт. Коэффициент мощности электродвигателя Cos фи, для скорости 1 - ноль целых восемьдесят семь сотых, для скорости 2 - ноль целых восемьдесят девять сотых, для скорости 3 - более ноль целых девять десятых.
Совокупность показателей и требований к ним, а также указание о том, что технические характеристики должны соответствовать товару, предусмотренному в проектно-сметной документации, указывает на товар одного производителя, без возможности предоставления иного товара, что нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, приводит к ограничению количества участников закупки.
Письмом от 05.02.2018 N 04-50/438 Заказчику, Уполномоченному органу предлагалось представить доказательства того, что под технические характеристики указанных товаров подпадают товары двух и более производителей, вместе с тем, надлежащие документы не представлены.
Кроме того, в Требованиях к материалам Заказчиком установлены требования к материалу теплоизоляционному "Должен быть изготовлен по ТУ 5768-001-55258056-04, или эквивалентным ТУ" и к антисептику "Должен быть изготовлен по ТУ 2499-017-24505934-02, или эквивалентным ТУ".
Пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" установлено, что технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель).
Подпунктом 3.1 пункта 3 "Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия. ГОСТ 2.114-95", введенный Постановлением Госстандарта РФ от 08.08.1995 N 425 (далее - ГОСТ 2.114-95), установлено, что технические условия (ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 ГОСТ 2.114-95, ТУ разрабатывают на одно конкретное изделие, материал.
Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя.
В данном случае документация об электронном аукционе содержит требование к товару со ссылкой на конкретное техническое условие, что фактически указывает на товар определенного производителя.
Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган признаются нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. В Требованиях к материалам предусмотрены материалы, которые планируются использовать при производстве работ.
В инструкции по заполнению заявки предусмотрено, что "в случае если в требованиях указаны значения "в диапазоне", участник должен представить показатели в виде диапазона значений", а также указано, что "требование о соответствии показателей ГОСТ носит декларативный характер". На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что формулировка "в соответствии с ГОСТ" носит декларативный характер, следовательно, требуется указать данную формулировку без изменений.
Те, показатели, которые становятся известными после его изготовления и проведения лабораторных исследований, содержащиеся в Требованиях к материалам, без указания слов "в диапазоне" или "в соответствии с ГОСТ" признаются излишними требованиями к описанию участниками закупки в составе заявок показателей товаров, что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, например, позиция 32 "Кабель силовой ВВГнг": Электрическое сопротивление 1 км токопроводящей жилы постоянному току, пересчитанное на температуру 20 °С и длину 1 км, Ом, должно быть не более двенадцать целых две десятых.
Установленные Заказчиком, Уполномоченным органом требования к товарам (материалам) затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров (материалов) и проведения соответствующих испытаний и требования от изготовителя указания о качестве результатов испытаний и ее данных.
Учитывая изложенное, в Требованиях к материалам установлены излишние требования к описанию участниками закупки в составе заявок, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона результатов испытаний товаров. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для предоставления подробных сведений о результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, в Требованиях к материалам установлены требования к электродам: Э42А, Э46А. Диаметром четыре мм. Механические свойства металла шва или наплавленного металла: Минимальное временное сопротивление разрыву, кгс/мм2 - не менее сорок два. Минимальное относительное удлинение, % двадцать два. Минимальная ударная вязкость, кгс - м/см2 - не менее четырнадцати.
Вместе с тем установлено, что электроды не являются строительным материалом, а являются лишь расходным инструментом, с помощью которого будут выполняться работы по реконструкции объекта.
Таким образом, Комиссия Бурятского УФАС России полагает, что установление Заказчиком требований к электродам является излишним и не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Довод Заявителя 1 о введение участников закупки в заблуждение в части того, что в совокупности установленных Заказчиком максимальных и минимальных значений товара Горячекатаная арматурная сталь (п. 1 Требований к материалам): "Площадь поперечного сечения стержня более ноль целых пятьсот три тысячных см2", "теоретическая масса 1 м профиля должна быть менее ноль целых восемьсот восемьдесят восемь тысячной кг" согласно Таблице 1 ГОСТ 5781-82 соответствует лишь одно значение показателя номер профиля - 10, которому соответствует одно конкретное значение площади поперечного сечения - 0,785 см2 и одно конкретное значение теоретической массы 0, 617 кг. Между тем, поскольку диапазон значений показателей "Площадь поперечного сечения" и "Теоретическая масса" Заказчиком в требованиях "не закрыт" и учитывая, что ему из совокупности значений требуется конкретный номер профиля арматуры, при рассмотрении и заполнении информации по установленным Заказчиком указанным показателям, участники закупки имеют возможность указать несоответствующее стандарту (номеру профиля значения) значения показателей "Площадь поперечного сечения" и "Теоретическая масса", а также аналогичные доводы признаются обоснованными.
Согласно Письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления Заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участник закупки должен указать свое предложение, не должны:
- Позволять участникам закупки указать в своих заявках значение, которые противоречат требованиям Стандарта, например, значение-5 единиц;
- Вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значение, например, от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, но в свою очередь, противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган, установив в аукционной документации требования к материалам, которые вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям государственного стандарта показатели, нарушили пункт 1 части 1 статьи 33 и пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. В пункте 15 "Песок" Заказчиком установлено требование "_ и получаемый при разработке валунно-гравийно-песчаных или гравийно-песчаных или песчаных месторождений...", в пункте 26 "Щебень из природного камня для строительных работ марка: 800" установлены требования, что при производстве щебня и гравия должна проводиться их радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой устанавливают область применения".
Данные показатели указывают на способ добычи (производства) товара, к условиям производства, не имеют отношения к характеристикам товара, а также не влияют на качество товара и соответственно на качество выполняемых работ. Такие требования признаются излишними и нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона.
7. В Требованиях к материалам в пункте 25 "Битум" установлено требование: "Марка должна быть 90/130".
Однако, в соответствии с п. 1.2.1 ГОСТ 22245-90: "В зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90". То есть не существует марки битума "90/130", который требует Заказчик.
Довод Заявителя 3 об отсутствии в требованиях к материалу полного наименования марки признается обоснованным, допущенное нарушение вводят участников закупки в заблуждение и противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 и пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
8. В остальной части доводы Заявителей признаны необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобы ООО "Магнат-ДВ", ООО "ФортРост", ООО "ЯрИнфотех", ООО "Новострой", ООО "Ремстрой", ООО "Стройтех" обоснованными в части.
2. Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Члены Комиссии |
|
<_> <_> |
|
|
|
<_> <_> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 9 февраля 2018 г. N 04-50/38-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2018