Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГБУЗ г. Москвы "НИИ НДХИТ": И.Г. Ильева,
ООО "С.В.Р.-Сервис": В.Н. Маркова,
рассмотрев жалобу ООО "С.В.Р.-Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ г. Москвы "НИИ НДХИТ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту установок пожарной автоматики и первичных средств пожаротушения в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения города Москвы Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения города Москвы (Закупка N0373200244017000151) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NМГ/5811/18 от 06.02.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2017 N0373200244017000151-3 участник электронного аукциона ООО "С.В.Р.-Сервис" признан победителем аукциона.
Вместе с тем, Заказчиком 18.01.2018 в единой информационной системе в сфере закупок опубликован отказ от заключения государственного контракта с ООО "С.В.Р.-Сервис" в связи с предоставлением банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения государственного контракта не соответствующей требованиям аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика сообщил, что банковская гарантия, представленная победителем в качестве обеспечения исполнения контракта, признана несоответствующей, в том числе, ввиду отсутствия в ее условиях обязательства принципала уплатить сумму убытков (в том числе, упущенной выгоды), понесенных Заказчиком в связи с неисполнением Исполнителем своих обязательств по контракту.
В силу ч.2 ст.70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч.8 ст.69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В силу ч.3 ст.70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Комиссией Управления установлено, что победителем аукциона в сроки, установленные ч.3 ст.70 Закона о контрактной системе, направлен подписанный проект контракта и обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии N722096 от 10.01.2018.
На основании ч.4 ст.96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании ч.5 ст.96 Закона о контактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч.5 ст.45 Закона о контактной системе Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
В силу ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 ст.45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.8.2 ст.45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в Извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Комиссией Управления установлено, что требования к банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, содержатся в п. 25.2 Информационной карты аукционной документации, а именно: "Требования к банковской гарантии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Гаранта на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Федерального закона. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства Гаранта выплатить Бенефициару сумму Гарантии или ее часть, а именно:
- обязательство уплатить сумму неустойки (штрафа, пеней) предусмотренных контрактом;
- обязательство уплатить сумму в размере авансового платежа (если выплата авансового платежа предусмотрена условиями контракта) при условии если бенефициаром предъявлено требование о возврате авансового платежа принципалу и оно им не выполнено".
Таким образом, в требованиях к банковской гарантии Заказчиком не установлено требований о включении в банковскую гарантию обязательств уплатить сумму убытков (упущенной выгоды), понесенных Заказчиком в связи с неисполнением Исполнителем своих обязательств по контракту.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить какие положения аукционной документации указывают на необходимость включения дополнительных требований в банковскую гарантию, представляемую в качестве обеспечения исполнения контракта, а также затруднился указать в какой части документации установлено требование к банковской гарантии о необходимости наличия условий в части возмещения убытков (в том числе, упущенной выгоды), понесенных Заказчиком в связи с неисполнением Исполнителем своих обязательств по контракту.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что решение Заказчика о размещении протокола отказа от заключения контракта на основании отсутствия в представленной Заявителем банковской гарантии обязательств уплатить сумму убытков (упущенной выгоды), понесенных Заказчиком в связи с неисполнением Исполнителем своих обязательств по контракту, неправомерно и нарушает положения ч.5 ст.96 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что протокол отказа от заключения государственного контракта с победителем электронного аукциона ООО "С.В.Р.-Сервис" содержит также указание на то, что в п. 6 банковской гарантии, представленной победителем, исключена возможность предоставления бенефициаром требования об оплате по банковской гарантии в форме электронного документа, которая предусмотрена примечанием к форме требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N1005.
В соответствии с примечанием к форме банковской гарантии, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N1005 от 08.11.2013 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1005), требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, приложенные документы и (или) их копии оформляются в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При этом, в п. 6 представленной победителем банковской гарантии N722096 от 10.01.2018 указано следующее: "Требование платежа по Гарантии должно быть получено ГАРАНТОМ в письменной форме с приложением указанных в пункте 5 Гарантии документов заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу: Российская Федерация, 156000, Костромская область, г. Кострома, проспект Текстильщиков, д. 46".
Вместе с тем в банковской гарантии не предусмотрена возможность направления требования о выплате денежной суммы в электронной форме, а также электронный адрес для направления указанного требования.
Комиссия Управления указывает, что Постановлением установлено право Бенефициара направить требование банку-гаранту как в письменной форме на бумажном носителе, так и в форме электронного документа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Таким образом, неустановление в банковской гарантии возможности направления требования об уплате денежной суммы и (или) ее части по данной гарантии ограничивают возможность направления документов в адрес банка иным способом, предусмотренным Постановлением, помимо письменной формы в бумажном виде, что свидетельствует о несоответствии предоставленной банковской гарантии требованиям Закона о контрактной системе и Постановлению.
Таким образом, представленная Заявителем банковская гарантия N722096 от 10.01.2018 не соответствует требованиям Постановления N1005, а также положениям аукционной документации.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия Заказчика в части признания банковской гарантии несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, а также в части формирования протокола отказа от заключения Государственного контракта, являются правомернымм, поскольку у Заказчика имелись основания для признания банковской гарантии не соответствующей требованиям документации о закупке.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "С.В.Р.-Сервис" на действия
ГБУЗ г. Москвы "НИИ НДХИТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.5 ст.96 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии И.С. Максимов
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И. (495) 784-75-05 (126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 февраля 2018 г. N 2-57-1671/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2018