Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Федотова А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Перспектива" (надлежащим образом уведомлено), в присутствии представителя Администрации МО "Ахтубинский район" и члена единой комиссии Администрации МО "Ахтубинский район" Ивченко Т.Г. Легенькой Д.С. (доверенность б/н от 07.02.2018), в присутствии члена единой комиссии Администрации МО "Ахтубинский район" Самодеевой О.Н., рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика Администрации МО "Ахтубинский район" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству водопровода от станции 2-го подъема г. Знаменск до с. Капустин Яр ул. Красина Ахтубинский район Астраханской области (номер извещения: 0125300005918000001), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 31.01.2018 поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика Администрации МО "Ахтубинский район" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству водопровода от станции 2-го подъема г. Знаменск до с. Капустин Яр ул. Красина Ахтубинский район Астраханской области (номер извещения: 0125300005918000001) (далее также - аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Изучив документы, составленные в ходе проведения аукциона, Комиссия, установила, что 16.01.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству водопровода от станции 2-го подъема г. Знаменск до с. Капустин Яр ул. Красина Ахтубинский район Астраханской области (номер извещения: 0125300005918000001) и документация о нем. Как следует из вышеуказанных документов начальная (максимальная) цена контракта составила 8 402 220,00 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
I. Комиссия соглашается с доводом Заявителя о том, что Заказчиком в проекте контракта не установлен штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, по следующим основаниям.
Согласно ч.8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из п. 7 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила): за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Предметом аукциона являются работы по строительству водопровода от станции 2-го подъема г. Знаменск до с. Капустин Яр ул. Красина Ахтубинский район Астраханской области.
Таким образом, Заказчик обязан был установить в проекте контракта штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Однако Заказчиком вышеуказанный штраф установлен не был.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
II. Также Комиссия соглашается с доводом Заявителя о том, что Заказчик установил в проекте контракта порядок расчета размеров штрафа, налагаемого на заказчика и подрядчика, в нарушение Закона о контрактной системе, по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из п. 3 Правил, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
В п. 12.4 проекта контракта указано, что штрафы начисляются за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом.
Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определенной на основании Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 и составляет ___________ рублей, 5 процентов цены контракта.
В соответствии с вышеуказанными Правилами, штраф может составлять 5 процентов от цены контракта только в случае, если цена контракта составляет от 3 000 000 рублей до 50 000 000 рублей. Однако Заказчик не учел, что цена контракта может быть и ниже 3 000 000 рублей, соответственно в этом случае размер штрафа будет рассчитан как 10 процентов цены контракта.
Поскольку часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе не допускает возможность изменений размера штрафа при заключении контракта (контракт заключает на изначально объявленных при размещении извещения и документации о закупке условиях), то Заказчик сформулировал условие о размере штрафа, налагаемого на подрядчика, которое не соответствуете Закону о контрактной системе.
Таким образом, установленный Заказчиком в п. 12.4 проекта контракта размер штрафа не соответствует требованию п. 3 Правил и нарушают ч. 8 ст. 34 Закона о котрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
III. Комиссия соглашается с доводом Заявителя о том, что Заказчик в нарушение ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе установил условия, которые позволяют в дальнейшем изменять существенные условия контракта, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Как следует из п. 13.1 проекта контракта, при наступлении не зависящих от Сторон обстоятельств полного или частичного неисполнения любой Стороной обязательств по настоящему Контракту, а именно: пожаров, за исключением тех, которые могут быть ими созданы или искусственно вызваны, стихийных бедствий, военных действий, эпидемий, действий правительств, запрещения импорта или других обстоятельств, если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего Контракта, срок исполнения обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами.
При это, временная невозможность исполнения обязательств исполнителем не предусмотрена пунктом 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в числе случаев, в которых возможно изменение существенных условий контракта.
Таким образом, Заказчик в нарушение ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе установил вышеуказанное условие в проекте контракта.
Аналогичная позиция отражена в п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Выявленные Комиссией нарушения не могут привести к неправильному определению победителя аукциона, не влияют на результат аукциона, в связи с чем Комиссия не усматривает оснований для выдачи Заказчику предписания.
Судебной практикой сформирован правовой подход к оценке нарушений, допускаемых при проведении торгов, согласно которому основаниями для отмены торгов или их отдельных этапов могут быть только такие нарушения, которые являются существенными и влияют на результат торгов (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
В случае если допущенные при проведении торгов ошибки не повлекли значительных негативных последствий, не повлияли на результат (определение победителя), не нивелировали положительный с точки зрения влияния на конкурентные правоотношения эффект от проведения торгов, то отмена торгов (их отдельных этапов) нецелесообразна и не отвечает целям законодательства о торгах.
В этом случае достаточным является привлечение нарушителей к административной ответственности и обеспечение тем самым реализации установленных статьей 3.1 КоАП РФ целей административного наказания, заключающихся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика Администрации МО "Ахтубинский район" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству водопровода от станции 2-го подъема г. Знаменск до с. Капустин Яр ул. Красина Ахтубинский район Астраханской области (номер извещения: 0125300005918000001) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика Администрацию МО "Ахтубинский район" нарушившей ч. 4, 8 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по строительству водопровода от станции 2-го подъема г. Знаменск до с. Капустин Яр ул. Красина Ахтубинский район Астраханской области (номер извещения: 0125300005918000001).
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 7 февраля 2018 г. N 22-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2018