Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "БИГ ДЭЙ" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по туризму (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Федерального агентства по туризму (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению презентационных мероприятий Федерального агентства по туризму по продвижению национального туристского продукта, включая города-организаторы ЧМ-2018 в период проведения международных туристских выставок за рубежом (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100006518000007) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, техническом задании и проекте государственного контракта документации об Аукционе установлены невыполнимые сроки оказания услуг, предусмотренные проектом государственного контракта.
2. Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии в составе второй части заявки на участие в Аукционе лицензии на образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования.
3. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Представители Заказчика частично согласились с доводами жалобы Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 06.02.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 500 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 21.02.2018.
1. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, техническом задании документации об Аукционе установлены сроки, не позволяющие оказать услуги, являющиеся предметом Аукциона, поскольку, по мнению Заявителя, государственный контракт по итогам проведения Аукциона может быть заключен 12.03.2018, то есть позднее периода проведения выставки ITB (г. Берлин).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Согласно пункту 20 информационной карты документации о проведении Аукциона, дата подведения итогов 26.02.2018.
При этом, государственный контракт по итогам проведения Аукциона может быть заключен не ранее 09.03.2018.
Согласно извещению о проведении Аукциона, пункту 3 технического задания документации об Аукционе, пункту 7 информационной карты документации об Аукционе срок оказания услуг - "с даты заключения государственного контракта и не позднее 30 ноября 2018".
В соответствии с календарным планом документации об Аукционе, пункту 3 технического задания документации об Аукционе период оказания услуг по 1 этапу государственного контракта "С даты подписания Государственного контракта и не позднее 13 марта 2018 г".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что государственный контракт по итогам проведения Аукциона при соблюдении положений Закона о контрактной системе будет заключен 09.03.2018, поскольку в соответствии с приказом Федерального агентства по туризму от 25.01.2018 N 10-л/с 09.03.2018 является рабочим днем для отдельных сотрудников Федерального агентства по туризму, в связи с чем оказание услуг по 1 этапу контракта будет осуществляться с даты подписания государственного контракта до 13.03.2018 (включительно).
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих невозможность исполнения государственного контракта в сроки, установленные в извещении о проведении Аукциона, календарном плане документации об Аукционе и пункте 3 технического задания документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу, что исполнение государственного контракта на условиях извещения о проведении Аукциона, документации об Аукционе невозможно, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии во второй части заявки на участие в Аукционе лицензии на образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 12 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о наличии в составе второй части заявки на участие в Аукционе лицензии на образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования, действующую в течение всего срока государственного контракта.
В соответствии с пунктом 4 информационной карты документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по организации и проведению презентационных мероприятий Федерального агентства по туризму по продвижению национального туристского продукта, включая города-организаторы ЧМ-2018 в период проведения международных туристских выставок за рубежом.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно части 1 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что установление в документации об Аукционе требования о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе лицензии на образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования является технической ошибкой.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации излишнее требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
3. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
Согласно пункту 11 Правил общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В соответствии с пунктом 12 Правил общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте государственного контракта отсутствуют положения о максимальной сумме начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, и максимальной сумме сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании изложенного, Комиссия, приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Пунктом 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе в редакции от 06.02.2018 срок окончания подачи заявок - 21.02.2018, то есть на пятнадцатый день с момента размещения в ЕИС изменения в документацию об Аукционе, при этом время подачи заявок на участие в Аукционе ограничено периодом до 08:00.
Таким образом, установленный срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, сократившего срок для подачи заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, не представляется возможным прийти к выводу о влиянии указанного нарушения на результаты закупки.
5. Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что в разъяснении положений документации об аукционе от 08.02.2018 NРД содержатся положения о том, что "участникам закупки необходимо учесть следующую информацию:
- п. 3 Технического задания "Срок оказания услуг:
2 этап: с 14 марта и не позднее 18 июня 2018 г."
- п. 7 Технического задания "Результаты выполнения задания и отчетность", "Календарный план (график оказания услуг)":
2 этап: с 14 марта и не позднее 18 июня 2018 г".
При этом, согласно пунктам 3, 7 технического задания, календарному плану документации об Аукционе период оказания услуг по 2 этапу государственного контракта "С 14 марта 2018 г. и не позднее 06 июня 2018г."
Кроме того, Согласно пункту 12 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о наличии в составе второй части заявки на участие в Аукционе лицензии на образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования, действующую в течение всего срока государственного контракта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в ЕИС размещено разъяснение положений документации об Аукционе от 12.02.2018 NРД2, согласно которому в пункте 12 информационной карты документации об Аукционе содержится техническая ошибка, а именно: "при подаче заявок на участие в электронном аукционе просим учитывать, что лицензия на образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования не требуется".
Таким образом, по мнению Комиссии, указанные разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе, что является нарушением части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы Комиссия не располагает сведениями о том, что указанное нарушение оказало влияние на результаты закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "БИГ ДЭЙ" обоснованной в части установления излишнего требования к участникам закупки о наличии лицензии на образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования, а также отсутствия в проекте государственного контракта документации об Аукционе положений о недопустимости превышения общей суммы начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, и общей суммы начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, цены контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, частей 5, 7, 8 статьи 34, части 3 статьи 63, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 13.02.2018 по делу N 18/44/105/121 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 февраля 2018 г. N 18/44/105/121 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был