Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Брюхановой А.А., Якимова А.Д. (далее - Заявители) на действия ГУП города Москвы "Мосгортранс" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП "Мосгортранс" (номер извещения 0173200001417001534) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителей на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлены следующие технические характеристики и параметры электробусов и зарядных станций: передача информации от системы дистанционной диагностики состояния электробуса и состояния зарядной станции через систему ГЛОНАСС и термин "on line передачи информации"; режим удаления капель и режим утреннего автоматизированного удаления инея стеклоомывателя; требования к изоляции кузова противоречат друг другу; неправомерные требования к тяговым батареям; не указан вид входного напряжения к зарядной станции, установлены противоречащие требования к стояночному и остаточному тормозу; не расшифровывается термин протокола NDTP; не учтены расходы на приобретение новых шин, шиномонтажные работы, а также не определено за чей счет будут осуществляться указанные действия; не приведено обоснование применения параметров удельного расхода электроэнергии, максимальная длина пути, движения на подъем и другие, а также в период с июня 2018 по ноябрь 2018 невозможно определить следующие показатели: "при средней скорости сообщения 12/16/23 км/ч и крайних значениях температуры воздуха +40 и -40ОС".
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлено требование о производстве оборудования АСКП на территории Российской Федерации.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки следующих документов: специальный инвестиционный контракт; акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации; сертификат о происхождении товара по форме СТ-1, поскольку установленные в документации об Аукционе всевозможные сроки по согласованию элементов электробусов и зарядных устройств позволяют получить указанные документы только после заключения государственного контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного частично согласились с доводами Заявителей.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 548 862 788,64 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -07.03.2018.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с приложением N 2 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие технические характеристики и параметры электробусов и зарядных станций:
"п. 1.8 Система управления и диагностики электробуса. Система дистанционной диагностики (мониторинга) состояния транспортного средства должна обеспечивать при помощи on-line передачи информации сообщение во внешние системы по каналам ГЛОНАС, GPRS, 3G, LTE.
п. 11 Автоматизированная система диспетчерского управления наземного городского пассажирского транспорта. МНТ в части функций бортового навигационно-связного терминала должен передачу собранных навигационных и телеметрических данных по сетям сотовых операторов (GPRS/EGTS/3G/4G) в диспетчерский центр в протоколе NDTP не ниже v 6.2 от декабря 2016 года, с заданной периодичностью (в диапазоне от 5 секунд).
п. 6.1 Шины. Бескамерные цельнометаллокордные, должны соответствовать максимальной технической массе ТС (с запасом не менее 5 % по несущей способности относительно распределения по осям), индекс скорости - не ниже J, с универсальным рисунком протектора для городских условий эксплуатации с ресурсом не менее 150 000 км пробега до износа. Гарантийный срок должен составлять не менее 24 месяца. На всю партию поставки электробусов должна быть установлена одна марка и модель автошин.
п. 8.4.1 Стеклоочиститель и стеклоомыватель. Стеклоомыватель должен иметь режим "удаления капель" и режим "утреннего автоматизированного удаления инея".
п. 10.1 Высоковольтное электрооборудование электробуса. Токосъемное устройство должно иметь дополнительную ступень изоляции. Допускается применение двух ступеней изоляции от кузова.
п. 10.2. Бортовые источники и приёмники электроэнергии для высоковольтных цепей электробуса. Установлено на двух ступенях изоляции от кузова.
п. 1.4.5 и 2.1 Максимальная длина пути с учётом 5 % движения на подъем 4%, не менее, км. При средней скорости сообщения 12 / 16 / 23 км/ч и крайних значениях температуры воздуха +40 и - 40ОС. Удельный расход электроэнергии, не более, кВт*ч/км при максимальной технической массе. На тягу при скорости сообщения 12 / 16 / 23 км/ч. Общий, с учётом собственных нужд и работы системы климатического контроля при 12 / 16 / 23 км/ч.
п. 10.2 Бортовые источники и приёмники электроэнергии для высоковольтных цепей электробуса. Срок службы блока тяговых батарей должен обеспечивать работу электробуса в течении всего назначенного срока службы. При снижении эксплуатационных характеристик до состояния, не позволяющего осуществлять работу электробуса в соответствии с требованиями настоящего технического задания (более чем на 10%), производитель гарантирует их безвозмездную замену на новые.
п. 6.2.5 и 6.2.7 При покидании рабочего места водителем система должна предупреждать водителя звуковым и световым (контрольная лампа на панели приборов) сигналом о необходимости постановки электробуса на ручник, если электробус удерживается только остановочным тормозом. Датчик должен быть интегрирован в сидение водителя. Электробус должен быть оснащен звуковой сигнализацией предупреждения водителя о не включении стояночного тормоза при отключении выключателя АКБ на щитке водителя и при покидании рабочего места (сигнализация должна срабатывать при покидании сиденья водителем более чем на 1 сек)".
Из пояснений Заявителей следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлены вышеуказанные технические характеристики и параметры электробусов и зарядных станций.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что указанные характеристики и параметры не противоречат положениям статьи 33 Закона о контрактной системе, а также установлены с учетом объекта закупки.
Вместе с тем, Заявителями на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что указанные характеристики и параметры установлены в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе, а также не позволяют сформировать заявку на участие в Аукционе и ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителей.
2. Согласно доводу Заявителей, Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлено требование о производстве оборудования АСКП на территории Российской Федерации.
В соответствии с приложением N 2 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие технические характеристики и параметры электробусов и зарядных станций:
"п. 11 Автоматизированная система диспетчерского управления наземного городского пассажирского транспорта. Оборудование АСКП должно быть российского производства и серийно выпускаться на территории РФ".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии согласились с доводом Заявителей.
Вместе с тем, представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено сведений и документов, подтверждающих, что требование о производстве оборудования АСКП исключительно на территории Российской Федерации установлено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является поставка городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП "Мосгортранс" (код ОКПД2 - 29.10.30.111).
В соответствии с пунктом 13.2 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 656).
Согласно пункту 1 Постановления N 656 установлено, что в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в том числе для кода ОКПД2 - 29.10.30.111.
Пунктом 2 Постановления N 656 установлено, что подтверждением наличия специального инвестиционного контракта является представление копии этого контракта, заверенной руководителем организации, являющейся стороной указанного контракта; подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, и положениям абзацев четвертого - шестого подпункта "б" пункта 1 Постановления N 656 является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; подтверждением страны происхождения товаров является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона содержит код ОКПД2 - 29.10.30.111, который включен в перечень Постановления N 656, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлен запрет в соответствии с Постановлением N 656, в том числе установлено требование о предоставлении специального инвестиционного контракта; акта экспертизы, выданного Торгово-промышленной палатой Российской Федерации; сертификата о происхождении товара по форме СТ-1 в соответствии с Постановлением N 656.
Вместе с тем, Заявителями на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно положениям инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) установлено, в том числе следующее: "Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее - аукционная документация) и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара".
В приложении приложение N 2 к техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования, например, такие как:
"п. 8.11 Пассажирские сидения. Материал должен обладать следующими характеристиками: должен выдерживать разрывные нагрузки в продольном направлении не менее 820 Н; должен выдерживать разрывные нагрузки в поперечном направлении не менее 1300 Н; износостойкий слой - полиакрил 85%, полиэфир 15%; устойчивость к истиранию до разрушения не менее 100000 циклов; прочность связей в продольном направлении должна быть не менее 0,16 кН/м; прочность связей в поперечном направлении должна быть не менее 0,16 кН/м.
п. 8.3 Настил пола. Тест на вдавливание 50 daN/cm2 - 150 mm. Остаточная деформация NF EN 433 < 0,2 mm. Сопротивление стираемости ISO 9352 не более 250 + 50 mg (потеря веса при 1000 циклах). Размеростабильность 6ч при 80°C: NF EN 434 DIN 51942 < 0,4%." и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 30.01.2018 N 18/44/105/85 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в не установлении в документации об Аукционе надлежащим образом требования к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе, в связи с чем, комиссией ФАС России по контролю сфере закупок выдано предписание не учитывать указанные требования при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Брюхановой А.А., Якимова А.Д. обоснованной в части установления Заказчиком, Уполномоченного органа в документации об Аукционе неправомерного требования о производстве оборудования АСКП на территории Российской Федерации.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченным органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе, указанных в пунктах 2, 4 мотивировочный части настоящего решения.
4. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения по делу от 30.01.2018 N 18/44/105/85, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе указанному в пункте 5 мотивировочный части настоящего решения не выдавать.
5. Передать материалы от 15.02.2018 по делу N 18/44/105/129 по нарушениям, указанных в пунктах 2, 4 мотивировочный части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
6. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению, указанному в пункте 5 мотивировочный части настоящего решения, переданы на основании решения по делу от 30.01.2018 N 18/44/105/85 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 февраля 2018 г. N 18/44/105/129 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был