Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 3407-ЭП/18 от 09.02.2018) на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексной эксплуатации, техническому обслуживанию и содержанию зданий, прилегающей территории Комитета по строительству по адресу: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76 / пер. Пирогова, д. 5 в 2018 году (извещение номер 0172200002617000037) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 26.12.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002617000037. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 937 500, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части необоснованного отказа ООО "Петербургская торговая компания "Аврора" в допуске к участию в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителя Заказчика, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.02.2018 N0172200002617000037-1-2, Заявителю (заявка N 9) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: "Основание отклонения:
- п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона;
- пп. 5.4.2 п. 5.4 Раздела 5 Части I Документации.
Обоснование решения:
1) В нарушение требований, установленных п. 19 Части II Документации и Раздела 4 Части III Документации в заявке участника по показателю "Средство предназначено для применения при температуре окружающего воздуха" товара N 6 "Средство для мытья линолеума" указано значение "От +10 до +30", по показателю "Средство не теряет своих свойств при температуре" товара N 17 "Средство для антистатический обработки подоконников" указано значение "От +5 до +30", по показателю "Рабочие температуры применения средства" по товару N 19 "Средство для очистки поверхностей, покрытых лаком" указано значение "От +5 до +25", по показателю "Предназначен для эксплуатации при температурах окружающей среды" по товару N 29 "Кабель" указано значение "От -50 до +45", по показателю "Сечение диода" товара N 31 "Розетки" указано значение "От 1,5 до 2,5", что не соответствует требованиям Технического задания.
В соответствии с Разделом 4 Части III Документации "Предоставляемые сведения о конкретных значениях показателей (за исключением названия показателя) не должны содержать следующие слова или словосочетания "не более", "не менее", "или", "менее", "более", "не выше", "не ниже", "выше", "ниже", "должен", "может", "эквивалент" и их производные и т.п. и не должны допускать двусмысленных толкований".
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком на основании пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в приложении N 7 к Техническому заданию документации о закупке, в том числе: в отношении товарной позиции N 6 "Средство для мытья линолеума" установлено - Средство предназначено для применения при температуре окружающего воздуха: не менее 10 не более 45 °С;
в отношении товарной позиции N 17 "Средство для антистатический обработки подоконников" установлено - Средство не теряет своих свойств при температуре: более 0 не более 40;
в отношении товарной позиции N 19 "Средство для очистки поверхностей, покрытых лаком" установлено - Рабочие температуры применения средства: не менее 5 не более 28°С;
в отношении товарной позиции N 29 "Кабель" - Предназначен для эксплуатации при температурах окружающей среды: не выше -50 и ниже +50°С;
в отношении товарной позиции N 31 "Розетки" установлено - Сечение провода: не менее 1,5 и не более 3,0 мм.
Вышеуказанные показатели установлены Заказчиком в графе 6 "Показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений)" таблицы "Показатели (характеристики) товара или эквивалента предлагаемого товара используемого для оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требований" Приложения N 7 к части III "Техническое задние" документации об аукционе.
Согласно инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в рассматриваемом аукционе, в описании товаров, в соответствии с Приложением N 7 к части III "Техническое задание", содержащем требования к значениям товарам, используемых при оказании услуг, указаны следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2) показатели, для которых указаны варианты значений;
3) показатели, значения которых не могут изменяться;
4) показатели, которые определяются диапазоном значений.
Порядок описания характеристик товара, предлагаемого к использованию при оказании услуг участником аукциона:
по первому виду показателей участник аукциона указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения;
по второму виду показателей участник аукциона выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений;
по третьему виду показателей участник аукциона указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона;
по четвертому виду показателей участник аукциона участник размещения заказа указывает значение, установленное заказчиком.
Конкретные показатели товара, используемого для оказания услуги, указываются в единицах измерения, установленных Заказчиком.
Предоставляемые сведения о конкретных значениях показателей (за исключением названия показателя) не должны содержать следующие слова или словосочетания "не более", "не менее", "или", "менее", "более","не выше", "не ниже", "выше", "ниже", "должен", "может", "эквивалент" и их производные и т.п. и не должны допускать двусмысленных толкований.
Все товары, использующиеся при оказании услуги, должны одновременно соответствовать требованиям соответствующих государственных стандартов, технических регламентов, санитарных норм и иных нормативно-правовых актов (требование на соответствие которым установлено Заказчиком), а также требованиям к товарам, используемым при оказании услуг, установленным в Техническом задании.
В случае если Заказчиком в Техническом задании установлено требование к характеристике(ам) товара, которое противоречит аналогичному требованию соответствующих государственных стандартов, технических регламентов и санитарных норм и иных документов (требование на соответствие которым установлено Заказчиком), то требование нормативного(ых) документов имеет приоритет над требованием установленным Заказчиком.
Конкретные показатели товаров, используемые для оказания услуги, должны быть сформулированы чётко, точно и подробно с учетом требований, соответствующих государственных стандартов, технических регламентов и санитарных норм, а также требований к товарам, используемым для оказании услуги, установленных в Техническом задании.
Участник должен указать характеристики товара по всем позициям, обозначенным заказчиком в Техническом задании. Наименования, сорта (категории, виды, типы) поставляемых товаров, указанные в Техническом задании и в первой части заявки Участника размещения заказа, должны совпадать.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что в заявке участника по показателю "Средство предназначено для применения при температуре окружающего воздуха" товара N 6 "Средство для мытья линолеума" указано значение "От +10 до +30°С", по показателю "Средство не теряет своих свойств при температуре" товара N 17 "Средство для антистатический обработки подоконников" указано значение "От +5 до +30", по показателю "Рабочие температуры применения средства" по товару N 19 "Средство для очистки поверхностей, покрытых лаком" указано значение "От +5 до +25°С",по показателю "Предназначен для эксплуатации при температурах окружающей среды" по товару N 29 "Кабель" указано значение "От -50 до +45°С", по показателю "Сечение диода" товара N 31 "Розетки" указано значение "От 1,5 до 2,5 мм2".
Сопоставив указанные Заявителем в первой части заявки значения показателей с требованиями, установленными в документации, Комиссия УФАС приходит к выводу, что указанные участником значения не выходят за пределы установленных Заказчиком требований. Кроме того, инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе не устанавливает запретов на использование слов "от_до" при заполнении заявки.
Таким образом, у аукционной комиссии не имелось достаточных оснований для принятия решения об отказе ООО "Петербургская торговая компания "Аврора" в допуске к участию в рассматриваемом аукционе.
В связи с чем, Комиссия УФАС усматривает в рассматриваемых действиях аукционной комиссии нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС находит доводы подателя жалобы обоснованными.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств проведения рассматриваемой закупки Комиссия УФАС также усматривает следующее.
Согласно п. 2. ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Анализ содержащейся в документации об аукционе инструкции позволяет сделать вывод о том, что Заказчиком установлены требования к заполнению заявок, которые содержат неопределённые и допускающие двусмысленность требования, в частности, установлено, что предоставляемые сведения о конкретных значениях показателей (за исключением названия показателя) не должны содержать следующие слова или словосочетания "не более", "не менее", "или", "менее", "более", "не выше", "не ниже", "выше", "ниже", "должен", "может", "эквивалент" и их производные и т.п. и не должны допускать двусмысленных толкований.
Вместе с тем, инструкция не содержит закрытый перечень слов и знаков, не допустимых к употреблению в составе заявки (применена аббревиатура "и т.п.").
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, что не позволяет участникам закупки подать заявку в соответствии с фактическими требованиями Заказчика, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Так, из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.02.2018 N0172200002617000037-1-2 следует, что на участие в рассматриваемом аукционе было подано 8 заявок, 7 из которых были отклонены аукционной комиссией.
3. Выявленные нарушения являются существенными, что является основанием для выдачи предписания об устранении вышеуказанных нарушений.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Петербургская торговая компания "Аврора" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика и членов аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Комитет по строительству
наб. р. Мойки, д. 76,
Санкт-Петербург, 190000
ЭТП НЭП
ул. Тестовская, д. 10,
Москва, 123112
ООО "Петербургская торговая компания "Аврора"
пр. Юрия Гагарина, д. 34, корп. 6А, оф. 13,
Санкт-Петербург, 196143
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-831/18
16.02.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании своего решения по делу N 44-831/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Комитету по строительству и его аукционной комиссии устранить нарушения ч. 5 ст. 67, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0172200002617000037;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0172200002617000037 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0172200002617000037 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 26.03.2018.
3. Оператору электронной площадки - ЭТП НЭП:
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе,в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 февраля 2018 г. N 44-831/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2018