Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председатель комиссии - |
.,заместительруководителя управления; |
Члены комиссии: |
., начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, ., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, ., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти. |
при участии со стороны:
1. Уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган, Госкомзакуп Хакасии):
-, на основании доверенности от 15.12.2017 г. N 3.
2.Государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности" (далее - ГКУ РХ "Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности", Заказчик):
-, на основании Приказа от 25.01.2018 N 10/к.
3. В отсутствии Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ГОССНАБ" (далее - ООО "ГОССНАБ"), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, и заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие (вх. от 14.02.2018 года N 658)
рассмотрев жалобу N 11/КСООО "ГОССНАБ" на действия заказчика - Государственного казённого учрежденияРеспублики Хакасия "Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности"при проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники(закупка N0380200000118000232),и результаты проведения внеплановой проверки действий указанногозаказчика и уполномоченного органа,содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г.N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),на заседании комиссии по рассмотрению жалобывелась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 14.02.2018 года входящий N 658 поступила жалоба ООО "ГОССНАБ" на действия заказчика - Государственного казённого учрежденияРеспублики Хакасия "Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности" при проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники(закупка N0380200000118000232).
Заявитель считает, что размеры штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, установленные заказчиком в проекте контракта документации об аукционе, не соответствуют действующему законодательству, а именно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
На основании изложенного, Заявитель просит:
1. Признать жалобу обоснованной;
2. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
19.02.2018 года в адрес антимонопольного органа (вх. N 743)поступил пакет документов от государственного заказчика, а также письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указано следующее.
Указание в проекте контракта размеров штрафов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 не влечет неблагоприятных последствий для потенциального участника закупки.
Кроме того, в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" при расхождении условий договора и положений законодательства, применению подлежат императивные законодательные нормы.
В случае применения штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контракта, заключенного по результатам определения поставщика по закупке N 0380200000118000232, будутпримененены размеры штрафов, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
19.02.2018 года в адрес антимонопольного органа (вх. N 323) поступил пакет документов от уполномоченного органа, в том числе, с указанием о том, что доводы жалобы уполномоченный орган считает необоснованными.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органапояснил, что Законом о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено право участника закупки подать запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. Однако заявитель не воспользовался предоставленным законом правом. Установление в проекте контракта штрафных санкций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 не повлияло на возможность заявителя подать заявку на участие в электронном аукционе.
На основании изложенного, представитель уполномоченного органа просил признать жалобу необоснованной.
Представитель заказчика поддержал вышеуказанные доводы представителя уполномоченного органа, дополнительно пояснив, что факт нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, в части установления размера штрафных санкций, признает.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у государственного заказчика, уполномоченного органа документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы N 11/КСв полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 N 630 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия" утвержден Порядок взаимодействия Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с заказчиками.
Согласно пунктов 2.1.2, 2.1.7, 2.1.8, 2.1.11 указанного Порядка Заказчик:
2.1.2. Направляет заявки (за исключением случаев осуществления заказчиком закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на размещение закупки (далее - заявка) в Госкомитет не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания месяца размещения закупки, указанного в плане-графике закупок.
2.1.7. Утверждает описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также проект контракта и иные сведения и документы, входящие в состав заявки, в целях включения сведений из заявки в неизменном виде в документацию о закупке как часть документации, утвержденную непосредственно заказчиком.
2.1.8. В порядке и сроки, которые установлены Законом о контрактной системе, представляет в Госкомитет разъяснения положений документации, внесение изменений и отмену закупки.
2.1.11. Несет ответственность за нарушение Закона о контрактной системе, в том числе за формирование заявки не в соответствии с информацией, содержащейся в плане-графике закупок.
Согласно пунктов 2.2.1 - 2.2.5 указанного Порядка Госкомитет:
2.2.1. На основании заявок, утвержденных заказчиком, формирует и размещает в единой информационной системе конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений (далее - документация).
Утверждает документацию, за исключением утвержденных сведений, содержащихся в документах, представленных заказчиком в заявке на размещение закупки.
2.2.2. В случае наличия замечаний по форме заявки, по срокам, установленным в плане-графике закупок для размещения извещения, с учетом сроков, указанных в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, отклоняет ее и возвращает заявку заказчику.
Сведения, утвержденные заказчиком в заявке на размещение закупки, изменению и дополнению Госкомитетом не подлежат, но могут быть изменены заказчиком.
2.2.4. Устанавливает требования к содержанию и составу заявки участников закупки на участие в закупке исходя из сведений, утвержденных заказчиком в заявке на размещение закупки.
2.2.5. Осуществляет иные полномочия, установленные Законом о контрактной системе, за исключением полномочий, реализуемых заказчиками.
Пунктом 3 Порядка установлено, что Госкомитет и заказчики несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за действия (бездействие), приведшие к нарушению норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с разграничением функций, предусмотренных настоящим Положением, в том числе в части утверждения документации о закупках.
08.02.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, обоснование НМЦ) о проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники(закупка N 0380200000118000232).
Заказчиком электронного аукциона является - ГКУ РХ "Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности".
Документация об аукционе N ЭА/18-000302 от 08.02.2018 утверждена Председателем Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия О.Д. Ивановой, руководителем ГКУ РХ "Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности" Спириной Еленой Марковной (в соответствии с пунктом 2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 года N 630).
Дата начала подачи заявок 08.02.2018.
Дата окончания подачи заявок 16.02.2018 08:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников22.02.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта 205 000 рублей 00 копеек.
Дата проведения аукциона в электронной форме 26.02.2018.
Таким образом, срок подачи жалобы на положения документации о закупке, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, подателем жалобы не нарушен.
На момент рассмотрения жалобы подано 2 заявки на участие в электронном аукционе. Срок рассмотрения первых частей заявок не истек.
По доводам, указанным в жалобе, комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок вконтракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом;Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 г. N1063 признано утратившим силу(пункт 2 Постановления N 1042).
В свою очередь, в части 8 проекта контракта аукционной документации за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком или поставщиком своих обязательств по контракту предусмотрена ответственность в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N1063, которое, как указывалось ранее, утратило силу.
Следовательно, установление в проекте контракта штрафных санкцийне в соответствии с Постановлением N 1042 является нарушением частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (далее - КоАП РФ).
Таким образом, вышеуказанный довод заявителя нашел свое подтверждение, что дает основание признать жалобу обоснованной.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 11/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Проверка проведена в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки установлены следующие нарушения.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна, помимо прочего, содержать следующую информацию:размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 7.1. Проекта контракта документации об аукционе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В соответствии с пунктом 7.4 Проекта контракта документации об аукционе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 11.1. Проекта контракта документации об аукционе указано, что настоящий контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 30.06.2016 года, но в любом случае до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Заключение договора на прошедший период противоречит общим принципам гражданского законодательства, не предусматривающим совершения действий в прошедшем времени. Установление обязательства по совершению каких-либо действий в прошедшем периоде времени в принципе невозможно.
Следовательно, при вышеизложенных обстоятельствах, фактически становиться невозможнымпредусмотреть (рассчитать) срок действия банковской гарантии при самостоятельном выборе участником её в качестве обеспечения исполнения контракта, поскольку срок действия банковской гарантии напрямую зависит от срока действия контракта.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламентаустановлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией антимонопольного органа установлено, что выявленные нарушения могут повлиять на результаты определения поставщика, в связи с чем, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 3.33Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениямичастей5,8 статьи 34, пункта 8 части 1 статьи 64, части 15 статьи 99, части 4статьи 105, статьи 106, части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу N 11/КСООО "ГОССНАБ" на действия государственного заказчика - Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности" при проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники(закупка N0380200000118000232) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности"нарушившим части 5,8 статьи 34, пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Государственному заказчику - Государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности"выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 21 февраля 2018 г. N 11/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2018