Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - помощника руководителя Московского УФАС России А.А. Князяна,
Членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
при участии представителей:
Администрации поселения Сосенское: И.А. Пахомова (доверенность от 05.03.2018 N01-36-488/8), Р.Ю. Цадаева (доверенность от 05.03.2018 N01-36-487/8), А.В. Солодовникова (доверенность от 05.03.2018 N01-36-487/8),
ООО "Группа компаний Континент": Д.М. Курганова (доверенность от 01.03.2018 Nб/н),
рассмотрев жалобу ООО "Группа компаний Континент" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Сосенское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному благоустройству территории по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, поселок Газопровод, д. 1-4,6-12,14,18 (Закупка N 0148300008318000005) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 02.03.2018 NТФ/10323/18, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к товару "Песок", которые являются взаимозависимыми в соответствии с государственными стандартами и техническими регламентами, тем самым увеличен объем требований к товару, что создает препятствие корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе.
Так например, Заказчиком установлены требования к товару п. 2 "Песок": "Модуль крупности песка: должен быть от 0,7 до 3.5", "Группа песка: должна быть средняя; мелкая; повышенной крупности; крупный; очень мелкий; тонкий".
Вместе с тем например, согласно ГОСТ 31424-2010 "Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня", требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, такая характеристика как "Модуль крупности песка" установлена определенным значением для каждой группы песка. Таким образом, при указании группы песка участником закупки по п. 2 "Песок", а также с учетом выраженного согласия участника закупки на выполнение работ на условиях аукционной документации с использованием товаров, соответствующих требованиям ГОСТ, Заказчику заведомо известен показатель характеристики "Модуль крупности песка" и установление Заказчиком в Форме-2 аукционной документации данного требования носит необъективный характер.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации также установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам:
-п. 11 "Секция (стойки) для сушки белья": "Каркас должен быть выполнен из металлической трубы диаметром не менее 42 и предусматривать вкапываемый вариант установки с заглублением в грунт на не менее чем на 400"; п. 14 "Качели Гнездо": "В целях предотвращения гниения все опорные столбы должны устанавливаться на стальные оцинкованные подпятники, которые при монтаже должны бетонироваться для увеличения жесткости конструкции"; п. 48 "Смеси сухие монтажно-кладочные (пескобетон)": "Толщина слоя 50-150 мм"; п. 77 "Смеси сухие монтажно-кладочные (пескобетон)": "Толщина слоя 50-150 мм"; п. 90 "Смеси сухие монтажно-кладочные (пескобетон)": "Толщина слоя 50-150 мм"; п. 103 "Смеси сухие монтажно-кладочные (пескобетон)": "Толщина слоя 50-150 мм", что является требованием к технологии выполнения работ, а не к качественным характеристикам материала;
-п. 53 "Дорожная разметка", что, по мнению Заявителя, является неправомерным наименованием товара, поскольку дорожная разметка является результатом работ по нанесению линий, надписей и других обозначений на проезжую часть автомобильных дорог, а не наименованием товара, используемого при выполнении работ;
-п. 58 "Смеси бетонные": "Марка по морозостойкости по первому базовому методу", "Марка по морозостойкости по второму базовому методу", при этом согласно ГОСТ 10060-2012 "Бетоны. Методы определения морозостойкости": "Марка по морозостойкости бетона, испытанного в водонасыщенном состоянии, кроме бетонов дорожных и аэродромных покрытий, а также бетонов, эксплуатируемых при воздействии минерализованной воды. Марка по морозостойкости бетона дорожных и аэродромных покрытий и бетона, эксплуатируемого при воздействии минерализованной воды, и определенная при испытании образцов, насыщенных 5%-ным водным раствором хлорида натрия". Таким образом, Заказчиком установлено избыточное требование к показателям, значение которых определяется по результатам проведенных испытания определенной партии товара после его производства;
-п. 27 "Кустарники декоративные с оголенной корневой системой. Гортензия": "высота 0.6-1.0 м"; п. 27 "Кустарники декоративные с оголенной корневой системой. Дерен": "высота 0.7-1.2 м"; п. 38 "Бетонная смесь": "Марка бетона по морозостойкости F100-F300.", п. 76 "Смеси бетонные": "Класс прочности используемого бетона В5-В22,5", п. 83 "Опоры наружного освещения города": "диаметр отверстий во фланце под анкерный болт 20-30 мм", что, по мнению Заявителя, вводит в заблуждение участников закупки, поскольку с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (символы "многоточие", "тире", установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений из данного диапазона, не включая крайние значения, а также слова "диапазон", "в диапазоне" указывают на необходимость указания диапазона значений (с учетом трактовки символов, о включении и не включении крайних значений в соответствие с положениями инструкции) данные характеристики не могут быть указаны участниками закупки в виде конкретного значения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также затруднился пояснить на основании каких технических регламентов установлены подобные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Также Заявитель обжалует установление Заказчиком неправомерных требований к товару п. 43 "Качели": "Игровой модуль должен иметь паспорт изделия, схему сборки и установки", что, по мнению Заявителя, является излишним требованием к поставке, транспортировке и упаковке материалов, что также не влияет на качество выполнения работ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к указанному параметру товаров установлены на основании потребности Заказчика, а также в соответствии со сведениями производителей таких товаров.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие об отсутствии возможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями к вышеуказанному товару, а также свидетельствующие о том, что такие требования являются излишними и не определяют потребность Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о недоказанности и необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно доводам жалобы, Заказчик неправомерно установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с п. 2 приложения N 1 к постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком выбран коды ОКПД2 43.12.11.190 "Работы земляные прочие, не включенные в другие группировки", при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 159 799 771,32 рублей.
При этом в составе своей жалобы Заявитель указывает, что согласно аукционной документации объектом закупки является выполнение работ по комплексному благоустройству территории по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, поселок Газопровод, д. 1-4,6-12,14,18.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при выполнение работ по очистке и благоустройству прудов предусмотрены работы капитального характера, например как устройство основания, установка опор на закладные детали фундамента, установка закладных деталей фундамента, заливка бетоном, прокладка труб в траншее и др.
В связи с вышеизложенным, Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки, так как выполняются требования постановления N 99 в части выбора кода ОКПД 2 и размера начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие неправомерность установления дополнительных требований к участникам закупки, свидетельствующие о том, что работы, предусмотренные аукционной документацией, не относятся к работам по реконструкции, строительству и капитальному ремонту.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Согласно доводам жалобы инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации не содержит указания на раздел и пункты документации, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки формируют предложение в заявках на участие в электронном аукционе.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.17.1 Информационной карты аукционной документации установлено: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
2) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт", что не противоречит требованиям п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссией Управления установлено, что требования к товарам, используемым при выполнении работ, в том числе требования к показателям, позволяющим определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям, установлены в Форме 2 аукционной документации, что также не противоречит положениям ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о недоказанности и необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Группа компаний Континент" на действия Администрации поселения Сосенское обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.А. Князян
Члены Комиссии С.И. Казарин
Д.С. Бруев
Исп. С.И. Казарин 8-495-784-75-05, доб. 182
|
|
1. Администрация поселения Сосенское
Александры Монаховой ул., двлд 30/стр.1, г. Москва, п. Сосенское, п. Газопровод, 142770
2. ООО "Группа компаний Континент"
Армавирская ул., д.27/23, кв.38, г. Москва, 109382
3. ООО "РТС-тендер"
Тараса Шевченко наб., д. 23-А, г. Москва, 121151 |
|
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-2722/77-18 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
07.03.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - помощника руководителя Московского УФАС России А.А. Князяна,
Членов комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
на основании решения Комиссии от 07.03.2018 по делу N2-57-2722/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Группа компаний Континент" на действия Администрации поселения Сосенское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному благоустройству территории по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, поселок Газопровод, д. 1-4,6-12,14,18 (Закупка N 0148300008318000005) (далее - Аукцион), в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 07.03.2018 по делу N2-57-2722/77-18 о нарушении законодательства об осуществлении закупок.
2. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 07.03.2018 по делу N2-57-2722/77-18 о нарушении законодательства об осуществлении закупок.
3. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика в срок до 30.04.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч.7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.А. Князян
Члены Комиссии: С.И. Казарин
Д.С. Бруев
Исп. Казарин С.И. 8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 марта 2018 г. N 2-57-2722/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2018