Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства городского округа Дегтярск",
- уполномоченного органав лице Муниципального казенного учреждения "Централизованная Бухгалтерия городского округа Дегтярск",
- в отсутствиезаявителя в лице ИП Квашнина Александра Петровича, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ИП Квашнина Александра Петровича(625000, г. Тюмень, ул. Ставропольская, д. 2-А, кв. 3) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства городского округа Дегтярск" (623270, Свердловская обл., г. Дегтярск, ул. Калинина, 46), уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения "Централизованная Бухгалтерия городского округа Дегтярск" (623270, Свердловская обл., г. Дегтярск, ул. Калинина, 50), конкурсной комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации на "Строительство газораспределительной сети низкого давления для газоснабжения жилых многоквартирных домов на территории городского округа Дегтярск" (извещение N 0362300301818000006), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту- Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалобаИП Квашнина Александра Петровича (вх. N 01-4047 от 06.03.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства городского округа Дегтярск", уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения "Централизованная Бухгалтерия городского округа Дегтярск", конкурсной комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации на "Строительство газораспределительной сети низкого давления для газоснабжения жилых многоквартирных домов на территории городского округа Дегтярск" (извещение N 0362300301818000006)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а именно показатель оценки заявок "Наличиесертификата ISO 9001, сертификата ISO 14 001, сертификата ISO 18 001, а также наличие у участника конкурса внедренной системы менеджмента качества деятельности по предмету конкурса" носит необъективный характер. Также заявитель указывает на нарушение порядка дачи разъяснений конкурсной документации.
Представители заказчика, уполномоченного органас доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
20 февраля 2018 г. на официальном сайте опубликовано извещение об осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса N0362300301818000006и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 500 000,00 рублей.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки;
б) нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил установлено, что документация о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно п. 23 Правил в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что показатели, раскрывающие содержание критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта" определяются в пункте 3Приложения N 1 к частиI "Общие положения" конкурсной документации.
Согласно пункту 3 Приложения N 1 к части I "Общие положения" конкурсной документации показателем, раскрывающим содержание критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта" является, в том числе:
2 показатель - Наличиесертификата ISO 9001, сертификата ISO 14 001, сертификата ISO 18 001, а также наличие у участника конкурса внедренной системы менеджмента качества деятельности по предмету конкурса - Шкала оценки показателя (баллы): 100 баллов; коэффициент значимости 0,33:
В подтверждение наличия внедренной системы менеджмента качества деятельности по предмету конкурса участник в составе заявки представляет действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO 9001 (с приложениями (при их наличии)), а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение в организации системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.
Представляемые сертификаты ISO 14 001 и ISO 18 001 должны быть действующими (с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля).
Допускается представление интегрированного сертификата ISO.
Количество баллов по данному показателю (С1(о)i), присуждается по следующей шкале оценки:
Объем представленных сертификатов и наличие внедренной системы менеджмента качества |
Количество баллов (С1(о)i) |
Непредоставление ни одного из сертификатов и отсутствие внедренной системы менеджмента качества |
0 |
Представлен только сертификат ISO 9001, отсутствие внедренной системы менеджмента качества |
20 |
Представлен сертификат ISO 9001 и сертификат ISO 14001 и отсутствие внедренной системы менеджмента качества |
40 |
Представлены сертификаты ISO 9001, сертификат ISO 14001, сертификат ISO 18001 и отсутствие внедренной системы менеджмента качества |
60 |
Представлены сертификаты ISO 9001, сертификат ISO 14001, сертификат ISO 18001 и имеется внедренная система менеджмента качества |
100 |
В пункте 3 Приложения N 1 к части I "Общие положения" конкурсной документациитакже определён порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, раскрывающий порядок расчёта количества баллов по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта" (подпункты 3.2.2, 3.2.3.).
В соответствии с ГОСТ ISO 9001:2011 "Системы менеджмента качества" стандарт подготовлен на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Согласно указанному стандарту ISO 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут быть использованы для внутреннего применения организациями, а также в целях сертификации или заключения контрактов. Стандарт направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей и соответствующих законодательных и других обязательных требований.
Стандарт ГОСТ ISO 9001:2011 устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
a) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;
b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.
Таким образом, ISO 9001 подтверждает соответствие организации требованиям, необходимым для качественного проектирования и разработки соответствующих программ.
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пункт 17 части I "Общие положения" конкурсной документациитакже содержит требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению.
При таких условиях, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о том, что конкурсная документация содержит:
а) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта",
б) пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта",
в) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Принимая во внимание тот факт, что конкурсная документация содержит условия, определяющие сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о том, что при реализации права на определение показателей, неразрывно связанных с объектом закупки и раскрывающих содержание критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта работы, связанного с предметом контракта" Заказчиком не было допущено нарушений Закона о контрактной системе.
Кроме того, наличие сертификата ISO 9001 в области предмета конкурса не является требованием к участникам закупки, а является лишь одним из критериев оценки конкурсных заявок участников.
В связи с изложенным, довод заявителя о нарушении заказчиком Закона о контрактной системе в части установления показателя оценки заявок "Наличиесертификата ISO 9001, сертификата ISO 14 001, сертификата ISO 18 001, а также наличие у участника конкурса внедренной системы менеджмента качества деятельности по предмету конкурса"является необоснованным.
Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системелюбой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системев течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Комиссией установлено, что согласно п. 12 части 1 главы 2 Постановления Администрации городского округа Дегтярск N 972-ПА от 06.09.2017 г. "Об утверждении Порядка взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков городского округа Дегтярск" (далее - Постановление N 972-ПА) уполномоченный орган размещает на ЕИС разъяснение положений конкурсной документации, полученные от заказчика.
Также, в соответствии с п. 14 части 2 главы 2 Постановления N 972-ПА заказчики городского округа Дегтярск подготавливают и направляют в уполномоченный орган соответствующие разъяснения положений документации о закупке в течение одного рабочего дня со дня получения от уполномоченного органа уведомления о поступившем запросе участника закупки о разъяснении положений конкурсной документации.
Комиссией установлено, что в нарушение ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе заказчиком 28.02.2018 г. были даны разъяснения положений конкурсной документации NРД1, NРД2 с указанием лица, от которого поступил запрос, в тексте разъяснений.
Также, уполномоченным органом в нарушение ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе 06.03.2018 г. были размещены разъяснение положений конкурсной документации, полученные от заказчика NРД3с указанием лица, от которого поступил запрос (лицо, от которого поступил запрос, указано в названии размещенного файла).
В данных действиях заказчика, уполномоченного органа содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуИП Квашнина Александра Петровичапризнать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства городского округа Дегтярск"выявлено нарушение ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения "Централизованная Бухгалтерия городского округа Дегтярск"выявлено нарушение ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства городского округа Дегтярск", уполномоченному органу в лице Муниципального казенного учреждения "Централизованная Бухгалтерия городского округа Дегтярск",конкурсной комиссиипредписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица ответственного за дачу разъяснений положений конкурсной документации с документами удостоверяющими личность, а так же документами подтверждающие полномочия на действия по даче разъяснений положений конкурсной документацииN 0362300301818000006 на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения __________________ 2018 г. в _______.
6. Обязать уполномоченный орган обеспечить явку должностного лица ответственного за размещение разъяснений положений конкурсной документации с документами удостоверяющими личность, а так же документами подтверждающие полномочия на действия по размещению разъяснений положений конкурсной документации N 0362300301818000006 на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения __________________ 2018 г. в _______.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 марта 2018 г. N 289-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2018