Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Р.И.М Портер Новелли" (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению международного конкурса российских дизайнеров для популяризации потенциала российского легпрома и дальнейшего продвижения конкурентоспособной продукции легкой промышленности российского производства на внутреннем и внешнем рынках", шифр "Потенциал ЛП (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100009518000017) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по показателю "Деловая репутация участника закупки" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2);
2) в Конкурсной документации установлен ненадлежащий Порядок оценки в части определения итогового рейтинга заявки на участие в Конкурсе;
3) в Конкурсной документации установлен ненадлежащий Порядок оценки по показателю "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2) Критерия N 2;
4) Заказчиком не предоставлен ответ на запрос Заявителя о разъяснении положений Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 13.02.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 27 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 06.03.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 07.03.2018.
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
7) к участию в Конкурсе допущено 2 заявки от участников закупки;
8) по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе 2 заявки от участников Конкурса признаны соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признано ООО "АГЕНТСТВО ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 22 500 000 рублей.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в установлении в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по показателю "Деловая репутация участника закупки" (далее - Показатель N 1) критерия "2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий
N 2).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия 60 %;
2) Критерий N 2 - значимость 40 %.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки заявок на участие в Конкурсе: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" содержащий следующие показатели:
1. "Деловая репутация участника закупки" (далее - Показатель N 1);
2. "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2).
В рамках Показателя N 1 установлен следующий порядок оценки:
"Деловая репутация участника закупки подтверждается сведениями о том, что участник закупки является участником Национального рейтинга коммуникационных компаний (далее - рейтинг НР2К) и вошел в ТОП - 10 за период 2015 - 2016 гг.
В качестве подтверждения наличия участника закупки в рейтинге НР2К должна быть предоставлена копия диплома участника, подтверждающая сведения об участии в рейтинге и занимаемое место в этом рейтинге.
По показателю "Деловая репутация участника закупки" учитываются сведения только об участии в Национальном рейтинге коммуникационных компаний НР2К.
Копии документов, выданных на иностранном языке должны сопровождаться переводом на русский язык.
Оценка заявок на участие в конкурсе по показателю "Деловая репутация участника закупки" будет осуществляться согласно следующей шкале зависимости распределения баллов от занимаемого места в рейтинге по итогам 2015 -2016 гг.:
Место в рейтинге Q1 Q2
2015 2016
1 место в рейтинге 50 баллов 50 баллов
2 место в рейтинге 45 баллов 45 баллов
3 место в рейтинге 40 баллов 40 баллов
4 место в рейтинге 35 баллов 35 баллов
5 место в рейтинге 30 баллов 30 баллов
6 место в рейтинге 25 баллов 25 баллов
7 место в рейтинге 20 баллов 20 баллов
8 место в рейтинге 15 баллов 15 баллов
9 место в рейтинге 10 баллов 10 баллов
10 место в рейтинге 5 баллов 5 баллов
Ниже 10-ого места в рейтинг 0 баллов 0 баллов
При отсутствии копии диплома участника, подтверждающей сведения об участии в рейтинге НР2К и занимаемое место в этом рейтинге, при оценке заявок на участие в закупке по показателю "Деловая репутация участника закупки" будет присвоено 0 баллов".
Вместе с тем, в соответствии с положениями Конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по организации и проведению международного конкурса российских дизайнеров для популяризации потенциала российского легпрома и дальнейшего продвижения конкурентоспособной продукции легкой промышленности российского производства на внутреннем и внешнем рынках.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по Показателю N 1 установлен в Конкурсной документации ненадлежащим образом, поскольку не свидетельствует о лучших условиях исполнения контракта и не позволяет однозначно выявить лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок по Показателю N 1, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку оценка заявок на участие в Конкурсе по данному показателю не повлияла на итоговый рейтинг и распределение баллов.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий Порядок оценки в части определения итогового рейтинга заявки на участие в Аукционе, а именно, формула определения итогового рейтинга не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации, в частности Заказчиком учитывается количество членов Конкурсной комиссии.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 14 Правил итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
Согласно Порядку оценки, установленному в Конкурсной документации, "итоговый рейтинг определяется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявок на участие в конкурсе, рассчитанных в соответствии с формулой:
И =(( ЦБi)/n) * 0,6 +(( НЦБi)/n)*0,4, где:
ЦБi - количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Цена Контракта";
НЦБi - количество баллов, присуждаемое по критерию оценки "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
n - количество членов Конкурсной комиссии".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком при расчете итогового рейтинга заявки (предложения) количество членов Конкурсной комиссии учитывается для определения среднего арифметического значения оценок членов Конкурсной комиссии по каждому критерию Порядка оценки, и установлен в связи с необходимостью коллегиального решения конкурсной комиссии в отношении заявок участников Конкурса.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначным образом подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя не представляется возможным.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий Порядок оценки по Показателю N 2, а именно, Заказчиком не определено, что будет оцениваться суммарная цена исполненных контрактов или их количество.
Согласно пункту 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.
В рамках Показателя N 2 установлен следующий порядок оценки:
"Опытом участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема предмету конкурса будет признан опыт по ранее успешно (т.е. без штрафных санкций, без нарушения сроков и качества оказания услуг) реализованным контрактам для государственных и муниципальных заказчиков за период 01.01.2013 - 31.12.2017 гг. стоимостью не менее 15 000 000,00 рублей по организации и проведению конгрессных и презентационных мероприятий на территории Российской Федерации и/или за рубежом; по организации и проведению демонстрационных мероприятий; по организации массовых мероприятий, направленных на продвижение продукции российского производства на внутренние и внешние рынки; по реализации информацинно-коммуникационных проектов. Конкурсная комиссия оценивает опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема путем изучения данных, представленных в форме 4.4 "Сведения о квалификации участника закупки" (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия).
В подтверждение опыта будут засчитаны исполненные контракты, начатые не ранее 01.01.2013 года и завершенные не позднее 31.12.2017 года (включительно), с приложением копий контрактов (с отражением объекта контракта, сроков исполнения и стоимости каждого этапа, в случае нескольких этапов, и работы в целом), актов сдачи-приемки этапа, в случае нескольких этапов, и работы в целом (с приложениями, перечисленными в актах сдачи-приемки). Один представленный контракт (в том числе многолетний) является подтверждением одного проекта.
Представленный контракт в отсутствие актов сдачи-приемки услуг по нему (в отношении всех этапов), не будет считаться подтверждением опыта участника закупки. Заказчик вправе осуществить проверку представленных сведений о контрактах.
При оценке заявок на участие в конкурсе по показателю "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" будут учитываться только услуги сопоставимого предмету лота конкурса характера и объема, опыт оказания которых документально подтвержден".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что согласно Конкурсной документации по Показателю N 2 оценивается именно количество исполненных контрактов, представленных участником Конкурса в составе заявки, в соответствии с требованиями Конкурсной документации.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком не предоставлен ответ на запрос Заявителя о разъяснении положений Конкурсной документации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания сроков такого предоставления.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Извещением, Конкурсной документацией установлено, что дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 06.03.2018.
Согласно пункту 34 информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлена, в том числе, дата окончания срока поступления Заказчику запроса о разъяснении положений конкурсной документации, по завершении которого Заказчик не обязан предоставлять разъяснения конкурсной документации - 28.02.2018, дата окончания срока предоставления Заказчиком разъяснений конкурсной документации - 02.03.2018.
Пунктом 2.2.1. установлено, что любой участник закупки вправе направить Заказчику в письменной форме запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации по адресу Заказчика, указанному в Информационной карте конкурса, при этом пунктом 2.2.2. установлено, что Заказчик обязан в течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к Заказчику в сроки, указанные в Информационной карте конкурса.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Конкурсной документацией запрос подается только в письменной форме, при этом в письменной форме соответствующий запрос в адрес Заказчика Заявителем не подавался.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Р.И.М Портер Новелли" обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Деловая репутация участника закупки".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 13.03.2018 N 18/44/105/180 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 марта 2018 г. N 18/44/105/180
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2018