Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России, Комиссия) в составе:
в присутствии: представителейМБДОУ Детский сад N9 "Аленький цветочек" общеразвивающего вида (далее - Заказчик, Учреждение) - (доверенность от 05.03.2018 N20), (доверенность от 05.03.2018 N21),
в отсутствие представителя ООО "БСК "Оптима" (далее - Заявитель 1), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
представителя ООО "ИнстерСтрой" (далее - Заявитель 2) -(доверенность от 14.03.2018 N 1),
в отсутствие представителей ООО "Элстрой" (далее - Заявитель 3), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
в присутствие представителя ООО "ПСК "Пирамида" (далее - Заявитель 4) - (доверенность от 15.03.2018 N 17),
в присутствие представителя ООО "СтройТех" (далее - Заявитель 5) - (доверенность от 16.03.2018 б/N),
в присутствие представителя ООО "ВудМастер" (далее - Заявитель 6) - (доверенность от 16.03.2018 б/N),
рассмотрев жалобы ООО "БСК "Оптима" (вх.N1554 от 14.03.2018), ООО "ИнтерСтрой" (вх.N1571 от 14.03.2018), ООО "Элстрой" (вх.N1534 от 15.03.2018), ООО "СтройТех" (вх.N1622 от 16.03.2018), ООО "СПК "Пирамида" (вх.N1607 от 16.03.2018) и ООО "ВудМастер" (вх. N 1631 от 16.03.2018)на положения документации и на действия аукционной комиссии Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 9 "Аленький цветочек" общеразвивающего вида при проведении электронного аукциона на выполнение капитального ремонта здания детского сада N9 "Аленький цветочек", с реестровым номером - 0302300116918000001(далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
Заявитель 1 в жалобе указывает, что не согласен с принятым аукционной комиссией решением об отказе в допуске к участию в аукционе заявки ООО "БСК "Оптима" (номер заявки 14).
Основанием для отклонения заявки ООО "БСК "Оптима" послужило отсутствие в первой части заявки информация о конкретных характеристиках кабеля с номинальным сечением основной жилы 2,5 мм2 и единицы измерения номинального размера стороны ячейки в свету сетки тканой с квадратными ячейками.
В обоснование своей позиции Заявитель указывает, что поскольку Заказчиком в Техническом задании установлено требования к жиле меньшего сечения: заземления; нулевая. Согласно того же Приложения 4 к документации о проведении электронного аукциона, данное требование следует читать как: Жила меньшего сечения: заземления или нулевая, т.е. "..участнику закупки необходимо предоставить один из указанных параметров или одно из значений параметра, указанных через данный символ"., а из таблицы 3 ГОСТ 16442-80, в соответствии с которым требуется предоставить информацию о конкретных характеристиках, видно, что меньшая по сечению жила есть только в кабеле с сечением основной жилы 6мм2- это жила заземления сечением 2,5мм2, в то время, как в кабеле с сечением основной жилы 2,5мм2, из-за отсутствия в конкретных характеристик которой была отклонена заявка, нулевая жила и жила заземления имеют одинаковое сечение 1,5мм2. По этой причине ООО "БСК "Оптима" посчитали неправильным указывать кабель с сечением основной жилы 2,5мм2.
Таким образом, по мнению Заявителя 1, в составе заявки предоставлена информация, которая соответствует требованиям документации об электронном аукционе и дает исчерпывающую информацию относительно конкретных характеристик требуемого кабеля.
Второе основание для отклонения заявки ООО "БСК "Оптима" также считает необоснованным, поскольку ГОСТ 3826-82 определяет порядок расшифровки данного условного обозначения, которое следует читать следующим образом: "Сетка с номинальным размером стороны ячейки в свету 0,55 мм, из проволоки диаметром 0,22 мм из низкоуглеродистой стали, группы 2.".
На основании изложенного просит провести внеплановую проверку по доводам, приведенным в жалобе, отменить результаты рассмотрения первой части заявки на участие в открытом аукционе, признать жалобу обоснованной, выдать предписание государственному заказчику и членам аукционной комиссии.
Из содержания жалобыООО "ИнтерСтрой"следует, что Заявитель 2 не согласен с результатами рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
При этом в своей жалобе ООО "ИнтерСтрой" поясняет, что 8 февраля 2018 года аукционная комиссия Заказчика сформировала протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.02.2018 N0302300116918000001-1, по результатам которого все 22 заявки были допущены до участия в электронном аукционе. Электронный аукцион состоялся 12 февраля 2018 года.
14 февраля 2018 года, исполняя Предписание УФАС по Республике Бурятия от N04-50/569 от 13.02.2018 г. на основании решения от 08.02.2018 г. по результатам рассмотрения жалоб пяти Заявителей, комиссия Заказчика:
- разместила в ЕИС извещение об отмене документа "Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.02.2018 N0302300116918000001- 1" и об отмене документа "Протокол проведения электронного аукциона от 12.02.2018 N0302300116918000001-2";
- внесла изменения в аукционную документацию и продлила срок подачи заявок.
При этом Заказчик в таблице сведений о качестве, технических характеристиках товара изменил в пунктах 8,15 и 25 наименования материалов на другие строительные материалы.
9 марта 2018 года аукционная комиссия Заказчика опубликовала в ЕИС протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0302300116918000001. Из 22 заявок комиссией Заказчика было отклонено 20.
Проанализировав пункты, по которым были отклонены заявки, можно сделать следующие выводы. Из 20 отклонённых заявок, только одна под протокольным N32 отклонена исключительно по пунктам, в которых Заказчик изменил строительные материалы на другие при внесении изменений в аукционную документацию от 14 февраля 2018 года.
Что касается заявки ООО "ИнтерСтрой" под протокольным N22, то её отредактировали только в части изменений, внесённых Заказчиком в техническое задание от 14.02.2018 г., поскольку учитывались положительные результаты протокола рассмотрения заявок от 8 февраля 2018 года и справедливо полагали, что конкретные показатели по неизменившимся пунктам указаны нами верно.
Однако 9 марта 2018 года двадцать заявок были отклонены. При этом 19 заявок были отклонены по пунктам, которые остались неизменны ещё с протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08 февраля 2018 года.
На основании изложенного просит рассмотреть настоящую жалобу по существу в порядке и сроки, совершить все необходимые действия по привлечению виновных лиц к административной ответственности в рамках имеющихся полномочий по каждому факту незаконного допуска к участию в электронном аукционе по итогам протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.02.2018 N0302300116918000001-1, установленные действующим законодательством РФ, осуществить внеплановую проверку процедуры определения поставщика.
При этом на заседании Бурятского УФАС России представитель ООО "ИнтерСтрой" пояснил, что при этом не обжалует действия аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в аукционе заявки Заявителя 2 согласно протоколу от 09.03.2018 года.
ООО "Элстрой" считает, что документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
1. В нарушение части 8 статьи 70 Закона о контрактной системе в Проекте контракта установлено, что "14.7. Настоящий Контракт составлен в двух экземплярах на русском языке, по одному для каждой из Сторон. Все экземпляры имеют одинаковую юридическую силу".
Таким образом, Заказчик, устанавливая в проекте контракта условие о составлении контракта в двух экземплярах, т.е. в бумажном виде, нарушает часть 2 и часть 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в приложении N 1 к проекту контракта "Техническое задание" установлены условия оплаты, согласно которым оплата производится Заказчиком путем безналичного перевода денежных средств на расчетный счет подрядчика по факту выполнения работ на основании актов приёмки выполнения работ, подписанных обеими сторонами в течение 15 (пятнадцати) банковских дней.
3. В сметной документацией не предусмотрено использование товара "доски хвойных пород" сортов: отборный, 1, 4; толщиной, мм: от 19 до 22, от 32 до 40, товара "бруски хвойных пород" сорта: отборный; толщиной, мм: от 40.Следовательно, Заказчиком установлены требования к товару, который не будет использоваться при выполнении работ, что не позволяет считать достоверным содержащееся в аукционной документации описание рассматриваемой закупки, чем нарушается п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
4. В аукционной документации Заказчиком установлены требования к таким расходным материалам как-то: "Гвозди толевые круглые", "Болты с шестигранной головкой", "Гвозди проволочные оцинкованные", "Брусья хвойных пород" и др.
Приведенные материалы, являются составной частью используемых при выполнении работ материалов, либо вообще не становятся составной частью результата работ (являясь вспомогательными материалами при выполнении работ) в связи с чем требование об указании участником закупки в первой части заявки сведений о показателях таких товаров также является недопустимым и нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 3 статьи 66 и пункт 1 части 1 статьи 33 Закона (Бурятское УФАС решение от 02.08.2017 N 04-50/267-2017 (N 0102200001617002305).
5. В аукционной документации надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок, среди прочего позволяющая определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя), что указывает на нарушение Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в Инструкции Заказчик указывает, что "в случае если значение какого-либо параметра товара или параметр товара не нормируется, не определяется, не применяется, не используется, не регламентируется, отсутствует в соответствующем межгосударственном стандарте на товар, в предлагаемом значении такого параметра следует указать не нормируется или отсутствует или поставить прочерк".
Из содержания п.п. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе следует, что участник закупки должен указать конкретные показатели используемого при выполнении работ товара, к которым слова "не нормируется" или прочерк "-" не относится.
Таким образом, Заказчик, предусмотрев в Инструкции по заполнению первой части заявки требование об указании прочерка или слова "не нормируется", тогда как в силу п.п. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе указание данных слов и символов не предусмотрено, допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Вместе с тем опубликование Заказчиком на официальном сайте разъяснения положений документации о закупке изменяют суть документации о закупке и вводят в заблуждение участников закупки, а именно: разъяснения от 27.02.2018 N РД8, в связи с чем Заказчиком нарушена часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Так, Заказчик в разъяснении положений документации об электронном аукционе противоречит Инструкции к заполнению заявки, а именно в части: "участнику следует указать диапазонное (неточное) значение, соответствующее межгосударственному стандарту", в частности требованиям ГОСТ 28013-98.
7. Приложением N 4 к аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" п. 26 "Кирпич" приведено требование на соответствие ГОСТ Р 57347-2016, ГОСТ 530-2012, и указано: "Должен быть рядовой, пустотелый...Номинальная длина, мм: 288; 250. Номинальная ширина, мм: от 60 до 138. Номинальная толщина, мм: от 55 до 88".
Номинальные размеры кирпича регламентирует только ГОСТ 530-2012, согласно табл. 2, которого для кирпича рядового при длине 288 мм номинальный размер ширины может быть только 138 мм, а не возможность указания иных значений, противоречащих указанному стандарту.
Пунктом 28 "Бетон" Заказчиком установлено: "Требуется соответствие бетона ГОСТ 26633-2015. Марка по морозостойкости: F]200; Fi 150; Fj 100... Отсутствие/ наличие воздухововлекающих добавок".
Однако согласно п. 4.4.3 ГОСТ 26633-2015, бетонные смеси для бетонов марки по морозостойкости F]200 следует изготовлять с применением воздухововлекающих (газообразующих) добавок.
Таким образом, Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного просит приостановить размещение закупки до рассмотрения жалобу по существу, признать жалобу заявителя обоснованной, отменить протоколы электронного аукциона и обязать Заказчика устранить выявленные нарушения законодательства о контрактной системе и внести соответствующие изменения в аукционную документацию, выдать в адрес Заказчика предписание об устранении нарушения законодательства о закупках.
ООО "СтройТех" не согласен с решением аукционной комиссии об отклонении первой части заявки в связи с тем, что в пункте 20 Кабели.Участником для данного показателя в заявке указана следующая единица измерения: Номинальное сечение основной жилы, мм2: 4. Номинальное сечение нулевой жилы, мм2: 2,5. Таким образом, участником закупки предоставлена информация, которая не соответствует требованиям документации об электронном аукционе (Инструкции) и ГОСТ 16442-80, что является основанием для отклонения по п. 1и п. 2 ч.4 ст. 67 Закона N44-ФЗ, в пункте 29 "Блок оконный пластиковый с двухкамерным стеклопакетом" Участником в заявке указаны следующие характеристики Оконного блока: Толщина стекла, мм: 4. Толщина стеклопакета, мм. 58. Ширина дистанционной рамки, мм: 14. Согласно Инструкции по заполнению заявки участник закупки несет ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях используемого товара. Исходя из выбранных участником значений показателей "Толщина стекла" и "Ширина дистанционной рамки" значение показателя "Толщина стеклопакета" должно быть равно 40 мм. Таким образом, участником закупки предоставлена недостоверная информация, что противоречит Инструкции по заполнению заявки и является основанием для отклонения по п.1 ч.4 ст. 67 Закона N44-ФЗ.
По мнению Заявителя 4 отклонение заявки является необоснованным, польку ГОСТ 16442-80, на который ссылается Заказчик, посвящен техническим характеристикам продукции, а не написанию единиц измерения. Технические параметры кабеля указаны в заявке верно. Указание данных единиц измерения не препятствует оценке соответствия товара ГОСТ 16442-80 и конкурсной документации. Некорректное указание единицы измерения не должно было привести к непониманию заказчиком характеристик требуемого товара, так как имелась ссылка на ГОСТ 16442-80. Указанные сведения не содержат противоречивых сведений и позволяют обеспечить правильное понимание существа закупки, в том числе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки. Толщина двухкамерного стеклопакета может варьироваться от 30 до 58 мм. Размеры зависят от индивидуальных замеров помещения и пожеланий клиента. Толщина стеклопакета шириной 58 мм является одной из самых востребованных на российском рынке оконных конструкций. Данная закупка проводится для здания детского сада, а чем больше толщина, тем теплее будет в помещении. Также данная толщина обладает повышенными характеристиками звукоизоляции.
Можно изготовить окно, с указанными нами характеристиками. Есть компании, которые готовы это сделать. В подтверждение прикладываем информационное письмо.
При отклонении заказчик не ссылается на ГОСТ, на основании которого он сделал вывод, что не может существовать блок оконный пластиковый с двухкамерным стеклопакетом с характеристиками толщина стекла, мм: 4; толщина стеклопакета, мм, 58; имеется фиксатор от открывания окон детьми; ширина дистанционной рамки, мм: 14.
На основании изложенного просит признать жалобу обоснованной.
ООО "СПК "Пирамида" также не согласно с решением аукционной комиссии, отраженным в протоколе от 09.03.2018 N 0302300116918000001.
Согласно данному протоколу заявка Заявителя 5 отклонена в связи с тем, что в пункте 17.1 "Плиты теплоизоляционные" участником для данного товара указан товарный знак производителя - Технониколь. Согласно информации, полученной от производителя и сведениям из Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" все теплоизоляционные плиты, выпускаемые Технониколь имеют фирменное наименование, более того, каждое наименование товара зарегистрировано как самостоятельный товарный знак. Согласно Инструкции по заполнению заявки участник закупки представляет в любой удобной форме сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания ("при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара. Участником не предоставлена информация, предусмотренная ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ (сведение о фирменном наименовании и товарном знаке товара) и Аукционной документацией, что является основанием для отклонения заявки по п.1 ч.4 ст. 67 Закона N44-ФЗ.
По пункту 27 "Кабель силовой"участником для показателей "Номинальное сечение основной жилы", "Номинальное сечение нулевой жилы", "Номинальное сечение жилы заземления" в заявке указана единица измерения - "мм2". Таким образом, участником закупки предоставлена информация, которая не соответствует требованиям документации об электронном аукционе (Инструкции) и ГОСТ 16442-80, что является основанием дляотклонения по п. 1 и п. 2 ч.4 ст. 67 Закона N44-ФЗ. ".
Заявитель 5 уутверждение аукционной комиссии о том, что Участник закупки не предоставил информацию (сведение о фирменном наименовании и товарном знаке товара) и о несоответствии предоставленной информации требованиям, установленным документацией об аукционе (указал единицу измерения мм2), неверно, ошибочно и не соответствует действительности.
В первой части заявки Участник закупки - ООО "СПК "ПИРАМИДА" предоставил конкретные показатели товара используемого при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а именно:
- в пункте 17.1 "Плиты теплоизоляционные" Участником закупки указан товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование - ТЕХНОНИКОЛЬ.
Все предложенные Участником закупки конкретные показатели "Плит теплоизоляционных" соответствуют значениям, установленным документацией об аукционе, и соответствуют описанию продукции, области применения и основным физико-механическим характеристикам продукции выпускаемой под товарным знаком ТЕХНОНИКОЛЬ торговой марки ТЕХНОВЕНТ ЭКСТРА (информация с официального сайта ТЕХНОНИКОЛЬ, адрес в сети Интернет: http://www.tn.ru/).
ТЕХНОВЕНТ ЭКСТРА- это торговая марка, она не является товарным знаком, знаком обслуживания, фирменным наименованием, так как не зарегистрирована надлежащим образом Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Участник закупки - ООО "СПК "ПИРАМИДА" не имел законного права указать в первой части заявки "торговая марка ТЕХНОВЕНТ ЭКСТРА", так как это не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, который требует указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Написание (обозначение) единицы измерения в виде "мм2" или "мм2", является равнозначным, одинаковым, общепринятым и означающим одну и туже единицу измерения "квадратный миллиметр".
На основании изложенного просит отменить (аннулировать) результат проведения электронного аукциона, протокол N0302300116918000001-2-1_от 12.03.2018 года и протокол подведения итогов электронного аукциона N0302300116918000001-3 от 12.03.2018 года, обязать Государственного заказчика провести процедуру рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе повторно, обязать Государственного заказчика провести процедуру электронного аукциона повторно, признать настоящую жалобу обоснованной.
ООО "ВудМастер" в своей жалобе не согласен с действиями аукционной комиссии, выразившимися в отказе в допуске к участию в аукционе заявки с порядковым номером 16 по причине того, что в пункте 17 "Плиты теплоизоляционные"участником в заявке указаны следующие характеристики плит: Полужесткие. Изготавливаются из минеральной ваты на основе базальтовых пород. Размер: длина 1200 мм. Также участником для данного товара указан товарный знак "КТ- вент" и наименование производителя Научно-технический центр "КровТрейд". Согласно сведениям, полученным от производителя товара теплоизоляционные плиты, выпускаемые под товарным знаком "КТ-вент" изготавливаются только жесткими и длиной 1000 мм. Таким образом, участником закупки предоставлена недостоверная информация, что противоречит Инструкции по заполнению заявки и является основанием для отклонения по пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В обоснование своей позиции Заявитель 6 указывает, что в соответствии с таблицей "Технические характеристики плит КТБазальт", расположенной на официальном сайте производителя, плиты КТ-вент производятся длиной 1200 мм. и имеют плотность 70-90 кг/м3, что соответствует плотности для полужестких плит в соответствии с таблицей N3 "Физико-механические показатели плит" ГОСТ 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия": плиты с плотностью св. 55 до 90 кг/м3 включительно имеют марку ПП, что соответствует полужестким плитам (Таблица 1 - Виды, марки и рекомендуемая область применения плит ГОСТ 9573-2012).
На основании изложенного просят провести проверку действий Заказчика, признать данную жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Представители Заказчика с доводами жалоб не согласились, представили пояснения согласно письменным отзывам. Считают действия Заказчика при подготовке аукционной документации соответствующим требованиям Закона о контрактной системе, аукционная комиссия Заказчика при рассмотрении первых частей заявок действовала в строгом соответствии с требованиями аукционной документации и законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного просит признать жалобы заявителей необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и изучения, представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
15 января 2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N0302300116918000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 366 029,12 рублей.
15.02.2018 года по предписанию Бурятского УФАС России Заказчиком внесены изменения в извещение и аукционную документацию.
На дату и время окончания подачи заявок 08 часов 00 минут 05 марта 2018 года подано 22 заявки на участие в аукционе.
I. Доводы жалобы ООО "Элстрой" о наличии в проекте контракта условия о подписании контракта в бумажном виде,о нарушении части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, об отсутствии с аукционной документации инструкция по заполнению заявок, позволяющей определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя),Комиссией Бурятского УФАС России оставлены без рассмотрения на основании пункта 4 части 10 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что по жалобе на те же действия принято решение контрольного органа в сфере закупок.
1. Довод о том, что сметной документацией не предусмотрено использование товара доски сортов 4 и досок толщиной, мм от 19 до 22, от 32 до 40, товара бруски сорта отборный толщиной, мм от 40 является несостоятельным.
Так как Заказчиком представлена информация о том, что использование указанных материалов предусмотрено следующими позициями Сметных расчетов:
- Локальный сметный расчет N1: доски толщиной от 19 до 22 мм - поз. 72 сметы, доски толщиной от 32 до 40 мм - поз.77, поз. 90, поз. 200, бруски от 40 мм - поз.81.
- Локальный сметный расчет N3: доски 4 сорт- поз.32.
2. Согласно части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право, заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
В зависимости от своих потребностей Заказчик вправе установить требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, к размерам, к упаковке, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта Закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям.
Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 304-КГ14-3003, согласно которому Заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
Установление требований к товарам "Болты с шестигранной головкой", "Гвозди проволочные оцинкованные", "Брусья хвойных, пород" обусловлено потребностью Заказчика в соответствующем всем строительным нормам и правилам результату работ, который бы сохранял свои свойства на протяжении продолжительного периода времени.
Необходимость использования указанных в жалобе товаров также подтверждается сметными расчетами (разделы 3 и 4 Сметного расчета N1).
Таким образом, из всего вышеизложенного, довод жалобы является необоснованным.
3. Довод о том, что в подпункте б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона-о контрактной системе не предусмотрено указание символа прочерк или слова "не нормируется" признается несостоятельным, в силу того, что указанная норма регламентирует содержание первая часть заявки (согласие и значения показателей товаров), между тем, данная норма не устанавливает порядок указание данных сведений.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе порядок заполнения заявки должен устанавливаться инструкцией по ее заполнению.
Заказчиком разработана инструкция и исходя из толкования указанных в ней значений символа прочерк или слова "не нормируется", следует, однозначный вывод, что данные символ и слово в случае их указания участником закупки в заявке для Заказчика будут являться конкретными значениями показателя.
4. Довод о размещении разъяснений, изменивших суть документации об аукционе, является несостоятельным, поскольку Заказчиком в опубликованных разъяснениях даны конкретные (недвусмысленные) ответы на поступивший запрос, которые соотносятся с установленными Заказчиком в Инструкции требованиями.
5. Довод жалобы ООО "Элстрой" об установлении требований к материалам, несоответствующие показателям ГОСТ, признается необоснованным, поскольку в частности по позиции "Кирпич" участникам предоставлено право выбрать одно из значений длины, мм: 288 либо 250, поскольку разным значениям длины соответствуют разные значения ширины, следовательно, установление требований к ширине кирпича, мм: от 60 до 138, не противоречит требованиям стандарта и не является нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4.4.3 ГОСТ 26633-2015, бетонные смеси для бетонов марки по морозостойкости F1200 следует изготовлять с применением воздухововлекающих добавок.
Вместе с тем, Заказчиком предусмотрена возможность указания в первой части заявок других марок бетона по морозостойкости: F1150, F1100, в которых воздухововлекающие добавки не применяются.
II. Жалоба ООО "БСК "Оптима" признается необоснованной в силу следующего.
Согласно размещенной Заказчиком Инструкции в случае если значение какого-либо параметра товара или параметр товара не нормируется, не определяется, не применяется, не используется, не регламентируется, отсутствует в соответствующем межгосударственном стандарте на товар, в предлагаемом значении такого параметра следует указать "не нормируется" или "отсутствует", или поставить прочерк.
Таким образом, если в кабеле с номинальным сечением основной жилы 2,5 мм.,жила меньшего сечения отсутствовала, участник Закупки вправе был это указать. Об этом Заказчик указал и в Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 27.01.2018 NРД2 (ответ на вопрос 9).
Кроме того, согласно пункту 1.2 ГОСТ 16442-80 трех-, четырех- и пятижильные кабели должны иметь все жилы одинакового сечения или одну жилу меньшего сечения (жилу заземления или нулевую).
Таким образом, жила меньшего сечения в кабеле с номинальным сечением основной жилы 2,5 мм может присутствовать.
По доводу об отсутствии единицы измерения "Номинального размера стороны ячейки в свету" Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу о том, что указанное основание не может являться достаточным для отклонения заявки, вместе с тем, поскольку заявка ООО БСК "Оптима" подлежала отклонению по причине непредставления информации о конкретных характеристиках кабеля с номинальным сечением основной жилы 2,5 мм2, действия аукционной комиссии не противоречат требованиям статьи 67 Закона о контрактной системе.
III. Жалоба ООО "ИнтерСтрой" также признается необоснованной, в связи с тем, что фактически данным участником обжалуются действия комиссии, оформленные протоколом от 08.02.2018 года, который по предписанию Бурятского УФАС России отменен.
Из пояснений представителя Заявителя 2 на заседании комиссии Бурятского УФАС России следует, что с отказом в допуске к участию в аукционе заявки ООО "ИнтерСтрой", согласно протоколу от 09.03.2018 года, ООО "ИнтерСтрой" согласен.
IV. По первому доводу жалобы ООО "СтройТех" представители Заказчика на заседании Комиссии Бурятского УФАС России согласились, что указанная им в заявке единица измерения показателя номинальное сечение основной жилы и номинальное сечение нулевой жилы "мм2" соответствует требованиям аукционной документации и не допускает двусмысленного толкования.
Вместе с тем, второе основание для отклонения заявки участника закупки признается Комиссией Бурятского УФАС России обоснованным, поскольку согласно п. 4.2 ГОСТ 24866-2014 стеклопакеты в зависимости от числа камер подразделяют на типы: СПО - однокамерные;СПД - двухкамерные.
Из рисунка 1 ГОСТ 24866-2014 следует, что толщина стеклопакета равна сумме толщины всех стекол и ширине дистанционных рамок.
Заявка участника содержит следующие характеристики Блока оконного пластикового с двухкамерным стеклопакетом: Толщина стекла, мм: 4. Толщина стеклопакета, мм, 58. Ширина дистанционной рамки, мм: 14. Соответствует ГОСТ 24866-2014.
В конструкции двухкамерного стеклопакета используются три стекла и две дистанционные рамки.
Исходя из выбранных участником значений показателей "Толщина стекла" - 4 мм и "Ширина дистанционной рамки" - 14 мм значение показателя "Толщина стеклопакета" должно быть равно 40 мм. Участником же указано, что стеклопакет имеет толщину 58 мм.
V. Доводы ООО "СПК "Пирамида" в части незаконного отказа в допуске к участию в аукционе по причине непредставления в заявке сведений о фирменном наименовании и товарном знаке, признаются обоснованными.
Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе представлены конкретные показатели, наименование страны происхождения и товарный знак плиты теплоизоляционной - ТЕХНОНИКОЛЬ.
Согласно доводам Заказчика, обозначениеплиты теплоизоляционной "ТЕХНЛОВЕНТ ЭКСТРА" является фирменным наименованием или товарным знаком, который должен быть представлен в первой части заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем, представителями Заказчика и Заявителя 5 представлены на обозрение Комиссии Бурятского УФАС России копии сертификатов соответствия разных сроков действия на плиты минераловатные теплоизоляционные ТЕХНО с покрытием и без покрытия, согласно которым ТЕХНОВЕНТ ЭКСТРА является торговой маркой.
Гражданским кодексом Российской Федерации не установлено понятие "марка".
Понятие "Торговая марка"*(1) содержится в "Современном экономическом словаре", согласно которому это оригинально оформленный специальный отличительный знак торгового предприятия, торговой фирмы, который они вправе размещать на продаваемых товарах, изготовленных по заказу данной фирмы. Чаще всего торговая марка представлена графическим изображением, оригинальным названием, особым сочетанием знаков, букв, слов.
В письме Северо-Западного таможенного управления РФ от 03.11.2000 N 01-28-07/12862 "О рекомендациях по совершенствованию процедуры контроля таможенной стоимости" торговая марка определяется как специальный знак или "лого", который служит для различения товаров промышленного или коммерческого предприятия.
В соответствии с п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе , изобретения; полезные модели; промышленные образцы; фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
В соответствии со ст. 1479 Гражданского кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Термины "товарный знак" и "торговая марка" можно считать синонимами, однако первый из них является общепринятым в системе интеллектуальной собственности, а также охраняемым объектом, тогда как термин "торговая марка" таковым не является, хотя и используется в экономической литературе маркетинговой направленности*(2).
Таким образом, отсутствие регистрации товарного знака в установленном законодательством порядке свидетельствует об отсутствии его правовой защиты как средства индивидуализации.
В соответствии с п. 3 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Исходя из вышеуказанных норм, гражданское законодательство допускает использование незарегистрированных обозначений в отношении товаров при условии, что такие обозначения не создают вероятность смешения с зарегистрированным товарным знаком, что также подтверждает отсутствие законодательно установленной обязанности регистрации торговой марки.
Комиссия УФАС установила, что действующим законодательством Российской Федерации не установлена обязанность юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять действия, направленные на регистрацию торговой марки (средства индивидуализации).
На заседание Комиссии УФАС Заказчиком не представлено документальных доказательств, подтверждающих наличие зарегистрированного в установленном порядке товарного знака в отношении указанного в первой части заявки Заявителя товара - ТЕХНОВЕНТ ЭКСТРА.
Кроме того, частью 3 ст. 66 Закона о контрактной системе не установлено требование о предоставлении в первой части заявки марки товара.
Согласно доводам аукционной комиссии Заказчика, плиты теплоизоляционные обладают фирменным наименованием ТЕХНОВЕН ЭКСТРА.
Однако,в соответствии с п. 1 ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо обязано иметь фирменное наименование.
Следовательно, в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство содержит указание на фирменное наименование юридического лица, а не товара.
На основании изложенного, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки ООО "СПК "Пирамида" по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.03.2018 N 0302300116918000001.
В действиях аукционной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
VI. Жалоба ООО "ВудМастер" признается обоснованной в силу следующего.
В заявке участника указаны характеристики плит теплоизоляционных: Полужесткие. Изготавливаются из минеральной ваты на основе базальтовых пород. Размер: длина 1200 мм. Товарный знак "КТ- вент" и наименование производителя Научно-технический центр "КровТрейд".
Аукционная комиссия принимала решение на основе сведений, полученным от производителя товара теплоизоляционные плиты, согласно которым выпускаемые под товарным знаком "КТ-вент" плиты, изготавливаются только жесткими и длиной 1000 мм. (Заказчиком представлена переписка по электронной почте с представителем указанного производителя).
Вместе с тем, представителем ООО "ВудМастер" направлен запрос в ООО "Научно - технический центр "КровТрейд", на что был получен ответ о возможности изготовления плиты теплоизоляционной, полужесткой, на основе базальтовых пород, с длиной 1200 мм, плотностью 70-90 кг/м3.
Кроме того, в соответствии с таблицей "Технические характеристики плит КТБазальт" расположенной на официальном сайте производителя плиты КТ-вент производятся длиной 1200 мм. и имеют плотность 70-90 кг/м3, что соответствует плотности для полужестких плит в соответствии с таблицей N3 "Физико-механические показатели плит" ГОСТ 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия": плиты с плотностью св. 55 до 90 кг/м3 включительно имеют марку ПП, что соответствует полужестким плитам (Таблица 1 - Виды, марки и рекомендуемая область применения плит ГОСТ 9573-2012).
Таким образом, заявка ООО "ВудМастер" необоснованной отклонена аукционной комиссией Заказчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
решила:
1. Признать жалобы ООО "БСК "Оптима", ООО "ИнтерСтрой, ООО "Элстрой" и ООО "СтройТех"необоснованными;
2. Жалобы ООО "СПК "Пирамида" и ООО "ВудМастер" признать обоснованными;
3. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившим часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
-------------------------------------------
*(1) Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.
"Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)
*(2) пар. 6.5 гл. 6 учебника "Право интеллектуальной собственности", Судариков С.А., "Проспект", 2010
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 19 марта 2018 г. N 04-50/130-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2018