Резолютивная часть решения оглашена "15" марта 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено "20" марта 2018 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель -руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Н.,
вприсутствии на рассмотрении жалобы (после перерыва) представителя администрации Петровского района Тамбовской области <_>,
в отсутствие представителей:
МКУ "Учреждение по техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов местного самоуправления Петровского района Тамбовской области",
заявителя ООО "Ригель",
рассмотрев жалобуООО "Ригель" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Учреждение по техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов местного самоуправления Петровского района Тамбовской области" при проведении электронного аукциона N 0164300025118000001 на выполнение работ по ремонту фасада здания, расположенного по адресу: Тамбовская область, Петровский район, с. Петровское, пл. Ленина, д.8а,и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Петровского района Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) 19.02.2018 опубликовалана официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка"извещение N 0164300025118000001 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту фасада здания, расположенного по адресу: Тамбовская область, Петровский район, с. Петровское, пл. Ленина, д.8а (далее - Аукцион).
Заказчик - муниципальное казённое учреждение "Учреждение по техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов местного самоуправления Петровского района Тамбовской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 971 823,00 руб.
ООО "Ригель", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России. В качестве доводов Заявитель указал, что Заказчик в техническом задании установил требования к материалам, которые содержат излишне подробные и детализированные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, поясненияЗаказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1.Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу Заявителя, считает её обоснованной по нижеследующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено при описании в документации о закупке объекта закупки использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав Техническое задание (приложение N 1 к аукционной документации), установила, что в отношении ряда товаров, указанных в техническом задании документации об Аукционе, установлены излишне подробные и детализированные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, в том числе не предусмотренных законодательством о контрактной системе, о результатах испытаний товаров, технологических процессах их изготовления и компонентом (химическом) составе.
Так, например:
- по позиции 12 Технического задания "Цемент" Заказчиком установлены следующие требования: "Должен соответствовать ГОСТ 31108-2003. Марка: ЦЕМ I, ЦЕМ II или ЦЕМ III; вид цемента: нормальнотвердеющий или быстротвердеющий; Прочность на сжатие в возрасте 28 сут.*: до 62,5 МПа содержание минеральных добавок: присутствуют или отсутствуют; содержание портландцементного клинкера*: 35 - 100 % массы; содержание шлака*: не более 65% массы; содержание пуццолан, золы-уноса, глиежа или обожженного сланца, известняка, микрокремнезема*: не более 20% массы; содержание вспомогательных компонентов*: не более 5 % массы; класс прочности цемента: 32,5Н, 32,5Б, 42,5Н, 42,5Б, 52,5Н или 52,5Б; начало схватывания*: не ранее 45 мин; содержание оксида серы (VI) SO3*: не более 4,0 % массы цемента; класс материалов по удельной эффективной активности естественных радионуклидов не ниже 1; суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов* до 370 Бк/кг";
по позиции 13 Технического задания "Песок": "Должен соответствовать ГОСТ 8736-2014. По группе крупности песок: очень мелкий-мелкий, средний-крупный. Класс песка должен быть: 1/2. Модуль крупности*: св. 1,0 до 3,0. Содержание в песке частиц менее 0,16 мм*: не более 15% по массе. Полный остаток на сите 063,% по массе*: до 65. Содержание в песке части более 5 мм*: не более 15% по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе*: не более 5. Содержание глины в комках, % по массе*: не более 0,5. Природный песок при обработке раствором гидроксида натрия не должен придавать раствору окраску, соответствующую и темнее цвета эталона. Аэфф, Бк/кг*: до 740. Песок не должен содержать посторонних засоряющих примесей. Допустимое содержание пород и минералов не должно превышать следующих значений: - аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) *: не более 50 ммоль/л; - слюда*: не более 2% по массе; - галлоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора*: не более 0,15% по массе; - уголь*: не более 1% по массе. Класс материала по удельной эффективной активности естественных радионуклидов: 1-2"
и другие позиции Технического задания с подобными излишними требованиями.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что требования к товару (материалам), указанныев Техническом задании,установлены исходя из потребностей Заказчика и в соответствии с требованиями ГОСТов, наименования которых указаны в техническом задании.
Однако Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заказчик не обосновал и не представил подтверждающих доказательств, чем вызвана такая потребность Заказчика излишне детализировать требования к товарам, их компонентам, результатам испытаний и т.д., тем более они содержатся в соответствующих ГОСТах, в том числе поименованных Заказчиком в документации аукциона. Излишняя детализация ведет к затруднению подготовки заявки и, как следствие, к риску отклонения участников закупки и ограничению их количества. Тем более в силу требований действующего законодательства производители товара не обязаны сообщать покупателям и указывать в сопроводительных документах все результаты проведенных испытаний и подробное содержание по компонентам и химсоставу изготовленных товаров и (или) веществ, из которых они изготовлены.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком при утверждении документации об Аукционе части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России установлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
2.1. По позиции N8 Технического задания "Труба профильная" Заказчиком установлено требование к товару не в соответствии с действующим стандартом, что затрудняет подачу заявки на участие и вводит участников закупки в заблуждение.
Так, Заказчиком по указанной позиции установлены следующие требования:
"Должна соответствовать ГОСТ 8639-82. Трубы стальные могут быть бесшовными горячедеформированными или бесшовными холоднодеформированными или электросварными или электросварными холоднодеформированными или изготовленные методом печной сварки. Точность изготовления труб нормальная/высокая. Требуются трубы наружным размером 80 мм. Толщина стенки не должна быть менее 5 мм. Радиус закругления труб не должен быть более 10 мм. Трубы могут быть длиной: немерной в пределах от 1,5 до 12,5 м или мерной от 4,0 до 12,5 м. Предельные отклонения наружного размера труб не должны превышать 1,5 %. Предельные отклонения толщины стенки труб должны находиться в пределах от -15 до +12,5%....".
Предельные отклонения по наружным размерам, толщине стенки и вогнутости сторон установлены в п. 6 ГОСТа8639-82 "Трубы стальные квадратные" и не должны превышать указанных в табл.2.:
Наименование параметров |
Предельные отклонения размеров труб при точности изготовления |
|
нормальной |
высокой |
|
Наружные размеры для бесшовных горячедеформированных труб, а также труб печной сварки для бесшовных холоднодеформированных, а также труб электросварных, электросварных холоднодеформированных, электросварных горячекалиброванных размером до 30 мм для бесшовных холоднодеформированных, а также труб электросварных, электросварных холоднодеформированных, электросварных горячекалиброванных размером свыше 30 до 50 мм для бесшовных холоднодеформированных, а также труб электросварных, электросварных холоднодеформированных, электросварных горячекалиброванных размером свыше 50 мм Толщина стенки: для труб горячедеформированных для труб холоднодеформированных (бесшовных и электросварных), а также труб печной сварки: при толщине стенки 3,5 мм при толщине стенки >3,5 мм для труб электросварных и электросварных горячекалиброванных ___. |
_1,5%
_0,3 мм
_0,4 мм
_0,8%
+12,5% -15,0%
_12,5%
_12,5%
_10,0%
|
_1,25%
_0,25 мм
_0,3 мм
_0,8%
+12,5% -15,0%
_12,5%
_10,0%
_10,0% |
Заказчик объединил предельные отклонения размеров труб для всех параметров, что не соответствует ГОСТу 8639-82 и нарушает п.1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Аналогичное неправомерное объединение характеристик товара допущено Заказчиком и по некоторым другим позициям Технического задания.
2.2.В пункте 3.6. проекта муниципального контракта Заказчиком установлено следующее:"В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком предусмотренных Контрактом обязательств, Заказчик вправе произвести оплату по Контракту только после перечисления Подрядчиком соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) или произвести оплату путем выплаты Подрядчику суммы, уменьшенной на сумму неустойки (штрафа, пени)".
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Право Заказчика производить оплату товара только после перечисления поставщиком штрафа, пени не предусмотрено действующим законодательством о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что пункт 3.6.проекта контракта противоречит части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в части возможности Заказчика оплатить контракт после перечисления поставщиком штрафа, пени, а потому неправомерная часть подлежит исключению из контракта.
2.3. Согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию, в том числе,о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о такомаукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0164300025118000001 от 13.03.2018 составлен с нарушением требований п.2 ч.6 ст. 67 Закона о контрактной системе. В протоколе в обосновании решения об отказе в допуске не указаны положения документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем.
Таким образом, данные действия аукционной комиссии Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.4. В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается (часть 5 статьи 67).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 13.03.2018 аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок и приняла решение об отказеучастнику аукциона, подавшего заявку N 2, по следующему основанию:
"п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ: По п.З, 4, 10 - не указана конкретная торговая марка".
При этом ни Законом о контрактной системе, ни документацией Аукциона не предусмотрено указание участником закупки в своей заявке торговой марки предлагаемого товара.
Указанное основание стало единственным для отклонения заявки N2 от участия в аукционе.
Данные действия аукционной комиссии Заказчика, принявшей решение об отказе участнику закупки (заявка N 2) в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссия Тамбовского УФАС России считает действия аукционной комиссии Заказчика по принятию решения о соответствии заявок участников закупки (NN 5, 6) требованиям аукционной документации не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
Так, Заказчиком в Техническом задании по позиции 13 "Песок" указано следующее: "Должен соответствовать ГОСТ 8736-2014.По группе крупности песок: очень мелкий-мелкий, средний-крупный_".
Согласно Инструкции по заполнению заявки, которая входит в состав Технического задания, "Перечисление значений через запятую (" , ") означает необходимость поставки товара со всеми перечисленными вариантами характеристики, либо, если совмещение в одном товаре сразу двух перечисленных значений невозможно - нескольких товаров по данной позиции, которые будут различаться по этой характеристике".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 13.03.2018 аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок NN5, 6 и приняла решение о соответствии их требованиям документации об Аукционе.
Комиссия Тамбовского УФАС России не соглашается с таким решением аукционной комиссии.
Так, в заявке N 5 по позиции 13 указано, в том числе, следующее: "По группе крупности песок: мелкий".
В заявке N 6 по позиции 13 указано, в том числе, следующее:"По группе крупности песок: мелкий, средний".
Тогда как, согласно приведенному положению Инструкции по заполнению заявки участникам Аукциона необходимо указать все группы крупности песка, т.е. очень мелкий-мелкий, средний-крупный.
Данные действия аукционной комиссии Заказчика, принявшей решение одопуске участников закупки, подавших заявки NN5, 6, нарушают часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ригель" обоснованной.
2. Признать Заказчика - МКУ "Учреждение по техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов местного самоуправления Петровского района Тамбовской области" нарушившимч. 13.1 ст. 34, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей ч. 4, ч.5 и п. 2 ч.6 ст. 67 Закона о контрактной системе
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии заказчика, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 2, ч. 2.1, ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Н.Е. Козлова
Исп.: Козлова Н.Е.
тел: 8 (4752) 72-73-44
МКУ "Учреждение по ТИХОД ОМСУ Петровского района Тамбовской области"
393070, Тамбовская обл., Петровский р-н, Петровское с., ул. Интернациональная, 25
tihod@r44.tambov.gov.ru
ИНН 6813006930
Администрация Петровского района
Тамбовской области
393070, Тамбовская обл., Петровский р-н, Петровское с., ул. Интернациональная, 25
econ@r44.tambov.gov.ru
ООО "Ригель"
392501, Тамбовская обл, Тамбовский р-он, с. Донское, ул. Советская, д. 418
rigeltamb@mail.ru
ИНН 6820029181
АО "Единая электронная торговая площадка"
115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5 info@roseltorg.ru
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делуNРЗ-34/18о нарушении законодательства
о контрактной системе
Резолютивная часть предписания оглашена "15" марта 2018 года.
В полном объеме предписание изготовлено "20" марта 2018 года.
г.Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель -руководительуправления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
на основании своего решения от 20.03.2018 по делу N РЗ-34/18 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Аукционной комиссии МКУ "Учреждение по техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов местного самоуправления Петровского района Тамбовской области" отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 13.03.2018, составленный в ходе проведения электронного аукциона N 0164300025118000001.
2. Заказчику - МКУ "Учреждение по техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов местного самоуправления Петровского района Тамбовской области" внести изменения в аукционную документацию электронного аукциона (извещение N 0164300025118000001), приведя ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения Тамбовского УФАС России от 13.03.2018 по делу N РЗ-34/18.
3. Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в аукционе N 0164300025118000001 с учетом требований части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, а также назначить новую дату проведения Аукциона.
4. Оператору электронной площадки (АО "Единая электронная торговая площадка"):
- отменить протокол проведения электронного аукциона;
- обеспечить программную возможность исполнения п.п. 1, 2, 3 настоящего предписания;
- назначить время проведения Аукциона и разместить информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, о внесении изменений в аукционную документацию электронного аукциона (извещение N 0164300025118000001) и новом сроке подачи заявок, дате проведения аукциона.
5. Настоящее предписание исполнить в срок до 30 апреля 2018 года.
6. Лицам, указанным в настоящем предписании, сообщить и представить доказательства его исполнения в Тамбовское УФАС России в срок до "30" апреля 2018 года.
Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Н.Е. Козлова
Исп. Козлова Н.Е.
тел. 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 марта 2018 г. N РЗ-34/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2018