Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 6219-ЭП/18 от 13.03.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию, проведению ремонта и разработке документации для создания интерактивных схем комплексных систем обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга в 2018 году (извещение номер 0172200004518000006) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 26.02.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172200004518000006. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 593 755, 78 рублей.
В жалобе ООО "Доминант" указывает на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе, которые выразились, по мнению Заявителя, в следующем:
- в размещении в ЕИС разъяснений, которые изменяют суть документации об аукционе;
- в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе;
- в нарушении порядка описания объекта закупки, путем установления требований, ограничивающих количество участников закупки, а также требований к товарам, не соответствующих требованиям ГОСТ.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в жалобе.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком документами и сведениями, приходит к следующим выводам.
1. Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 указанной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 ст. 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
07.03.2018 Заказчиком были опубликованы разъяснения положений аукционной документации, согласно которым Заказчиком даны пояснения относительно порядка заполнения заявок на участие в аукционе, а также уточнено значение показателя характеристики товара, входящего в предмет закупки.
Сопоставив содержание, опубликованных Заказчиком разъяснений положений документации об аукционе, с содержанием документации, Комиссия УФАС приходит к выводу, что указанные разъяснения изменяют суть документации об аукционе, поскольку указанный Заказчиком порядок заполнения заявки, указанный в разъяснениях, не соответствует порядку, уставленному в документации, а указанное в разъяснениях значение показателя "сброс сигнала должен производится с приемно-контрольного прибора отключением питания извещается на время не менее 2 с" не соответствует значению, указанному в документации.
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
2. В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе.
По своему смыслу, инструкция по заполнению заявок на участие в торгах должна способствовать правильному представлению участниками закупки в составе заявки сведений, предусмотренных Законом о контрактной системе и документацией об аукционе.
В приложении N 11 к Техническому заданию документации об аукционе (АУ_КСОБ_ТЗ_11[2].docx) Заказчиком установлен порядок заполнения рекомендуемой формы "СВЕДЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И КАЧЕСТВЕННЫХ, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ", где установлено, что 1. данный порядок указан в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона, исходя из условий, предусмотренных документацией об аукционе, а именно:
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
2. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
3. Заказчиком, в целях определения соответствия товара, предлагаемого к поставке участником закупки, установлены требования к описанию конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в техническом задании документации об аукционе.
В описании товара заказчиком использованы следующие виды показателей:
- показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
- показатели, для которых указаны варианты значений;
- показатели, значения которых не могут изменяться;
- показатели, которые определяются диапазоном значений.
Заказчиком установлен порядок описания характеристик товара, предлагаемого к поставке участником закупки:
по первому, второму виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения, варианты значений;
по третьему виду показателей участник закупки указывает значение, установленное заказчиком;
по четвертому виду показателей участник закупки указывает диапазон значений
Вместе с тем, Комиссия УФАС констатирует, что вышеуказанный порядок не позволяет участникам закупки надлежащим образом заполнить соответствующую заявку, поскольку не содержит условий отнесения указанных в документации значений к тому или иному показателю, указанному в инструкции. Указанное подтверждается многочисленными запросами, поступившими в адрес Заказчика относительно порядка заполнения заявок на участие в рассматриваемом аукционе (запросы 2-8).
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком в документации об аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены Заказчиком в приложении N 5 к Техническому заданию документации "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках оборудования, используемого при выполнений работ по обслуживанию оборудования КСОБ".
Проанализировав содержание указанной части документации об аукционе, Комиссия УФАС констатирует, что Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении закупаемых работ, которые могут быть известны только после проведения соответствующих испытаний.
В частности, в отношении товарной позиции N 3 Заказчиком установлено следующее: краска должна представлять собой пасту, состоящую из пигментов и наполнителей или соответствующего пигмента, затертых на олифе с введением сиккатива или без него. Цвет коричневый или темно- серой. Массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее 10. Массовая доля летучих веществ по ГОСТ 8292-85, %, не более 9,0. Укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более 100. Степень перетира, мкм, не должна быть более 50. Время высыхания при температуре (202) °С до степени 3, ч, не более 24. Твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3, условные единицы, не менее 0,1. Марка MA-015 или MA-025.
В соответствии с ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия (с Изменением N 1)", ссылка на который содержится в документации при описании товарной позиции 3, массовая доля летучих веществ определяется по ГОСТ 17537-72 "Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ (с Изменениями N 1-3)".
ГОСТ 17537-72 определяет метод определения массовой доли летучих и нелетучих веществ, который заключается в нагревании пробы лакокрасочного материала при определенной температуре в течение заданного промежутка времени или до достижения постоянной массы и определения массовой доли летучих и нелетучих веществ по разности результатов взвешивания до и после нагревания.
Таким образом, для указания конкретного значения показателя "Массовая доля летучих веществ" участник закупки должен иметь соответствующий товар в наличии и провести предусмотренные ГОСТ испытания товара для определения значений показателя.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, что нарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Аналогичные требования к товарам, требующие от участников закупки проведения соответствующих испытаний для определения конкретного значения показателя, предлагаемых к использованию товаров, установлены в отношении товарных позиций 1, 5, 7, 9, 25.
4. Как уже было отмечено выше, в силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчик при описании товарной позиции N 34 "Труба гибкая гофрированная тип 1" установил следующее требование: Трубы должны быть изготовлены в соответствии с ГОСТ 32126.1-2013.
Вместе с тем, ГОСТ 32126.1-2013 "Коробки и корпусы для электрических аппаратов, устанавливаемые в стационарные электрические установки бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Общие требования" не определяет требований к изготовлению труб гибких гофрированных.
При таких обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушено требование п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС находит жалобу Заявителя обоснованной.
5. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Доминант" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. п. 2 ч. 1 ст. 64, 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
|
Комитет по физической культуре и спорту ул. Миллионная, д. 22, Санкт-Петербург, 191186
ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" Большой Саввинский пер., д. 12,стр. 9, Москва, 119435
ООО "Доминант" ул. Благодатная, д .53, стр. А,пом. 8-Н Санкт-Петербург, 196105
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-1339/18 об устранении нарушений законодательства о закупках
20.03.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании своего решения по делу
N 44-1339/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Комитету по физической культуре и спорту и аукционной комиссии устранить нарушения ч. 5 ст. 65, п. 2 ч. 1 ст. 64,п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0172200004518000006;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0172200004518000006 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0172200004518000006 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 14.05.2018.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 марта 2018 г. N 44-1339/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2018