Резолютивная часть решения оглашена 23.03.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
членов Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Изидолг" (г. Сочи) на положения документации об электронном аукционе на право заключить гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку автомобилей (микроавтобусов) для нужд учреждений социального обслуживания Владимирской области (N закупки 0128200000118000863) в присутствии:
представителя заказчиков - ГБУСО Владимирской области "Хольковский психоневрологический интернат", ГБУСО Владимирской области "Копнинский психоневрологический интернат", ГБУСО Владимирской области "Новлянский дом-интернат для престарелых и инвалидов", ГБУСО Владимирской области "Киржачский комплексный центр социального обслуживания населения", ГБУСО Владимирской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Кольчугинского района", ГБУСО Владимирской области "Вязниковский комплексный центр социального обслуживания населения":
Заявитель, уполномоченный орган надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 212-04/2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Изидолг" (далее- Заявитель, Общество) на положения документации об электронном аукционе на право заключить гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку автомобилей (микроавтобусов) для нужд учреждений социального обслуживания Владимирской области (N закупки 0128200000118000863).
По мнению заявителя, документация указанного совместного электронного аукциона составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
заказчиком нарушены части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе - отсутствуют все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, а также размеры штрафов в виде фиксированной суммы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 1042 от 30.08.2017.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Заказчиком установлена начальная (максимальная) цена контракта 13 500 000 рублей.
Вместе с тем в пункте 8 проекта контракта указано:
1. "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате штрафа в размере 1% от цены Контракта, что составляет _________ рублей".
2. "За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплаты штрафа в размере 5000,00 (Пять тысяч) рублей. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:".
В соответствии с требованиями частей 1,2 статьи 70 Закона о контрактной системе на стадии заключения контракта не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением включения цены контракта, предложенной победителем, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника-победителя.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчиков, в свою очередь, по данной жалобе поясняет, что заказчиком установлены оптимальные размеры штрафов, которые укладываются в цену контракта.
Также отмечает, что во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 при заключении контракта с победителем он внесет конкретный размер штрафа в виде фиксированной суммы штрафа, тем самым выполнит действия не предусмотренные статьей 70 Закона о контрактной системе.
Таким образом, представитель заказчиков полагает, что в рассматриваемом случае отсутствуют значительные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которые бы способствовали нарушению прав и законных интересов участников данной закупки.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
01.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000118000863 на поставку автомобилей (микроавтобусов) для нужд учреждений социального обслуживания Владимирской области.
Начальная (максимальная) цена контракта: 13 500 000,00 российских рублей.
Заказчиком в аукционной документации было установлено предусмотренное статьей 30 Закона о контрактной системе в сере закупок условие о том, что участникам закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
23.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) был опубликован протокол проведения электронного аукциона, согласно которому минимальное ценовое предложение составляет 11 063 333,33 рублей.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствие с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствие с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила) размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.
Согласно пункту 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Согласно пункту 5 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Согласно пункту 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
В нарушение требований части 5, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик в проекте контракта не указал информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б" пункта 4 Правил, подпунктами "а", "б" пункта 5 Правил, подпункта "а" пункта 9 Правил, а также в пункте 8.6 проекта контракта некорректно указал информацию предусмотренную подпунктом "б" пункта 9 Правил.
Таким образом, указанный довод заявителя нашел свое подтверждение.
Однако по результатам электронного аукциона снижения цены контракта ниже 10 000 000 рублей не произошло, следовательно, необходимость в замене размеров штрафов в рассматриваемом случае отсутствует.
Кроме того, выявленное нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок не повлияло и не могло негативно повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Изидолг" (г. Сочи) на положения документации об электронном аукционе на право заключить гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку автомобилей (микроавтобусов) для нужд учреждений социального обслуживания Владимирской области (N закупки 0128200000118000863) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 5, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Руководствуясь пунктом 3.35 Административного регламента предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать ввиду того, что выявленное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 марта 2018 г. N Г 212-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2018