Резолютивная часть оглашена
21.03.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалобы ООО "ТЛТ-Полимер", ООО "ИнтерКомплекс", ООО "Регион Строй", ИП Варламовой И.С. на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в с.п. Александровка, с.п. Бахилово муниципального района Ставропольский Самарской области (извещение N0142300027118000038, начальная (максимальная) цена контракта - 3 105 700,00 рублей)
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалобы ООО "ТЛТ-Полимер", ООО "ИнтерКомплекс", ООО "Регион Строй", ИП Варламовой И.С. на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в с.п. Александровка, с.п. Бахилово муниципального района Ставропольский Самарской области (извещение N0142300027118000038).
ООО "ТЛТ-Полимер" указывает, что заказчик не предоставил сведения, которые необходимы для заполнения заявки на участие в аукционе, заказчиком неправильно выбран метод определения НМЦК, неверно сформирован состав лота.
ООО "ИнтерКомплекс" указывает, что к материалам установлено требование о проведении испытаний.
ООО "Регион Строй" указывает, что Заказчиком установлены излишние требования к материалам, применен неверный формат, допущено отступление от ГОСТов, неверно определена дата окончания подачи запросов разъяснений.
ИП Варламовой И.С. указывает, что заказчиком неверно установлено требование о предоставлении декларации соответствия участника, документация об электронном аукционе не может содержать требование к оформлению и форме заявки на участие в аукционе, документация содержит противоречащую информацию о разделе и (или) пункту документации закупки, при подготовке заявки на участие в закупке потенциальные участники лишены возможности достоверно указать конкретные характеристики материалов.
Представители заявителей просят признать жалобы обоснованными, обязать заказчика внести изменения в аукционную документацию, привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности.
Представитель заказчика против доводов заявителя возражали, просили отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав доводы заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что техническое задание содержит функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В адрес заказчика от ООО "ТЛТ-ПОЛИМЕР" поступил запрос о даче разъяснений, на который заказчиком был дан ответ в установленный Законом о контрактной системе срок.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенный в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом жалоба ООО "ТЛТ-ПОЛИМЕР" в части доводов о неправильном выборе метода определения НМЦК перенаправляется в Управление финансами Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области.
ООО "ТЛТ-ПОЛИМЕР" указывает, что заказчиком объединены в лот невзаимосвязанные объекты.
Предметом аукциона является Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в с.п. Подстепки, с.п. Ягодное, с.п. Тимофеевка, с.п. Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области. Данные работы технологически и функционально взаимосвязаны между собой. Работы являются однородными, взаимозаменяемыми и одноименными, поскольку содержатся в одних группах, согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности относятся к одним кодам.
На основании вышеизложенного доводы жалобы ООО "ТЛТ-ПОЛИМЕР" следует признать необоснованными.
2. ООО "ИнтерКомплекс" указывает, что заказчиком утверждена аукционная документация с нарушением действующего законодательства.
Согласно доводам заявителя заказчиком установлены избыточные требования к материалам, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, которые являются излишними.
В пункте 2 Технического задания содержится, "что потеря массы должна быть: при испытании щебня в сухом состоянии более 19% из интрузивных пород >34%, при испытании на истираемость не более 45%, при распаде не >7%. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф не должна превышать 740 Бк/кг. Потеря массы после испытания на насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание должно быть: не более 10%.
Инструкция по заполнению первой части заявки закрепляет, что "значения показателей, сопровождающихся словами "менее", должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного; значение показателей, сопровождающихся словами "не более", должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного, включая крайнее значение, значения показателей, сопровождающихся словами "не менее", должны иметь конкретное значение, которое больше установленного, включая крайнее значение.".
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Положение указанной статьи обязывает участника закупки при исполнении контракта применить материалы с теми характеристиками, которые были указаны на этапе подачи заявок.
Таким образом, участнику закупки необходимо либо приобрести все требуемые материалы и провести в отношении них испытаний для определения таких значений до подачи заявок, либо нести риски того, что при исполнении контракта будут применяться материалы с показателями, отличными от указанных в контракте, что будет являться основанием для привлечения его к гражданско-правовой ответственности.
Указанные требования не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянства. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к описанию материалов.
Подобные положения аукционной документации Заказчика усложняют подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
Установление заказчиком требований к детализации значений, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и поставки, приводит к ограничению количества участников, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ при установлении требований к содержанию заявки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
Доводы заявителя обоснованы, в действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части утверждения ненадлежащей инструкции.
Комиссия Самарского УФАС России усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного доводы ООО "Интеркомплекс" следует признать обоснованными.
3. ООО Регион строй" указывает, что в ходе размещения извещения об осуществлении закупки заказчиком, уполномоченным органом допущены существенные нарушения, не позволяющие участникам закупки заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
В пунктах 2 "Щебень, указано: Насыщение в растворе сернокислого натрия -высушивание не должность быть", 4 "Бетон указано: Жесткость не может быть более 10с.", 14 "Бетон" Технического задания, указано: Наибольшая крупность заполнителя должна быть не более 20 мм..". При этом предлог "не" указан в формате картинки.
ООО "Регион строй" в адрес заказчика направлялся запрос разъяснений, касающийся данного довода жалобы, однако заказчик в ответе на запрос проигнорировал требование о внесении изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссия Самарского УФАС России признает в действиях заказчика нарушения принципов открытости, прозрачности и доступности, предусмотренных статьями 1, 6, 7 Закона о контрактной системе.
В пункте 8 Провода изолированные для воздушных линий электропередачи медные марки М, номинальным сечением мм2. Провод, состоящий из одной или скрученный из нескольких медных проволок. Число проволок менее 2. Срок службы должен быть не менее 25 лет. Разрывное усилие провода, кН, более 1,5.
Провод состоящий из одной или скрученный из нескольких медных проволок. Число проколок менее 2. Согласно инструкции значение показателей, сопровождающихся словами "менее", должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного. Провод не может состоять из нескольких медных проволок. Таким образом, заказчиком установлены взаимоисключающие требования к количеству проволоки.
В аукционной документации заказчиком установлен срок службы медной проволоки, который должен быть не менее 25 лет. В соответствии с ГОСТ 839-80 в п. 2.10 установлено, что срок службы медного провода марки М составляет не менее 45 лет.
Заказчиком показатель разрывного усилия провода, установлен в кН, не более 1,5.
В соответствии с ГОСТ 839-80 разрывное усилие провода измеряется в Н.
Номинальное сечение, масса 1 км мм2 провода,кг |
Расчетные данные провода марки М |
||||
Сечение, мм2 |
Диаметр провода,мм |
Электрическое сопротивление 1 км провода постоянному току при 20 С, Ом, не более |
Разрывное усилие провода, Н, не менее |
|
|
4 |
3,94 |
2,2 |
4,6009 |
1661 |
35 |
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения".
Таким образом, заказчик в аукционной документации установил более широкий диапазон, чем предусмотрен ГОСТ.
В пункте 14 Технического задания установлено требование к Бетону: Морозостойкость не должна быть более F 1400".
Данное требование не соответствует ГОСТ 26633-2015, согласно которому максимальная морозостойкость F11000 или F2500.
Комиссия Самарского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в пункте 24 Технического задания установлена, что разрывная нагрузка рогожи должна быть не менее 1058923 Н.
Разрывная нагрузка ткани установлена ГОСТ 3813-72. Согласно таблице 2 составляет 49,00 Н.
Таким образом, вышеуказанные доводы жалобы ООО "Регион строй" Комиссия Самарского УФАС России признает обоснованными.
ООО "Регион строй" считает, что заказчик неправомерно отказал в даче разъяснений положений документации.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заявителем указанный срок для подачи запроса разъяснений был пропущен, в связи с чем, заказчик правомерно отказал в даче разъяснений ООО "Регион строй".
Таким образом, довод жалобы ООО "Регион строй" о неправомерности отказа в даче разъяснений положений документации следует признать необоснованным.
4. ИП Варламова И.С. указывает, что заказчиком в Приложении N 2, аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации о соответствии участника такого аукционе требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Из буквального содержания указанной нормы следует в каких случаях она подлежит применению.
Запросов разъяснений по данному доводу жалобы в адрес заказчика не поступало.
ИП Варламова И.С. ссылается на то, что документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, Приложение N 5: "10) при заполнении заявки следует использовать обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в документации об аукционе".
Нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика при описание объекта закупки не усматривается, поскольку указанные требования не относятся к форме заявки.
ИП Варламовой И.С. указывает, что документация содержит противоречащую информацию о разделе и (или) пункте документации о закупке.
Заказчик на заседании комиссии пояснил, что в приложении N 1 является ознакомительным для участников, в нем содержатся все основные условия закупки. В Приложении N1 указано: Описание объекта закупки, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг, потребностям заказчика, а также количество необходимых товаров, работ, услуг: в соответствии с техническим заданием (приложение N5), локальными ресурсными сметными расчетами (приложение N7), дефектными ведомостями (приложение N6) и документацией об электронном аукционе.
Приложение N5 подчеркивает, что при описании конкретных показателей следует опираться на значения, установленные в Приложении N 1 и сметных расчетах, являющихся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
ИП Варламова И.С. указывает, что заказчиком установлены избыточные требования к описанию материалов.
В разделе Технического задания аукционной документации, помимо прочего указаны характеристики товара, предполагаемого к использованию в ходе выполнения работ - брусков, а именно:
- характеристики по трещинам: трещины пластевые и кромочные, в том числе входящие в торец неглубокие размером не более 1/3 длины пиломатериала.
- характеристики по порокам: покоробленность продольная по пласти и кромке, крыловатость: допускается стрела прогиба не более 0,2 %.
Комиссией Самарского УФАС России признается что, на этапе подготовки заявки на участие в торгах, в ходе которых используются пиломатериал как товар, их точные характеристики по перечисленным порокам и дефектам древесины определить невозможно. Данное обстоятельство объясняется тем, что древесина является природным материалом, обладающим высокой степенью изменчивости строения и свойств, в том числе и пороков древесины. Отсюда следует, что значения показателей качества древесины пиломатериалов от партии к партии могут изменяться.
Кроме того, в техническом задании указано, что Щебень из природного камня для строительных работ, со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,0 г/см3. Фракция должна быть 20-40 мм*. ГОСТ 8267-93.
Согласно ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: св. 20 до 40 мм.
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки: Значения показателей, отмеченные "*" не конкретизируются.
Таким образом, у участников закупки отсутствуют возможность предложить щебень с фракцией "св. 20 до 40 мм", который будет соответствовать п. 4.2.1 ГОСТ 8267-93.
Комиссия Самарского УФАС России усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ
На основании изложенного доводы жалобы ООО "ТЛТ-Полимер следует признать необоснованными, доводы жалобы ООО "Интеркомплекс" следует признать обоснованными, доводы жалобы ООО "Регион Строй" следует признать частично обоснованными, доводы жалобы ИП Варламовой И.С. частично обоснованными.
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о возможности не выдавать предписание об устранении нарушений, поскольку эти нарушения не повлияли на результат закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЛТ-Полимер" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Интеркомплекс" обоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Регион строй" частично обоснованной.
4. Признать жалобу ИП Варламов И.С. частично обоснованной.
5. Признать в действиях заказчика нарушение статей 1, 6, 7 Закона о контрактной системе, пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4. 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 марта 2018 г. N 202-13619-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2018