Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: "_" - начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: "_"- старший государственный инспектор отдела контроля закупок,
члены Комиссии: "_" - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу ООО "Новострой" (далее - Заявитель), поступившую 13.03.2018 г. (вх. N 1645э) и от 14.03.2018 г. (вх. N1747э), на положения документации об электронном аукционе "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения муниципального образования "Город Ижевск"" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000118000352, далее - Аукцион), а также осуществив внеплановую проверку на основании статей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 19.03.2018 г. в присутствии:
представителей Заказчика - МКУ г.Ижевска "СБиДХ": "_" (доверенность N43 от 19.03.2018 г.), "_" (доверенность N 14 от 01.02.2018 г.), "_" (доверенность N 41 от 15.03.2018 г.);
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР": "_" (доверенность N 4-юр от 01.02.2018 г.), "_" (доверенность N 1-юр от 01.02.2018 г.);
представителей Заявителя - ООО "Радонеж": "_","_""_" (доверенность от 19.03.2018 г.);
слушателей: "_","_".,
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 20.03.2018 г. в присутствии:
представителей Заказчика - МКУ г.Ижевска "СБиДХ": "_" (доверенность N43 от 19.03.2018 г.), "_" (доверенность N 14 от 01.02.2018 г.), "_" (доверенность N 41 от 15.03.2018 г.);
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР": "_" (доверенность N 4-юр от 01.02.2018 г.), "_" (доверенность N 1-юр от 01.02.2018 г.);
представителей Заявителя - ООО "Радонеж": "_","_". (доверенность от 19.03.2018 г.);
слушателей: "_""_"
УСТАНОВИЛА:
13.03.2018 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения документации об Аукционе.
14.03.2018 г. из Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в Удмуртское УФАС России поступила аналогичная жалоба Заявителя.
По мнению Заявителя, документация об Аукционе содержит требования к показателям товара, подлежащего применению при выполнении работ (щебень - "содержание зерен пластичной (лещадной) и игловатой формы - (до 10% по массе включ. или (св.10 до 15% по массе включ.)", асфальтобетонная смесь - "потеря массы при испытании щебня - (до 25% включ.) или (св.25 до 35%)", песок для строительных работ - "полный остаток на сите N 063 - (св. 30 до 45% по массе)"), значения которых становятся известны по итогам проведения технологических испытаний, и предоставление сведений о которых в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе не представляется возможным. По мнению Заявителя, заказчиком допущены нарушения требований пунктов 1, 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, представитель Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, представили для приобщения к материалам дела письменные пояснения от 19.03.2018, а также устно пояснили, что условия документации об Аукционе позволяют участникам закупки сформировать своё предложения о характеристиках предлагаемого к поставке товара при подаче первых частей заявок для участия в Аукционе.
Рассмотрев жалобу, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
26.02.2018 г. Заказчик разместил в единой информационной системе в сфере закупок извещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 205 393 102,00 рублей.
14.03.2018 г. 09-00 - дата и время окончания подачи заявок.
16.03.2018 г. - дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок.
19.03.2018 г. - дата проведения Аукциона в электронной форме.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев жалобу Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России считает ее обоснованной на основании следующего.
Статьей 7 Закона о контрактной системе установлен принцип открытости и прозрачности. Так, в силу части 3 указанной статьи информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Статья 8 устанавливает принцип обеспечения конкуренции. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по её заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Исходя из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе, следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях к объекту закупки. Требования к объекту закупки должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми.
Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
Частями 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на совершение при проведении торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Из взаимосвязанных целей регулирования Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции следует, что Заказчики при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны - не ограничить количество участников.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения муниципального образования "Город Ижевск".
Пунктом 4.3 раздела 4 документации об Аукционе установлено условие о том, что требования к качеству, результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика приведены в приложении N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание" и Проекте контракта (Раздел 5).
Пунктом 15 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание" установлен перечень товаров, с применением которых должны быть выполнены работы, являющиеся объектом закупки:
N п/п |
Наименование товаров |
Характеристика (показатель) и значение показателя |
1. |
Щебень из плотных горных пород для строительных работ |
фракция - св. 10 до 20 мм; марка по морозостойкости - > F200, марка по дробимости - > 1200, группа - не хуже 2; марка по истираемости - И1; удельная эффективная активность - (до 370 Бк/кг) или (св. 370 до 740 Бк/кг); содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы - (до 10 % по массе включ.) или (св. 10 до 15 % по массе включ.); число циклов замораживания и оттаивания - < 400; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94) - I или II |
2. |
Щебень из плотных горных пород для строительных работ |
фракция - св. 20 до 40 мм; марка по морозостойкости - > F200; марка по дробимости - > 1200; группа - не хуже 2; марка по истираемости - И1; удельная эффективная активность - (св. 370 до 740 Бк/кг) или (до 370 Бк/кг); содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы - (до 10 % по массе включ.) или (св. 10 до 15 % по массе включ.); число циклов замораживания и оттаивания - < 400; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94) - I или II |
3. |
Камень бортовой |
марка - БР 100.30.18; класс прочности бетона на сжатие - не ниже В30; класс бетона по прочности на растяжение при изгибе - не ниже В*4,0; марка щебня по прочности на сжатие - не ниже 1000; марка щебня по морозостойкости - > F200; марка бетона по морозостойкости - > F200; длина - 1000 мм.; высота - 300 мм |
4. |
Бетон тяжелый |
класс прочности на сжатие - > В15; марка по морозостойкости по первому базовому методу - > F1200; марка по водонепроницаемости - > W2; удельная эффективная активность - (до 370 Бк/кг) или (св. 370 до 740 Бк/кг); наибольшая крупность заполнителя - > 10 мм; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94) - I или II |
5. |
Битум |
марка - БНД 60/90 |
6. |
Асфальтобетонная смесь |
вид в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен - мелкозернистая; наибольший размер минеральных зерен - до 20 мм.; вид в зависимости от температуры при укладке - горячая; марка - II; тип - Б; марка по дробимости щебня - не ниже 1000; потеря массы при испытании щебня - (до 25 % включ.) или (св. 25 до 35 %); марка по морозостойкости щебня, применяемого для смесей - > F50; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94) - II |
7. |
Асфальтобетонная смесь |
вид в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен - песчаная; класс песка - I или II; вид в зависимости от температуры при укладке - горячая; марка - I; тип - Г; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94) - II |
8. |
Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь |
вид - ЩМА-15; смесь фракций щебня - от 5 мм до 15 мм; марка по дробимости щебня - > 1200; марка щебня по истираемости - И1; марка щебня по морозостойкости - > F50; класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94) - класс II |
9. |
Песок для строительных работ |
класс - I или II; группа по крупности - средний; модуль крупности - Св. 2,0 до 2,5; полный остаток на сите N 063 - Св. 30 до 45 % по массе; удельная эффективная активность - (до 370 Бк/кг) или (св. 370 до 740 Бк/кг); класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов (по ГОСТ 30108-94) - I или II |
10. |
Песчано-гравийная смесь для строительных работ |
тип - обогащённая; фракция песка - от 1,25 до 2,5 мм; фракция гравия - от 10 до 20 мм; группа в зависимости от содержания зерен гравия - > 4 группы; наибольшая крупность зерен гравия - 10 мм или 20 мм; группа песка по крупности - средний |
11. |
Люк смотрового колодца |
материал - серый чугун; марка чугуна (по ГОСТ 1412-85) - не ниже СЧ20; тип - Т; нагрузка номинальная - не ниже 250 кН |
12. |
Кольцо опорное |
марка - КО; диаметр наружный - 840 мм; диаметр внутренний - 700 мм; высота - 40-50 мм; класс бетона - В15 |
13. |
Плита перекрытия |
марка - ПП; диаметр наружный - 1160 мм; диаметр внутренний - 700 мм; высота - 150 мм; класс бетона - В15 |
14. |
Стеновое цилиндрическое кольцо |
марка - КС; диаметр наружный - 1160-1200 мм; диаметр внутренний - 1000 мм; высота - 290-1190 мм; класс бетона - В15 |
15. |
Дождеприемник |
материал - серый чугун; марка чугуна (по ГОСТ 1412-85) - не ниже СЧ20; тип - ДМ 1; нагрузка номинальная - не ниже 250 кН |
В соответствии с пунктом 14 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание" при выполнении работ, являющихся объектом закупки, подрядчик должен применять нормативные документы, указанные в таблице 2, в том числе ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 18105-2010, ГОСТ ГОСТ 8735-88, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 23735-2014.
Согласно пункту 11.2.2 раздела 1 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;
2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, указанным в Приложении N 2 к документации об аукционе (Техническое задание), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, применяемого при выполнении работ.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в качестве показателей товара, в отношении которых участники закупки должны подавать сведения о товаре (конкретные показатели), соответствующие значениям, указанным в документации об Аукционе, документация об Аукционе содержит требования к результатам испытаний товара:
- щебня из плотных горных пород для строительных работ (пункт 1 таблицы 3 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении таких требований как "удельная эффективная активность - (до 370 Бк/кг) или (св. 370 до 740 Бк/кг)", "содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы - (до 10 % по массе включ.) или (св. 10 до 15 % по массе включ.)";
- щебеня из плотных горных пород для строительных работ (пункт 2 таблицы 3 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении таких требований как "удельная эффективная активность - (св. 370 до 740 Бк/кг) или (до 370 Бк/кг)", "содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы - (до 10 % по массе включ.) или (св. 10 до 15 % по массе включ.)";
- бетона тяжёлого (пункт 4 таблицы 3 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении такого требования как "удельная эффективная активность - (до 370 Бк/кг) или (св. 370 до 740 Бк/кг)";
- асфальтобетонной смеси (пункт 6 таблицы 3 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении такого требования как "потеря массы при испытании щебня - (до 25 % включ.) или (св. 25 до 35 %)";
- песка строительного (пункт 9 таблицы 3 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении таких требований как "полный остаток на сите N 063 - (Св. 30 до 45 % по массе)", "удельная эффективная активность - (до 370 Бк/кг) или (св. 370 до 740 Бк/кг)".
В соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 18105-2010, ГОСТ ГОСТ 8735-88, ГОСТ 9128-2013 значения указанных выше показателей не являются нормируемыми характеристиками щебня, бетона, песка строительного в ходе приёмочного контроля предприятия-изготовителя, в связи с чем, участник закупки будет обязан в ходе исполнения контракта обеспечить соответствие значения названных характеристик товара, указанных им в заявке на участие в Аукционе, то есть, будет обязан нормировать их с момента подачи заявки для участия в Аукционе, что не предусмотрено Законом.
Указанные требования пунктов 1, 2, 4, 6, 9 таблицы 3 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание" являются требованиями к результатам периодических испытаний товаров, проводимых с целью подтверждения таких качественных, технических характеристик товара как группа щебня и класс щебня по удельной эффективной активности естественных радионуклидов, класс бетона по удельной эффективной активности естественных радионуклидов, прочность щебня, используемого при изготовлении асфальтобенонной смеси (харктеризуемой маркой щебня по истираемости), а также группа песка и его класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов.
Положения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе позволяют Заказчику устанавливать в документации об электронном аукционе в качестве показателей товара требования к техническим, качественным характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к результатам его испытания в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в качестве показателей товара, в отношении которых участники закупки должны подавать сведения о товаре (конкретные показатели), соответствующие значениям, указанным в документации об Аукционе, документация об Аукционе содержит требования к виду (способу) испытаний товара:
- щебня из плотных горных пород для строительных работ (пункт 1 таблицы 3 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении такого требования как "число циклов замораживания и оттаивания - 400";
- Щебеня из плотных горных пород для строительных работ (пункт 2 таблицы 3 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении такого требования как "число циклов замораживания и оттаивания - 400";
В соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93 значение указанного выше показателя не является нормируемой характеристикой щебня в ходе приёмочного контроля предприятия-изготовителя, в связи с чем, участник закупки будет обязан в ходе исполнения контракта обеспечить соответствие значения названной характеристики товара, указанной им в заявке на участие в Аукционе, то есть, будет обязан нормировать его с момента подачи заявки для участия в Аукционе, что не предусмотрено Законом.
Указанное требование пунктов 1, 2 таблицы 3 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание" является требованием к способу периодических испытаний товара, проводимых с целью установления такой качественной характеристики товара как морозостойкость, определяемой марками F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.
В соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93 марки щебня по морозостойкости определяются двумя способами: числом циклов замораживания и оттаивания, при котором потери в процентах по массе щебня и гравия не превышают установленных значений, а также по числу циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания.
Требованиям документации об Аукционе к марке щебня по морозостойкости (F200, F300, F400) соответствует число циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания при испытаниях, равное 15.
Положения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе позволяют Заказчику устанавливать в документации об электронном аукционе в качестве показателей товара требования к техническим, качественным характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к видам (способам) его испытания в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в качестве показателей товара, в отношении которых участники закупки должны подавать сведения о товаре (конкретные показатели), соответствующие значениям, указанным в документации об Аукционе, документация об Аукционе содержит требования к компонентам товара:
- камень бортовой (пункт 3 таблицы 3 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении таких требований как: класс прочности бетона на сжатие - не ниже В30; класс бетона по прочности на растяжение при изгибе - не ниже В4,0, марка щебня по прочности на сжатие - не ниже 1000; марка щебня по морозостойкости - > F200, марка бетона по морозостойкости - > F200;
- бетона тяжёлого (пункт 4 таблицы 3 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении такого требования как "наибольшая крупность заполнителя - > 10 мм";
- асфальтобетонной смеси (пункт 6 таблицы 3 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении таких требований как "наибольший размер минеральных зерен - (до 20 мм)", "потеря массы при испытании щебня - (до 25 % включ.)".
- щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (пункт 8 таблицы 3 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание") в отношении таких требований как "фракции щебня - от 5 мм до 15 мм; марка по дробимости щебня - > 1200; марка щебня по истираемости - И1; марка щебня по морозостойкости - > 50;
Требования к составу камня бортового, бетона тяжёлого, асфальтобетонной смеси и щебеночно-мастичной установлены в ГОСТ 18105-2010, ГОСТ 27006-86, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 31015-2002, ГОСТ 23735-2014.
Указанные в пунктах 3,4,6,8, таблицы 3 приложения N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание" требования к заполнителю камня бортового, бетона тяжёлого, зерновому составу асфальтобетонной смеси, щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси, и прочности применяемого при изготовлении асфальтобетонной смеси, щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси, материала являются требованиями к составляющим компонентам товара.
Положения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе позволяют Заказчику устанавливать в документации об электронном аукционе в качестве показателей товара требования к техническим, качественным характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Как указанно в определении Верховного суда Российской Федерации от 15.09.2016 г. N 307-КГ16-18338 "_установление в аукционной документации требований к компонентам и химическому составу товаров, а также требований к описанию участниками закупки в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, выполнении работ нарушает положения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе_".
Установленные Заказчиком в документации об Аукционе в качестве показателей товара, в отношении которых участники закупки должны подавать сведения о товаре (конкретные показатели), соответствующие значениям, указанным в документации об Аукционе, требования к результатам и способу (виду) испытаний товара, а также к компонентам товара являются избыточными, не соответствуют требованиям частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России установлены также следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
1) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64, пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки в части указания показателей товара, используемого при выполнении работ, Заказчиком установлено требование к показателю товара -группа щебня из плотных горных пород для строительных работ, щебня, указанному в значении "не хуже 2" (пункты 1, 2 таблицы 3 Приложения N 2 к документации об аукционе "Техническое задание").
Требования к щебню из плотных горных пород для строительных работ предусмотрены ГОСТ 8267-93.
Согласно ГОСТ 8267-93 щебень из плотных горных пород для строительных работ в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы подразделяют на пять групп - 1, 2, 3, 4, 5.
ГОСТ 8267-93 не содержит положений, раскрывающих значение термина "хуже" в отношении определения характеристик той или иной группы щебня. ГОСТ 8267-93 не содержит информации в отношении указанного значения группы щебня.
В связи с изложенным, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки, указанное в разделе 4 документации об Аукционе, Приложении N 2 к документации об аукционе "Техническое задание", сформулировано Заказчиком не в соответствии с терминологией, предусмотренной действующим стандартом ГОСТ 8267-93, не позволяет установить показатели товара (в отношении группы щебня из плотных горных пород для строительных работ), позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям Заказчика, что противоречит требованиям пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона и является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2) Согласно пункту 11.2.2 раздела 1 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, указанным в Приложении N 3 к документации об аукционе (Техническое задание), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, применяемого при выполнении работ.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в таблице N 3 Приложения N 2 к документации об аукционе "Техническое задание" (пункты 1,2,4,6,8,9) в отношении ряда товаров установлено требование о предоставлении информации в отношении конкретных показателей результатов, способов (видов) испытаний, а также компонентного состава товаров.
Указанные требования документации об Аукционе, предусматривающие требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов, способов (видов) испытаний, а также компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и компонентного состава таких товаров.
В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путём предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требования пунктов 1, 2 части 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В материалах дела по рассмотрению жалобы Заявителя имеются документы, согласно которым закупка путём проведения Аукциона осуществляется за счёт средств финансирования приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.01.2017 N 47 "Об иных межбюджетных трансфертах, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (вместе с "Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы") одним из обязательных условий соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, которое заключается между Федеральным дорожным агентством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, является обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению заключения контрактов на выполнение мероприятий, предусмотренных программами, в срок до 31 марта года, в котором реализуются программы.
В целях обеспечения принципа результативности и эффективности закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учётом того, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на итоги определения подрядчика, Комиссия Удмуртского УФАС России приняла решение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
На основании изложенного и, руководствуясь статьей 105, 106 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" по делу NОП07-06/2018-55 З, NОП07-06/2018-56 З на положения документации об электронном аукционе "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения муниципального образования "Город Ижевск"" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000118000352) обоснованной.
2. Признать Заказчика - МКУ г. Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" нарушившим требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе заказчику - МКУ г. Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" не выдавать.
4. Передать материалы дела для принятия решения о возбуждении производства по дела об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица заказчика - МКУ г. Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, а также виновного должностного лица уполномоченного учреждения - государственного казенного учреждения Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии |
_________ "_" |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии |
__________ "_"
_________ "_"
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 20 марта 2018 г. N ОП07-06-2018-56
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2018