На основании части 3, пункта 2) части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 22.03.2018 года N 90 Инспекция Краснодарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок
проведена внеплановая проверка в отношении ИФНС N 2 по городу Краснодару при проведении электронного аукциона : "Оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовой корреспонденции." (извещение N 0118100001818000003) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России поступили заявления ФГУП "Почта России", прокуратуры Краснодарского края о нарушении ИФНС N 2 по г. Краснодару положений Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона. Согласно доводам, поступивших заявлений, Заказчиком осуществляется проведения закупки с ограничениями, предусмотренными ст. 30 Закона о контрактной системе, что нарушает права ФГУП "Почта России", не являющегося субъектом малого предпринимательства. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено с нарушениями. Также извещение о проведении электронного аукциона противоречит п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе; информационная карта не соответствует ч. 5, 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в заявлениях, не согласились. Считают, что аукционная документация составлена в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Инспекция пришла к следующим выводам.
ИФНС N 2 по городу Краснодару проводился электронный аукцион "Оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовой корреспонденции."(извещение N 0118100001818000003).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 499 825 ,00 рубль.
ФГУП "Почта России" указано, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком были допущены нарушения действующего законодательства.
Краснодарское УФАС России, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14.
В соответствии с ч. 4 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.
Согласно ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, Краснодарское УФАС России осуществляет контроль при проведении с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта, контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта в полномочия Краснодарского УФАС не входит.
Вместе с тем, на основании п. 3) ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, копия заявления ФГУП "Почта России" была направлена в УФК по КК для рассмотрения заявления по существу в рамках полномочий.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 36) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.
Также, п. 1) ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено следующее:
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Дополнительная информация к требованию отсутствует 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ В случаях предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Глава 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". |
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В п. 4.2 раздела "Информационная карта" аукционной документации Заказчиком установлено:
Пункт 4.2. |
Дополнительные требования к участникам закупки |
1. Отсутствие в предусмотренном ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица. 2. Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства; 3. Копия лицензии на предоставление услуг почтовой связи (в соответствии с Федеральным законом от 07.07. 2003 N 126-ФЗ "О связи"); 4. Копия Выписки из Реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, выданная Роскомнадзором (в соответствии с требованиями и нормами Федерального Закона N152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных") |
Таким образом, исчерпывающий перечень документов, предоставляемых участником закупки в составе заявки, указан в аукционной документации. Извещение о проведении электронного аукциона, в нарушение п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе перечень документов, предоставляемых в составе заявки, не содержит.
Также требование к участникам закупки, установленное в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предусмотрено п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (единые требования к участникам закупки), при этом в извещении о проведении электронного аукциона требования к лицам указаны Заказчиком в графе требований к участникам закупки по ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, что не соответствует ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пп. 7) п. 4.1 раздела "Информационная карта" аукционной документации Заказчиком указано: "В подтверждении соответствия установленным требованиям Участник закупки предоставляет следующие сведения в форме декларирования: 7) участник закупки не является офшорной компанией".
Требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией, предусмотрено п. 10) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе и не подпадает под перечень обязательного декларирования по п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе).
Таким образом, требования Заказчика противоречат п. 2) ч. 5 ст. 66, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным "законом". В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным "законом", следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено следующее:
Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг |
С даты подписания Государственного контракта, но не ранее 02 апреля 2018 по 31.12.2018. |
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе).
В п. 4.1 проекта государственного контракта установлено следующее: услуга должна быть оказана с 02.04.2018 г. по 31.12.2017 г. (включительно) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту).
Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, Заказчиком в ЕИС в сети "Интернет" размещена противоречивая информация о сроке оказания услуг.
Согласно п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе).
В извещении о проведении электронного аукциона установлено:
Ограничения и запреты |
1 Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации |
Таким образом, в проводимой закупке могут принять участие только лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства.
Согласно п. 1) ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Заказчик в обоснование правомерности установления ограничений в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе ссылается на ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, исполнение ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе не исключает соблюдение требования ст. 8 Закона о контрактной системе при планировании закупок.
Предметом контракта является оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовой корреспонденции.
Согласно п. 2.1, 2.2.1 устава ФГУП "Почта России" предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей населения в результатах его деятельности и получения прибыли. Предприятие выполняет задачи по обеспечению на всей территории Российской Федерации наиболее полного удовлетворения потребностей граждан, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и юридических лиц в предоставлении услуг почтовой связи. 2.2. Для достижения целей и задач, указанных в п.2.1. настоящего Устава, Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия): 2.2.1. Оказание всех видов услуг почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Оказание универсальных услуг почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской федерации, по доступным ценам и тарифам, регулируемым государством.
При этом, данный участник рынка не является и не может являться субъектом малого предпринимательства.
Таким образом, ограничения, установленные Заказчиком, в части проведения закупки только среди субъектов малого предпринимательства, ограничивают право возможности участия в данной закупки лица, созданного для оказания услуг, являющихся предметом контракта, а также отнесенного к субъектам естественной монополии.
На основании изложенного требования Заказчика противоречат ч. 2 ст. 8, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Допущенные Заказчиком нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Инспекция, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика- ИФНС N 2 по городу Краснодару нарушение ч. 3 ст. 7, п. 6) ч. 5 ст. 63, ч. 5, 6 ст. 66, ч. 2 ст. 8, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику - ИФНС N 2 по городу Краснодару (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 марта 2018 г. N ВП-41/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2018