Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее также - ООО "Новострой", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Администрации муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я), уполномоченный орган): не явились, представили письменные пояснения;
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" (далее также - МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус (район)", заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус (район)", уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на инвестирование выполнения строительно-монтажных работ на объекте: "Школа на 20 мест в с. Хомустах, Верхневилюйского улуса" (извещение N 0116300007018000064), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Новострой".
Из текста жалобы заявителя следует:
В аукционной документации установлены требования к участнику закупки, в числе которых следующие требования:
"Документы, копии документов или информация, подтверждающие соответствие участника аукциона установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе:
2.1. Документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки:
1) участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2) СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
3) совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
Все перечисленные выше требования не распространяются:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 (три) млн. руб. и менее;
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юр.лица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.".
Указывают, что действия Заказчика установившего в документации об Аукционе условие о сроке выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного органа указано следующее: "Заказчиком в аукционной документации не указано условие о сроке выписки из реестра членов саморегулируемой организации. Выписка носит декларативный характер о том, что участник отвечает установленным требованиям, выписку из реестра членов СРО, в составе 2-х частей, а далее Заказчик запрашивает у СРО достоверность представленной выписки, которую она обязана предоставить в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Требование установлено Заказчиком, чтобы понимать, что участник закупки является членом СРО и уже отвечает специальным требованиям на этапе подачи заявок.
В соответствии с выше приведенным, заказчик считает жалобу необоснованной, а требования заявителя безосновательными, а также на основании того, что у участника были все возможности предусмотренные законодательством РФ для подачи заявки и запроса о разъяснении положений аукционной документации".
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки АО "РАД" (https://gz.lot-online.ru)- 27.02.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 15 949 300,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 2 заявки от участников закупки, заявки всех участников закупки допущены к участию в электронном аукционе;
5) дата проведения электронного аукциона - 22.03.2018 г.
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Новострой" необоснованной на основании следующего.
Как следует из текста жалобы, Обществом обжалуются действия заказчика в части неправомерного установления в аукционной документации условия о сроке действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пункт 2 раздела 7 Информационной карты аукционной документации содержит, в том числе следующие требования:
"Документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки:
1) участник аукциона должен быть (Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ Статья 55.8. часть 1) членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2) СРО, в которой состоит участник, должна иметь ( Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ Статья 55.8. часть 3 пункт 1.) компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
3) совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать (Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ Статья 55.8. часть 3 пункт 2.) уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
Все перечисленные выше требования не распространяются:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 (три) млн. руб. и менее;
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юр.лица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ".
По мнению заявителя, заказчик указал условие о сроке выписки из реестра членов саморегулируемой организации, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, при этом Обществом не конкретизировано, какое условие о сроке выписки из реестра членов саморегулируемой организации установлено в аукционной документации.
Между тем, как следует из материалов дела условие о сроке выписки из реестра членов саморегулируемой организации в аукционной документации отсутствует.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Следовательно, в силу вышеуказанной нормы, обязанность доказывания обоснованности доводов жалобы возложено на заявителя.
Между тем, заявителем в материалы дела не представлено документов, подтверждающих обоснованность довода жалобы, в том числе невозможности принять участия в данной закупке.
Таким образом, довод жалобы ООО "Новострой" не нашел своего подтверждения.
Жалоба ООО "Новострой" признана необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно материалам дела в пункте 2 раздела 7 Информационной карты аукционной документации установлены следующие требования к составу заявок на участие в электронном аукционе, в том числе:
"Документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки:
1) участник аукциона должен быть (Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ Статья 55.8. часть 1) членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2) СРО, в которой состоит участник, должна иметь (Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ Статья 55.8. часть 3 пункт 1.) компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
3) совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать (Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ Статья 55.8. часть 3 пункт 2.) уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
Все перечисленные выше требования не распространяются:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 (три) млн. руб. и менее;
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юр.лица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ
2.2.1. копия исполненного контракта (договора);
2.2.2. копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
2.2.3. копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий аукцион".
В извещении о проведении закупки установлены следующие требования, в том числе:
"1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): Предусмотрено для аукционов
2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ: Предусмотрено для аукционов".
При этом извещение N 0116300007018000064 о проведении закупки не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного заказчик/уполномоченный орган признаются нарушившими пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела, у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
2. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее также - Постановление N 570) установлено следующее:
Пункт "а": возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
Пункт "б": конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу Постановления N 570 и до 01.07.2018;
Пункт "в": порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
Согласно материалам дела заказчик-застройщик обязуется полностью завершить строительство объекта и передать готовый объект инвестору по актам приема-передачи в срок не позднее 20 декабря 2018 года.
Пунктом 2.1. проекта контракта установлено, что заказчик-застройщик обязуется организовать выполнение работ и совершить все необходимые действия по строительству объекта и передать результат инвестиционной деятельности инвестору в соответствии с условиями настоящего контракта, а инвестор обязуется принять и оплатить результат инвестиционной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
При этом, заказчиком установлен график производства работ на объекте: "Школа на 20 мест в с. Хомустах, Верхневилюйского улуса", создаваемого в будущем, на территории муниципального образования "Хомустахский наслег", в котором определены работы по строительству, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц в соответствии Постановление N 570.
Между тем, проект контракта не содержит условия об ответственности подрядчика/исполнителя за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Таким образом, заказчик/уполномоченный орган признаются нарушившими часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус (район)", уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на инвестирование выполнения строительно-монтажных работ на объекте: "Школа на 20 мест в с. Хомустах, Верхневилюйского улуса" (извещение N 0116300007018000064)необоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Администрацию МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я), заказчика МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус (район)" нарушившими пункт 6 части 5 статьи 63, часть 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МКУ "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" МР "Верхневилюйский улус (район)" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 марта 2018 г. N 06-200/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2018