Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.А. Мироновой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО": С.М. Черного,
ООО "ЧОО Лион": Р.И. Ананко,
рассмотрев жалобу ООО "ЧОО Лион" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Восточное Дегунино" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг охраны объектов ГБУ "Жилищник района Восточное Дегунино" (Закупка N 0373200018818000118) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NТФ/14136/18 от 27.03.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует неправомерное признание заявки ООО "ЧОО "ЧЕСТАР" соответствующей требованиям конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 19.03.2018 NПРО1 конкурсная заявка
ООО "ЧОО "ЧЕСТАР" признана соответствующими требованиям конкурсной документации.
Согласно ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
На заседании Комиссии Управления, что конкурсная документация содержит ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, а также социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пп. "и" п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать декларацию о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать декларация о принадлежности участника такого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления Заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки "ООО ЧОО "ЧЕСТАР" представлена декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным статьей 30 Закона о контрактной системе.
Также представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки "ООО ЧОО "ЧЕСТАР" также представлено письмо Федеральной налоговой службы от 07.09.2017 г. N08-20/584297, согласно которому "ООО ЧОО "ЧЕСТАР" относится к субъектам малого предпринимательства.
Согласно ч.4 ст.4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства) внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 упомянутой статьи закона. Непосредственный порядок внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующий реестр определен ч.5 ст.4.1 Закона о развитии предпринимательства.
Так, в соответствии с п.1 ч.5 ст.4.1 Закона о развитии предпринимательства сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст.4 Закона о развитии предпринимательства (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ч.3 ст.4 Закона о развитии предпринимательства), вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в ч. 4 ст.4.1 Закона о развитии предпринимательства сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Таким образом, законодательно установленная категория субъекта "малого" и "среднего" предпринимательства устанавливается уполномоченным на то органом государственной власти на основании имеющихся в его распоряжении документов в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также исходя из сведений, представленных названными лицами в отношении своей среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
При этом, Закон о развитии предпринимательства не устанавливает обязанности юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя вносить сведения в упомянутый выше реестр, ввиду чего Заказчик должен исходить из достаточности факта предоставления в заявке декларации для определения принадлежности такого участника к субъекту малого предпринимательства.
Также Комиссия Управления отмечает, что основной признак субъекта малого предпринимательства в контексте ч. 4 ст. 4.1 Закона о развитии предпринимательства заключается не в наличии сведений об этом субъекте в соответствующем реестре, а именно его соответствие предъявляемым упомянутой нормой права требованиям в отношении среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих об отсутствии у участника закупки "ООО ЧОО "ЧЕСТАР" статуса субъекта малого предпринимательства, а также не представлено доказательств, подтверждающих нарушение Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
В силу ч.2 ст.53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение конкурсной комиссии Заказчика в части признания заявки "ООО "ЧОО "ЧЕСТАР" соответствующей требованиям конкурсной документации является правомерным.
2. Заявитель также обжалует действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка оценки заявки Заявителя по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 19.03.2018 NПРО1 заявке Заявителя по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" присвоено 2.25 балла.
Согласно п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные ст.51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Установлено, что в конкурсной документации установлены следующие положения порядка оценки заявок:
Показатель "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг": Коэффициент значимости (КЗ) =0.45; Максимальная оценка по показателю -45.0 баллов. Содержание: Максимальная оценка по показателю - 45 баллов. Оценивается предложение участника о количестве квалифицированных специалистов, которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении контракта, а именно сотрудники охраны, обладающие правовым статусом. Сведения подтверждаются следующими документами:
- копия действующего договора страхования частных охранников на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг, заключенного частной охранной организацией со страховой организацией в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", и содержащего сведения о количестве застрахованных лиц;
- копия документа, содержащего сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме, установленной приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174 "Об утверждении формы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год". Заявка участника с наибольшим количеством сотрудников с подтвержденной квалификацией оценивается максимальным количеством баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ). Порядок оценки: Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ 100 (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
В составе жалобы указано, что в заявке Заявителя по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" представлена копия договора страхования охранников с приложением списка застрахованных лиц в количестве 92 человек, а также копия справки о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по состоянию на 01.01.2018 с указанием 5 человек.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при оценке заявки ООО "ЧОО Лион" по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" конкурсная комиссия пришла к заключению, что порядку оценки соответствуют 5 работников, поскольку в копии справки о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год отсутствуют сведения о 92 работниках.
Вместе с тем, представителем Заявителя не предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении конкурсной комиссией Заказчика норм Закона о контрактной системе и несоблюдении конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки заявок на участие в конкурсе относительно показателя "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг.
Кроме того, согласно ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п.3-4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия конкурсной комиссии Заказчика при оценки заявки Заявителя в части соблюдения порядка оценки, установленного в конкурсной документации по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
3. Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно Извещению о проведении открытого конкурса объектом закупки является оказание услуг охраны объектов ГБУ "Жилищник района Восточное Дегунино".
В конкурсной документации установлено, что по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" оценивается предложение участника о количестве квалифицированных специалистов, которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении контракта, а именно сотрудники охраны, обладающие правовым статусом, при этом, сведения подтверждаются следующими документами:
- копия действующего договора страхования частных охранников на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг, заключенного частной охранной организацией со страховой организацией в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", и содержащего сведения о количестве застрахованных лиц;
- копия документа, содержащего сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме, установленной приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174 "Об утверждении формы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год". Заявка участника с наибольшим количеством сотрудников с подтвержденной квалификацией оценивается максимальным количеством баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ).
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что определенный Заказчиком порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" в части предоставления копии документа, содержащего сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, не позволяет определить количество квалифицированных сотрудников, которые могут быть привлечены для оказания услуг. Ввиду того, что среднесписочная численность работников представляет собой статистический показатель, рассчитанный за определенный период времени, справка о среднесписочной численности работников не свидетельствует о фактическом количестве специалистов на момент подачи заявки на участие в закупке.
Кроме того, в силу абзаца второго п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
При этом, в силу п.28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п.10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым п.11 Правил.
Согласно п.24 Правил в случае, если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым п.11 Правил установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором п.11 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если Кmax Кпред, - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);
при этом НЦБmax = КЗ x 100,
где: КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1; Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором п.11 Правил; НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, каким образом установленный в документации порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" позволяет определить количество квалифицированных сотрудников, находящихся в штате организации, а также выявить лучшее предложение среди участников закупки.
В свою очередь, по мнению Комиссии Управления, в рамках порядка оценки заявок целесообразно определить и установить предельное максимальное значение количества специалистов, необходимых для оказания услуг по контракту.
Так, по мнению Комиссии Управления, при условии, что для обеспечения надлежащего оказания услуг по охране требуется, например, 30 квалифицированных сотрудников, наличие в штате участника закупки 40 квалифицированных сотрудников в должной мере обеспечивает Заказчика необходимыми трудовыми ресурсами для оказания услуг по охране, ровно как и наличие в штате у иного участника закупки 90 квалифицированных сотрудников. Иными словами, при наличии у участников закупки в штате квалифицированных сотрудников в количестве, предельно необходимом Заказчику для исполнения контракта, данные участники в равной степени имеют абсолютно равную возможность обеспечить оказание услуг в объеме, определенном в документации о закупке. В свою очередь, наличие в штате у участника закупки количества квалифицированных сотрудников, превышающего определенное потребностью Заказчика предельное значение, не может являться предметом оценки для выявления лучшего предложения, поскольку не свидетельствует об очевидном и объективном преимуществе такого участника.
При этом, п.2 ст.1 Закона Российской Федерации N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N2487-1) частный охранник - гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном Законе N2487-1 порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией.
Таким образом, квалификация охранника подтверждается удостоверением, а численность охранников определяется исходя из штатного расписания, поскольку Законом N2487-1 предусмотрена возможность работы охранником исключительно по трудовому договору.
В связи с изложенным, порядок оценки конкурсных заявок в рассматриваемом случае должен содержать указание на необходимость предоставления в том числе выписки из штатного расписания и удостоверений частного охранника, что позволит в совокупности с договором страхования частных охранников на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг, заключенного частной охранной организацией со страховой организацией в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", однозначно определить число квалифицированных сотрудников, которые могут быть привлечены для оказания услуг.
Таким образом, по мнению Комиссии Управления, информация о среднесписочной численности работников участника закупки за предшествующий календарный год не может являться предметом оценки для выявления лучшего предложения, поскольку не свидетельствует о количестве квалифицированных сотрудников, находящихся в штате организации.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют п. 9 ч. 1 ст.50, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЧОО Лион" на действия конкурсной комиссии ГБУ города Москвы "Жилищник района Восточное Дегунино" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст.50, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: А.С. Спирякова
Е.А. Миронова
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 марта 2018 г. N 2-57-3765/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2018