Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская поликлиника N4 город Нижний Тагил" -
- заявителя в лице ООО "Альфа-3Д" -
рассмотрев жалобу ООО "Альфа-3Д" (620144, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 195, оф. 936) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская поликлиника N4 город Нижний Тагил" (622036, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Новострой, д. 24), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного на оказание услуг по санитарно - противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям (дератизация, дезинсекция, дезинфекция) на 2018 год (извещение N 0362300062118000032), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Альфа-3Д" (вх. N 01-5509 от 26.03.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская поликлиника N4 город Нижний Тагил", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по санитарно - противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям (дератизация, дезинсекция, дезинфекция) на 2018 год (извещение N 0362300062118000032), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указал, что при проведении закупки Заказчиком в аукционной документации было установлено избыточное требование к участникам закупки, составу второй части заявок о предоставлении лицензии по дезинфектологии в нарушение норм Закона о контрактной системе. Просит признать жалобы обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.03.2018 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме N 0362300062118000032 и документация об аукционе на оказание услуг по санитарно - противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям (дератизация, дезинсекция, дезинфекция) на 2018 год.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 85 026 ,67 рублей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Также согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать следующую информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД 2), принятому и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N14-ст, в котором использован иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, включает:
раздел N "Услуги административные и вспомогательные",
класс 81 "Услуги по обслуживанию зданий и территорий",
группу 81.29 "Услуги по чистке и уборке прочие",
вид 81.29.11 "Услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации", содержащий следующие пояснения: "Эта группировка включает:
- услуги по дезинфекции жилых зданий и прочих зданий и сооружений;
- услуги по дезинфекции транспортных средств, например автобусов, поездов, судов, самолетов;
- услуги по уничтожению насекомых, грызунов и прочих вредителей;
- услуги по фумигации и услуги по борьбе с вредителями",
категорию 81.29.11.000 "Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации".
Таким образом, дезинфекция, дезинсекция, дератизация могут осуществляться в рамках оказания услуг по обслуживанию зданий и территорий. Особо следует отметить, что услуги в области здравоохранения включены в класс 86 раздела Q ОКПД2.
Вместе с тем, извещением N 0362300062118000032 объект закупки определен следующим образом:
Код позиции |
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед.изм. |
Стоимость |
| |||||
|
Дезинсекция помещений по адресам: ул.Новострой, д.24, ул. Победы, д.24, ул.Дружинина,53 (3 раза в год) |
м[2*] |
25248,60 |
1,00 |
25 248,60 |
|
Дератизация помещений по адресам: ул.Новострой, д.24, ул. Победы, д.24, ул.Дружинина,53 (5 раза в год) |
м[2*] |
42081,00 |
0,47 |
19 778,07 |
|
Контроль заселенности насекомыми по адресам: ул.Новострой, д.24, ул. Победы, д.24, ул.Дружинина,53 (обработка 2 раза в месяц, 20 раз в год) |
м[2*] |
50000,00 |
0,80 |
40 000,00 |
Таким образом, заказчиком установлены код ОКПД2 - 81.29.11.000 - "Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации", включенные в класс 81 "Услуги по обслуживанию зданий и территорий".
В статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" даны основные понятия, в том числе:
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Указанное свидетельствует о том, что санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия могут осуществляться, в том числе как в рамках оказания услуг по обслуживанию зданий и территорий, так и в рамках медико-санитарных мер.
По определению, данному пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность представляет собой профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональную деятельность, связанную с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее -Положение о лицензировании медицинской деятельности).
Пунктом 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности предусмотрено, что лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:
а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в отношении:
медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
иных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, в части лицензионного контроля (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочий по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий;
б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления дубликатов лицензий и копий лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация) в отношении:
медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, согласно Письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Свердловской области N1166-689118 от 05.03.2018 г. при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Таким образом, лицензирующий орган (Росздравнадзор) в своем письме прямо указывает на то, что дезинфекция, дезинсекция, дератизация, проводимая не в рамках оказания медицинских услуг, лицензированию не подлежит.
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к настоящему Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной) паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), содержатся, в том числе работы (услуги) по дезинфектологии.
В ГОСТ Р 56994-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2016 N 748-ст) даны следующие понятия:
2.1.3 дезинфектология: Область науки, изучающая закономерности неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней путем воздействия на патогенные биологические объекты и их переносчиков.
2.1.4 дезинфекционная деятельность: Деятельность, связанная с разработкой, испытанием, производством, хранением, транспортированием, реализацией, применением и утилизацией средств, оборудования, материалов для стерилизации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и контроля за их эффективностью и безопасным применением.
2.1.2 дезинсекция: Умерщвление членистоногих переносчиков инфекционных заболеваний человека, а также имеющих санитарно-гигиеническое значение с использованием механических, физических, химических и биологических средств.
2.7.7 дезинсекционные мероприятия: Комплекс организационных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий, направленных на снижение численности членистоногих, переносчиков инфекционных заболеваний человека, а также на создание условий, неблагоприятных для их жизни и распространения.
2.1.6 дезинфекция: Умерщвление (удаление, уничтожение) микроорганизмов - возбудителей инфекционных и паразитарных болезней - на (в) объектах с целью прерывания путей передачи эпидемического процесса.
2.7.4 дезинфекционные мероприятия: Работы по профилактической дезинфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация), очаговой дезинфекции (текущая и заключительная дезинфекция, дезинсекция, дератизация), а также по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения.
2.7.13 дезинфекционные мероприятия медицинские: Дезинфекционные мероприятия, направленные на прерывание путей передачи инфекционных болезней человека.
2.1.7 дератизация: Умерщвление (уничтожение) с применением дератизационных средств грызунов, имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое значение либо приносящих экономический ущерб.
2.6.2 дератизация профилактическая: Система организационных, инженерных, технических санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий с целью предотвращения заселения объектов, природных стаций грызунами либо поддержания их численности на приемлемом уровне.
Исходя из Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной) паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н, зарегистрированного в Минюсте России 06.05.2013 N 28321 (далее -Требования), работы (услуги) по дезинфектологии организуются и выполняются при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, при оказании помощи при санаторно-курортном лечении.
В соответствии с данными Требованиями работы (услуги) по дезинфектологии включены в следующие разделы:
2. При оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
1) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях
4) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях;
5) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара.
3. При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
1) при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара;
2) при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
4. При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
5) при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в стационарных условиях (в условиях отделения экстренной медицинской помощи).
6. При оказании медицинской помощи при санаторно-куротном лечении.
Указанное свидетельствует о том, что только при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи работы (услуги) по дезинфектологии могут быть отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию. В случае осуществления дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, не предусматривающих осуществления мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, не являющихся медицинскими услугами, получение лицензии на осуществление медицинской деятельности не требуется.
Вместе с тем, п. 13.1 Информационной карты аукционной документации заказчик устанавливает единые требования к участникам электронного аукциона (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Закона о контрактной системе), в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, дающей право проведения работ в области дезинсекции, дератизации и контроля заселенности насекомыми (в соответствии с ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")
Пунктом 14.2 информационной карты аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе. В соответствии с данным пунктом вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения, в том числе: копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, дающей право проведения работ в области дезинсекции, дератизации и контроля заселенности насекомыми (в соответствии с ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Вместе с тем, пунктом 1 Части II "Объект закупки" определен Объем оказываемых услуг, место оказания услуг, а именно:
Объем оказываемых услуг, место оказания услуг: |
Дезинсекция помещений по адресам: ул. Новострой, д.24,ул. Победы, 24, ул. Дружинина, 53 (обработка 3 раза в год) - 25248,6 м
Дератизации помещений по адресам: ул. Новострой, д.24, ул. Победы, 24, ул. Дружинина, 53 (обработка 5 раз в год) - 42081 м
Контроль заселенности насекомыми по адресам: ул. Новострой, д.24, ул. Победы, 24, ул. Дружинина, 53 (контроль заселенности насекомыми 2 раза в месяц, 20 раз в год) 50 000,0 м
Оказание услуг осуществляется по трем объектам Заказчика, расположенные по адресам: - Здание поликлиники по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Новострой , 24 - Отделение дневного стационара N 2 по адресу: г. Нижний Тагил, ул., Победы, 24 - Филиал поликлиники (Терапевтическое отделение N 4) по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Дружинина, 53 |
Дезинсекция, дератизация помещений и контроль заселенности насекомыми относится к мероприятиям по дезинсекции, дератизации однако она проводится не в рамках оказания медицинской помощи, поэтому наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии в данном случае не требуется.
Таким образом, заказчик устанавливает требование к участникам закупки требование о наличии у участника аукциона действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, дающей право проведения работ в области дезинсекции, дератизации и контроля заселенности насекомыми в нарушение п.1 ч.1 ст.31, ч. 3 ст. 64, п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
За установление требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Альфа-3Д" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская поликлиника N4 город Нижний Тагил" выявлено нарушение п. 1 ч.1 ст. 31, ч. 3 ст. 64, п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская поликлиника N4 город Нижний Тагил", его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за включение в состав аукционной документации требования о наличии у участника аукциона действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, дающей право проведения работ в области дезинсекции, дератизации и контроля заселенности насекомыми на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на совершение таких действий по закупке N 0362300062118000032, объяснением по факту выявленного нарушения ____________ 2018 г. в __-__.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 400-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 29.03.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего решения N400-З от 29.03.2018 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская поликлиника N4 город Нижний Тагил" в срок до 28 апреля 2018 года устранить нарушение Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки (извещение N 0362300062118000032), внесения изменений в аукционную документацию в части устранения нарушений, установленных решением N400-З от 29.03.2018 г., продления сроков подачи заявок и завершить процедуру закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская поликлиника N4 город Нижний Тагил" в срок до 08 мая 2018 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 марта 2018 г. N 400-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2018