Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля закупок, |
- Смирнова Л.О. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
рассмотрев жалобу закрытого акционерного общества "Накал" - Промышленные печи" (далее также - ЗАО "Накал" - Промышленные печи", заявитель) о нарушении Акционерным обществом "Петровский электромеханический завод "Молот" (далее также - АО "Петровский электромеханический завод "Молот", заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку товара для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ЗАО "Накал" - Промышленные печи" о нарушении АО "Петровский электромеханический завод "Молот" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку "Электропечи сопротивления камерной" (в рамках государственного оборонного заказа), номер извещения 1260000000218000010 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе содержит требования к товарам, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, что противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители ЗАО "Накал" - Промышленные печи" и АО "Петровский электромеханический завод "Молот" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 02.03.2018 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru размещены извещение об осуществлении закупки путём проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку "Электропечи сопротивления камерной" (в рамках государственного оборонного заказа) и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступало Акционерное общество "Петровский электромеханический завод "Молот".
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 649 420,00 рублей.
2) В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 названного Федерального закона.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки определено государственным заказчиком в Приложении N4 к документации об электронном аукционе.
В пункте 4 Приложения N4 к документации об электронном аукционе АО "Петровский электромеханический завод "Молот" определены требования к поставляемому оборудованию.
В частности установлен тип регулятора температуры - МБУ.
Между тем замена терморегулятора с МБУ на иные документацией о закупке не допускается.
Вместе с тем терморегулятор МБУ не превосходит по своим характеристикам и выполняемым функциям терморегулятор Термодат.
Таким образом, указание конкретного типа термопроизводителя в техническом задании ограничивает количество участников закупки, что свидетельствует о нарушении государственным заказчиком положений части 2 статьи 8 и части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В связи с этим жалоба заявителя признаётся обоснованной.
3) В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается.
20.03.2018 на основании решения заказчика в извещение об осуществлении закупки и документацию об электронном аукционе внесены изменения.
Дата и время окончания подачи заявок - 22.03.2018 11:00.
Таким образом, учитывая положения главы 11 ГК РФ, внесение изменений в извещение об осуществлении закупки возможно не позднее 19.03.2018.
В связи с этим АО "Петровский электромеханический завод "Молот" признаётся нарушившим положения части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
4) В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика по одному и более лоту не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В силу части 3 статьи 36 Закона о контрактной системе решение об отмене определения поставщика размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения. Определение поставщика считается отменённым с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе. Дата и время окончания подачи заявок 09.04.2018 11:00.
Воспользовавшись указанной нормой, АО "Петровский электромеханический завод "Молот" 21.03.2018 приняло решение об отмене определения поставщика на поставку "Электропечи сопротивления камерной" (номер извещения 1260000000218000010).
21.03.2018 извещение об отмене определения поставщика размещено в единой информационной системе, что не противоречит действующему законодательству.
5) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа федеральный орган исполнительной власти вправе выдать государственному заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлено, что заказчик добровольно отказался от проведения рассматриваемого электронного аукциона, в связи с чем необходимость выдачи ему предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа
решила:
1. Признать жалобу закрытого акционерного общества "Накал" - Промышленные печи" на действия Акционерным обществом "Петровский электромеханический завод "Молот" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на на поставку "Электропечи сопротивления камерной" (в рамках государственного оборонного заказа), номер извещения 1260000000218000010, обоснованной.
2. Признать государственного заказчика нарушившим положения части 1 статьи 33, части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Предписание АО "Петровский электромеханический завод "Молот" не выдавать в связи с отменой закупки.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Д.В. Рыжов
Л.О. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28 марта 2018 г. N 561
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2018